Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 06.12.2011 по делу n А28-5560/2011. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

 

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

07 декабря 2011 года

Дело № А28-5560/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2011 года. 

Полный текст постановления изготовлен 07 декабря 2011 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Ившиной Г.Г.,

судей Буториной Г.Г., Караваевой А.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Новоселовой Е.В.,

при участии в судебном заседании:

представителя заявителя Весниной С.А., действующей на основании доверенности от 21.03.2011,

представителя третьего лица Перминова В.А., действующего на основании доверенности от 27.07.2011,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Банка ВТБ (открытого акционерного общества) в лице филиала в г. Кирове

на решение Арбитражного суда Кировской области от 19.08.2011 по делу № А28-5560/2011, принятое судом в составе судьи Хлюпиной Н.П.,

по заявлению Банка ВТБ (открытого акционерного общества) в лице филиала в г. Кирове (ИНН 7702070139, ОГРН 1027739609391; место нахождения: г.Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, 29, место нахождения филиала 610005, г. Киров, ул. Мопра, д. 113 а)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Кировской области (ОГРН 1044313526278, ИНН 4312000420, 613040, Кировская область, Кирово-Чепецкий район, город Кирово-Чепецк, ул. Терещенко, 15)  ,

третье лицо: ликвидатор общества с ограниченной ответственностью "РБУ-Строй" Кладов Евгений Васильевич,

о признании незаконным решения о государственной регистрации и обязании исключить запись из ЕГРЮЛ,

установил:

 

Банк ВТБ (открытое акционерное общество) в лице филиала в г. Кирове (далее – заявитель, ОАО Банк ВТБ, Банк) обратился в Арбитражный суд Кировской области с уточненным заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Кировской области (далее – ответчик, МРИ ФНС №7 по Кировской области, Инспекция, налоговой орган) от 27.06.2011 № 994 о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица общества с ограниченной ответственностью «РБУ-Строй» в связи с его ликвидацией, и обязании Инспекции исключить из Единого государственного реестра юридических лиц запись № 2114312021327 от 27.06.2011.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен ликвидатор общества с ограниченной ответственностью «РБУ-Строй» Кладов Евгений Васильевич (далее – третье лицо, Кладов Е.В., ликвидатор ООО «РБУ-Строй»).

Решением Арбитражного суда Кировской области от 19.08.2011 в удовлетворении требований отказано.

Банк ВТБ (открытое акционерное общество) в лице филиала в г. Кирове с принятым решением суда не согласен, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить обжалуемое решение в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права, несоответствием выводов, изложенных в указанном судебном акте, обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

По мнению заявителя, при ликвидации общества с ограниченной ответственностью «РБУ-Строй» (далее – ООО «РБУ-Строй», Общество) ответчиком был нарушен порядок ликвидации, установленный Федеральным законом от 08.08.2001 №129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации, Закон №129-ФЗ), требования статей 63-65 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Несмотря на незаконченное судебное разбирательство по иску ОАО Банка ВТБ о понуждении ликвидатора включить требования Банка в промежуточный ликвидационный баланс, ликвидатор обратился в Инспекцию с заявлением о прекращении деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией. 

В обоснование доводов жалобы Банк указывает, что содержащиеся в ликвидационном балансе ООО «РБУ-Строй» сведения об отсутствии у Общества задолженности перед кредиторами не соответствовали действительности, являлись недостоверными, вследствие чего указанный ликвидационный баланс не может считаться представленным.

Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу, третье лицо в письменных пояснениях опровергли доводы жалобы, считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

 Рассмотрение дела судом апелляционной инстанции откладывалось в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) до 02.11.2011, 07.12.2011.

В судебных заседаниях суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, поддержали занятые по делу позиции.  

Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, 22.06.2011 участниками ООО «РБУ-Строй» принято решение об утверждении ликвидационного баланса (л.д.44).

24.06.2011 ликвидатор ООО «РБУ-Строй» представил в налоговый орган заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме №Р16001 (вх. №994), ликвидационный баланс и иные  документы согласно расписке (л.д.37- 46).

27.06.2011 ответчиком принято решение №994 о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица ООО «РБУ-Строй» в связи с его ликвидацией по решению учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами (л.д.47), внесена соответствующая запись в ЕГРЮЛ за государственным регистрационным номером 2114312021327 .

Полагая, что у Инспекции отсутствовали законные основания для вынесения решения от 27.06.2011 и внесения в ЕГРЮЛ записи от 27.06.2011, заявитель обратился в Арбитражный суд Кировской области.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку порядок государственной регистрации ликвидации юридического лица регистрирующим органом соблюден. Регистрирующий орган не уполномочен на проведение проверки соблюдения ликвидатором порядка ликвидации.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Отношения, возникающие, в том числе в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулирует Закон №129-ФЗ.

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лиц и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии со статьей 2 Закона о регистрации и пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 №506, Федеральная налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе государственную регистрацию юридических лиц.

Порядок ликвидации юридических лиц урегулирован статьями 61- 64 ГК РФ.

Согласно пункту 2 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

В силу статьи 63 ГК РФ ликвидационная комиссия (ликвидатор) помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидатор принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидатор составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидатором в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидатор составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо  - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Пунктом 4 статьи 22 Закона №129-ФЗ предусмотрено, что представление документов для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.

Перечень документов, представляемых в регистрирующий орган для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица, определен в пункте 1 статьи 21 Закона №129-ФЗ.

Согласно пункту 1 статьи 21 Закона о регистрации (в редакции, действовавшей на момент вынесения Инспекцией оспариваемого решения) для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины; документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". Указанный документ представляется в регистрирующий орган соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Имеющейся в материалах дела распиской Инспекции в получении документов, представленных в регистрирующий орган для государственной регистрации при ликвидации юридического лица от 24.06.2011 №994 (л.д. 46), подтверждается, что ликвидатором были представлены следующие документы: заявление, решение о внесении изменений, ликвидационный баланс ООО «РБУ-Строй», документ об уплате государственной пошлины, а также справка государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Кирово-Чепецком районе Кировской области от 22.06.2010 №2269.

Действительно, нормы действующего законодательства не обязывают регистрирующий орган осуществлять проверку представленных на регистрацию документов, в том числе достоверности данных промежуточного и ликвидационного балансов и отсутствия у ликвидируемого юридического лица кредиторской задолженности, за исключением соответствия их по форме и содержанию требованиям, установленным нормативными актами (Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 5533/08 от 20.06.2008).

 Вместе с тем, сама по себе подача в регистрирующий орган документов, перечисленных в пункте 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации, не является основанием для государственной регистрации, если представленные документы по содержанию не соответствуют требованиям, установленным нормативными актами; сведения, содержащиеся в этих документах, недостоверны, а ликвидация проведена с нарушением закона и прав кредиторов.

Достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно.

В рассматриваемом случае Банк ссылается, что представленный с заявлением о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 06.12.2011 по делу n А29-12942/2009. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также