Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 20.08.2008 по делу n А29-2416/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

610017, г. Киров, ул. Молодой Гвардии, 49, http://www.2aas.arbitr.ru/

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

21 августа 2008 года

Дело №   А29-2416/2008 

(объявлена резолютивная часть)

 21 августа 2008 года

(изготовлен полный текст)

Второй арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего  Л.Н. Лобановой

судей  Л.И. Черных, Г.Г. Буториной

при ведении протокола судебного заседания судьей  Л.Н. Лобановой

 

при участии в заседании:

от заявителя: не явился;

от ответчика: Тырбылев И.А. по доверенности № 05-20/9 от 13.08.2008.

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Республике Коми

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 17.06.2008 по делу № А29-2416/2008, принятое судом в составе судьи Макаровой Л.Ф., по заявлению Муниципального унитарного предприятия «Вуктылжилкомхоз»

к  Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Республике Коми

о признании недействительным решения,

установил:

Муниципальное унитарное предприятие «Вуктылжилкомхоз» обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением (с учетом заявления об уточнении требований) о признании недействительным решения Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Коми № 26 от 19.02.2008 «О взыскании налогов, сборов, пеней штрафов за счет имущества налогоплательщика – организации» в части взыскания единого социального налога в сумме 5 711 032 руб. и пени в сумме 438 405 руб. 16 коп.

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 17.06.2008 года требования заявителя удовлетворены частично: решение налогового органа признано недействительным в части доначисления единого социального налога в сумме 5 620 424 рубля и пени в размере 431 449 руб. 67 коп.

В удовлетворении остальной части заявленных требований муниципальному унитарному предприятию отказано.

ИФНС России №3 по Республике Коми не согласилась с принятым судебным актом и обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой на решение суда от 17.06.2008 года.

Заявитель жалобы считает, что решение суда первой инстанции принято с неправильным применением норм материального права, а также не полно выяснены обстоятельства имеющие значение для дела, что согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 270 Налогового кодекса РФ является основанием для отмены судебного акта.

Сославшись на статью 243 Налогового кодекса Российской Федерации, инспекция полагает, что признанная занижением единого социального налога сумма и пени по нему доначислены предприятию с соблюдением налогового законодательства.

Взыскание по решениям Арбитражного суда Республики Коми А29-4689/2007 от 12.09.2007, А29-6496/2007 от 26.11.2007 задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за первое полугодие 2007 года не является основанием для признания оспариваемого решения налогового органа недействительным, так как ни на момент вынесения оспариваемого решения, ни на момент рассмотрения дела судами,  уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в полном объеме не произведено. По мнению заявителя апелляционной жалобы, указанная позиция отражена в определении Конституционного суда РФ №457-0 от 08.11.2005 года. Судом первой инстанции, по мнению инспекции, неправомерно не учтены вышеизложенные обстоятельства, что явилось причиной принятия незаконного решения.

Муниципальное унитарное предприятие «Вуктылжилкомхоз» в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения. Надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы своего представителя в судебное заседание не направило.

Представитель налогового органа в судебном заседании поддержали позиции, изложенные в жалобе.

Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке установленном в статьях 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Межрайонной Инспекцией ФНС № 3 по РК была проведена камеральная проверка представленного МУП «Вуктылжилкомхоз» расчета по авансовым платежам по единому социальному налогу за полугодие 2007 года, в ходе которой сделан вывод о занижении налогоплательщиком суммы налога, подлежащей уплате в федеральный бюджет, в результате применения налогового вычета в сумме, превышающей сумму фактически уплаченных страховых взносов.

По результатам камеральной проверки расчета был составлен акт № 2717 от 31.10.2007, на основании которого 06.12.2007 заместителем начальника Межрайонной Инспекции ФНС России № 3 по РК вынесено решение № 15-16/93/6387 об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, в котором налогоплательщику предложено уплатить единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет, в сумме 5 711 032 руб., а также пени за его несвоевременную уплату, размер которых по состоянию на 06.12.2007 составил 350 836 руб. (л.д. 78 т.1).

В соответствии со статьями 69, 70, пункта 3 статьи 101.3  Налогового кодекса РФ налогоплательщику было направлено требование № 1014 от 17.01.2008г. об уплате налога и пени в срок до 27.01.2008. (л.д. 71 т.1)

Так как требование не исполнено, Межрайонной Инспекцией ФНС России № 3 по РК 12.02.2008 было принято решение № 484 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика - организации в банках. (л.д. 35 т.1)

Инкассовые поручения №№ 641, 642 от 12.02.2008 на взыскание единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в сумме 5 711 032 руб. и пени в сумме 350 836 руб., предъявленные к расчетному счету предприятия  в Ухтинском филиале АБ «Газпромбанк» (ОАО), в связи с отсутствием на расчетном счете денежных средств помещены в картотеку неисполненных документов, что подтверждается извещениями банка о постановке в картотеку от 15.02.2008. (л.д. 36,37,83,84 т.1)

31.01.2008 на основании статей 69, 70 Налогового кодекса РФ в адрес МУП «Вуктылжилкомхоз» было направлено требование № 10236 от 28.01.2008 об уплате в срок до 07.02.2008 налогов и пени, в том числе пени, начисленных по состоянию на 21.01.2008 за несвоевременную уплату единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет. (л.д. 22 т.2)

Неисполнение требования № 10236 от 28.01.2008 явилось основанием для принятия решения № 601 от 14.02.2008 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика - организации в банках. (л.д. 51 т.2)

Предъявленные на основании указанного решения к расчетному счету предприятия в Ухтинском филиале АБ «Газпромбанк» (ОАО) инкассовые поручения №№ 656, 657, 658, 659, 660 от 14.02.2008 в связи с отсутствием на расчетном счете денежных средств помещены в картотеку неисполненных документов, что подтверждается извещениями банка о постановке в картотеку от 19.02.2008. (л.д. 16-18 т.2, 145-151 т.2)

Поскольку в связи с отсутствием на расчетном счете налогоплательщика денежных средств инкассовые поручения на взыскание единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, и пени не исполнены, Межрайонной Инспекцией ФНС России № 3 по Республике Коми 19.02.2008 было вынесено решение № 26 о взыскании налогов, сборов пеней и штрафов за счет имущества налогоплательщика - организации, в соответствии с которым за счет имущества МУП «Вуктылжилкомхоз» подлежат взысканию налоги в сумме 6 814 730 руб. и пени в сумме 670 855,74 руб., в том числе: единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет, в сумме 5 711 032 руб. и пени за несвоевременную уплату единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в сумме 534 330,21 руб. (пени начислены по состоянию на 21.01.2008).

При этом сумма пени, подлежащая взысканию за несвоевременную уплату единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в сумме 5 711 032 руб., составляет 438 405,16 руб., что подтверждается приложением № 1 к решению 15-16/93/6387 от 06.12.2007; расчетом суммы пени, взыскиваемой по решению № 26 от 19.02.2008; выписками из лицевых счетов по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет.

Не согласившись с указанным решением, МУП «Вуктылжилкомхоз» обжаловало его в судебном порядке, указав на то, что предприятие имеет право на налоговый вычет по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, за полугодие 2007 года, поскольку страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за указанный период и пени за их несвоевременную уплату взысканы Управлением Пенсионного фонда РФ в г. Вуктыле в судебном порядке.

Удовлетворяя требование Муниципального унитарного предприятия в обжалуемой части, суд первой инстанции руководствовался статьёй 243 Налогового кодекса Российской Федерации и исходил из того, что спорная сумма задолженности уже взыскана в доход Пенсионного фонда РФ по иску пенсионного органа и не подлежит взысканию вторично в качестве недоимки по единому социальному налогу.

Рассмотрев апелляционную жалобу, Второй арбитражный апелляционный суд не нашел оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 243 Налогового кодекса РФ сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.

Пунктом 3 статьи 243 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что в случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу.

Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страхователями страховых взносов определены статьей 24 Федерального закона № 167-ФЗ от 15.12.2001 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в соответствии с которой сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается страхователями отдельно в отношении каждой части страхового взноса и определяется как соответствующая процентная доля базы для начисления страховых взносов, устанавливаемых пунктом 2 статьи 10 настоящего Федерального закона.

Ежемесячно страхователи производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного статьей 22 настоящего Федерального закона. Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.

Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.

Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период (первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год), либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.

Страхователи представляют декларацию по страховым взносам в налоговый орган не позднее 30 марта года, следующего за истекшим расчетным периодом.

Пунктом 4 статьи 25 Федерального закона ««Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» предусмотрено, что в случае, если размер причитающейся к уплате суммы в отношении юридических лиц превышает пятьдесят тысяч рублей взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Как следует из материалов дела согласно уточненному расчету авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам, за полугодие 2007 года, сумма исчисленных МУП «Вуктылжилкомхоз» в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страховых взносов составила 5 847 928 руб. На эту же сумму налогоплательщик уменьшил сумму единого социального налога, подлежащую уплате в федеральный бюджет, в то время как страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за полугодие 2007 года уплачены в сумме 136 895 руб. (в указанной сумме образовалась переплата по итогам 2006 года).

Поскольку в сроки, установленные статьей 24 Федерального закона № 167-ФЗ от 15.12.2001 страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за полугодие 2007 года МУП «Вуктылжилкомхоз» не уплачены, их взыскание произведено  Управлением Пенсионного фонда РФ в г. Вуктыле в судебном порядке.

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 12.09.2007 по делу № А29-4689/2007 с Муниципального унитарного предприятия «Вуктылжилкомхоз» взыскано 2 548 180 руб. 29 коп., в том числе 2 488 399 руб. недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 1 квартал 2007 года (2 170 481 руб. - страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии, 317 918 руб. - страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии) и 59 781 руб. 29 коп. пени (52 143 руб. 63 коп. - по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии,     7 637 руб. 66 коп. - по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии). (л.д.

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 20.08.2008 по делу n А82-1512/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также