Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.11.2011 по делу n А28-5876/2011. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

      ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

17 ноября 2011 года

Дело № А28-5876/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2011 года.   

Полный текст постановления изготовлен 17 ноября 2011 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Буториной Г.Г.,

судей Ившиной Г.Г., Караваевой А.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Четверговым Д.С.,

при участии в судебном заседании:

представителя заявителя Первякова А.Г., действующего на основании доверенности от 20.06.2011,

представителя ответчика Тимкина М.М., действующего на основании доверенности от 24.12.2010,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу лесного отдела Зуевского лесничества департамента лесного хозяйства Кировской области

на решение Арбитражного суда Кировской области от 14.09.2011 по делу № А28-5876/2011, принятое судом в составе судьи Шмырина С.Ю.

по заявлению общества с ограниченной ответственностью  "Стройспецсервис" (ИНН: 4345186191)

к лесному отделу Зуевского лесничества департамента лесного хозяйства Кировской области (ИНН: 4345164254),

о признании незаконным и отмене простановления о назначении административного наказания,

установил:

 

общество с ограниченной ответственностью  "Стройспецсервис", (далее – ООО "Стройспецсервис", Общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Кировской области к лесному отделу Зуевского лесничества департамента лесного хозяйства Кировской области, (далее – Отдел, ответчик, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 05.07.2011 № 24, в соответствии с которым Общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8. 32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей 00 копеек.

Решением Арбитражного суда Кировской области от 14.09.2011 постановление административного органа изменено, административное наказание в виде административного штрафа в сумме 30000 (тридцать тысяч) рублей 00 копеек заменено на предупреждение.

Лесной отдел Зуевского лесничества департамента лесного хозяйства Кировской области с принятым решением суда не согласен, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит изменить решение суда первой инстанции в части замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение.

По мнению заявителя апелляционной жалобы, выводы суда первой инстанции подлежат изменению по причине неправильного применения норм материального права. В частности, ответчик обращает внимание суда на грубое нарушение Обществом требований пожарной безопасности, что подтверждает причинение реального вреда лесу и влечет угрозу чрезвычайных ситуаций природного характера (лесных пожаров).

ООО «Стройспецсервис» письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило.

Представители сторон в судебном заседании поддержали свои позиции, в частности, представитель Общества  указал на отсутствие в действиях ООО "Стройспецсервис" признаков состава вменяемого административного правонарушения и проведение очистки леса в настоящее время, что подтверждается видеоматериалами областного телеканала.

Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 12.01.2010 между ООО «Стройспецсервис» и Департаментом лесного хозяйства Кировской области заключен договор аренды № 7-7, согласно которому заявителю предоставлен в аренду участок земель лесного фонда для заготовки древесины в Зуевском районе Кировской области.

Вырубка леса производилась на основании лесной декларации от 27.12.2010, выданной заявителю лесным отделом Зуевского лесничества и в соответствии с технологическими картами.

08.02.2011 участковым лесничим Сезеневского участкового лесничества Чертищевым П.Ю. произведена проверка соблюдения ООО «Стройспецсервис» лесного законодательства при разработке лесосеки, в ходе которой выявлена неочистка лесосеки от порубочных остатков (квартал № 29, выдел 11, лесосека 1 площадью 5,0 га.: квартал 28, выдел 20, лесосека 3 площадью 1.0 га; квартал 47, выдел 1, лесосека 1 площадью 2,6 га; квартал 65, выдел 6, лесосека 3 площадью 1,5 га; квартал 65, выдел 8, лесосека 2 площадью 1,0 га; квартал 65, выдел 4, лесосека 2 площадью 1,5 га).

По факту выявленных нарушений составлены акты №№ 2, 3, 4, 5, 6, 7, которыми зафиксирована неудовлетворительная очистка ООО «Стройспецсервис» мест рубок на общей площади неочистки 12,6 га, чем нарушены пункт 61 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов от 16.07.2007 № 184 (далее – Правила заготовки древесины), подпункт «б» пункта 39 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 № 414 (далее – Правила санитарной безопасности в лесах), пункт 17 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417 (далее – Правила пожарной безопасности в лесах).

15.06.2011 заместителем главного государственного лесного инспектора по Кировской области Тимкиным М.М. в отношении заявителя составлен протокол № 36 об административном правонарушении по части 1 статьи 8.32 КоАП РФ.

05.07.2011 в отношении Общества вынесено постановление № 24 о назначении административного наказания, согласно которому ООО «Стройспецсервис» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей 00 копеек.

Несогласие Общества с вышеуказанным постановлением послужило поводом для обращения в арбитражный суд с заявлением о признании  его незаконным и отмене.

Суд первой инстанции, приняв во  внимание отсутствие в действия Общества отягчающих обстоятельств, счел возможным изменить обжалуемое постановление административного органа в части назначения наказания, заменив административный штраф на предупреждение.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и ее дополнительного обоснования, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

В соответствии с частями 4, 6. 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Согласно части 2 статье 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

В соответствии с частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу положений статьи 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению (доказыванию) по делу об административном правонарушении, подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправное действие (бездействие), виновность лица в совершении правонарушения.

В силу пункта 3 части 2 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 №200-ФЗ (далее - ЛК РФ) порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами. Согласно положениям частей 1, 8 статьи 29 ЛК РФ граждане и юридические лица осуществляют заготовку древесины, в том числе рубку лесных насаждений, на основании договоров аренды лесных участков.

Правила заготовки древесины (далее - Правила) утверждены приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 №184.

Согласно пункту 16 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417, при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков, причем в соответствии с пунктами 60, 61 Правил заготовки древесины посредством использования исчерпывающего перечня способов.

Способы очистки мест рубок (лесосек) из числа предусмотренных Правилами заготовки древесины применительно к конкретным лесосекам определяются самим арендатором лесного участка и указываются им в технологической карте разработки лесосек.

Технологическими картами, представленными в материалы дела,  предусмотрены такие способы очистки мест рубок (лесосек), как очистка мест рубок (одновременного с заготовкой), сбор порубочных остатков на волока с целью их укрепления и предохранения почвы от сильного уплотнения и повреждения при трелевке, сбор в кучи и валы с оставлением их на месте рубки для перегнивания и для подкормки диких животных зимой.

Факт нарушения Обществом требований пожарной безопасности в лесах подтверждается актами проверок работ, связанных с осуществлением использования лесов от 08.02.2011, актами о выявленных лесонарушениях №№ 2, 3, 4, 5, 6, 7 от 08.02.2011, технологическими картами на разработку лесосеки, протоколом об административном правонарушении от 15.06.2011 № 36.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что в действиях заявителя усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ.

Следовательно, Общество законно привлечено ответчиком к административной ответственности за совершение указанного административного правонарушения.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу подлежат учету характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность (часть 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

  Установив отсутствие основания для применения наказания в виде штрафа, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции изменил оспариваемое постановление, заменив штраф на предупреждение. Суд апелляционной инстанции согласен с данными выводами Арбитражного суда Кировской области по причине отсутствия в материалах дела доказательств, подтверждающих продолжение Обществом противоправного поведения.

Довод апеллянта о способности данного правонарушения причинить реальный вред лесам, создавать угрозу чрезвычайными ситуациями природного характера суд апелляционной инстанции считает несостоятельным в рамках рассмотрения спора, вытекающего из административных правоотношений, на основании следующего.

  Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в действии или бездействии, нарушающих требования и правила пожарной безопасности в лесах.

  Ответственность по данной статье наступает тогда, когда виновное лицо допускает нарушение правил пожарной безопасности в лесах. В этих случаях закон не связывает ответственность с наступлением какого-либо экологического или имущественного ущерба.

 Назначение штрафа или применение других мер административного наказания за нарушение правил пожарной безопасности в лесах не освобождает юридических лиц, должностных лиц и граждан от обязанности устранить допущенное нарушение в срок, устанавливаемый уполномоченным государственным органом. Организации и граждане несут имущественную ответственность за ущерб, причиненный лесному фонду, в гражданско-правовом порядке.

Общие основания ответственности за причинение вреда установлены статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации. Для наступления деликтной ответственности,

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.11.2011 по делу n А29-2616/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также