Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.11.2011 по делу n А82-11718/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции г. Киров 14 ноября 2011 года Дело № А82-11718/2010 Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 14 ноября 2011 года. Второй арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Губиной Л.В., судей Великоредчанина О.Б., Поляковой С.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Шмыриной А.М., в отсутствие сторон рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца индивидуального предпринимателя Ананичева Олега Витальевича на решение Арбитражного суда Ярославской области от 26.08.2011 по делу № А82-11718/2010, принятое судом в составе судьи Гусевой Н.А. по иску индивидуального предпринимателя Ананичева Олега Витальевича (ОГРН 304760421500016, место проживания: г. Ярославль) к мэрии города Ярославля, Департаменту архитектуры и развития территорий города Ярославля, Инспекции государственного строительного надзора, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области о признании реконструированного объекта пригодным для эксплуатации, о признании права собственности, установил:
индивидуальный предприниматель Ананичев Олег Витальевич (далее – ИП Ананичев О.В., истец, заявитель) обратился с иском в Арбитражный суд Ярославской области с иском к мэрии города Ярославля (далее – Мэрия г. Ярославля, ответчик-1) о признании: - пригодной к эксплуатации реконструированной стационарной автогазозаправочной станции с инженерными коммуникациями (установка ТРК СУГ и подземного резервуара СУГ), - права собственности на данный объект, расположенный по адресу: г. Ярославль, Промышленное шоссе, 59. Определением суда от 03.12.2010 по ходатайству истца привлечены к участию в деле в качестве ответчиков: Департамент архитектуры и развития территорий города Ярославля (далее – Департамент архитектуры и развития территорий г. Ярославля, ответчик-2), Инспекция государственного строительного надзора (далее – Инспекция госстройнадзора, ответчик-3), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области (далее – Управление Росреестра по Ярославской области, ответчик-3). В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции Инспекция госстройнадзора полагала, что истцом не представлено безусловных доказательств безопасности сохранения автозаправочной станции в реконструированном виде. Остальные ответчики решение по делу оставили на усмотрение суда. Решением Арбитражного суда Ярославской области от 26.08.2011 в удовлетворении иска отказано. При внесении данного решения суд первой инстанции исходил из того, что при строительстве спорного объекта истцом существенно нарушен порядок строительства опасных объектов, в силу чего спорный объект относится к самовольной постройке. Объект возведен на земельном участке, принадлежащем истцу на праве аренды, что является самостоятельным основанием для отказа в иске. Суд также указал, что осуществление строительства объекта без государственного строительного надзора, без положительного заключения государственной экспертизы не позволяют сделать вывод о том, что объект сконструирован и возведен в соответствии с нормами и правилами, обеспечивающими прочность и безопасность конструкции. По мнению суда первой инстанции, истцом не представлено доказательств соответствия спорного объекта строительным, градостроительным, пожарным, санитарным нормам и правилам, а также доказательств того, что до подачи иска истец предпринял все необходимые меры для легализации самовольной постройки. Оценив представленные доказательства, суд посчитал, что истцом не представлено достаточных доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости, подтверждающих в совокупности наличие всех необходимых в силу статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации условий для признания права собственности на самовольную постройку. Требования истца о признании пригодной к эксплуатации спорного объекта отклонено судом первой инстанции ввиду того, что действующее законодательство не содержит такого способа защиты, истцом избран ненадлежащий способ защиты своих нарушенных прав и законных интересов, который не может обеспечить их восстановление. Не согласившись с указанным решением, истец обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ярославской области от 26.08.2011 отменить. По мнению заявителя, судом первой инстанции не были в полном объеме исследованы обстоятельства дела. В обоснование жалобы истец указывает на неправомерность отказа Управления Ростехнадзора в осуществлении надзора за реконструкцией и отказа в выдаче заключения о соответствии объекта установленным нормам и правилам. Заявитель не соглашается с оценкой суда первой инстанции спорного объекта в качестве самовольной постройки. Кроме того, истец утверждает, что им предприняты все необходимые меры для легализации спорного объекта: в орган местного самоуправления (Мэрию г. Ярославля) представлен пакет документов для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, объект зарегистрирован в реестре опасных производственных объектов и вписан в лицензию эксплуатирующей организации. Ответчики Департамент архитектуры и развития территорий г. Ярославля и Мэрия г. Ярославля в отзыве на апелляционную жалобу указывают, что поддерживает позицию, ранее изложенную им в отзывах на исковое заявление, решение по жалобе оставляют на усмотрение суда, просят рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. Остальные ответчики отзывы на апелляционную жалобу не представили. Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон. Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства: 17.04.2008 на основании постановления мэра г. Ярославля от 26.11.2007 № 3804 «О предоставлении земельного участка по Промышленному шоссе, 59 в Дзержинском районе» был заключен между Управлением земельных ресурсов мэрии г. Ярославля (арендодатель) и ИП Ананичевым О.В. (арендатор) договор аренды земельного участка № 20447-и от 30.01.2008, по которому арендодателю передан на срок с 26.11.2007 по 25.11.2032 земельный участок площадью 3619 кв.м. из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 76:23:011001:0665, расположенный по адресу: Промышленное шоссе, 59, с разрешенным использованием: для эксплуатации стационарной автозаправочной станции с инженерными коммуникациями. 15.08.2009 Департаментом архитектуры и развития территории города мэрии г. Ярославля истцу выдано разрешение на строительство стационарной автозаправочной станции с инженерными коммуникациями (установка топливораздаточных колонок сжиженного углеводородного газа и подземного резервуара сжиженного углеводородного газа) по адресу: г. Ярославль, ул. Промышленное шоссе, д. 59. Срок действия разрешения установлен до 06.02.2010. 04.02.2009 Управлением Ростехнадзора по Ярославской области выдано решение об утверждении заключения экспертизы промышленной безопасности на проектную документацию «Автогазозаправочная станция, примыкающая к существующей по ул. Промышленное шоссе, 59 в г. Ярославль». 16.09.2009 государственным автономным учреждением Ярославской области «Государственная экспертиза в строительстве» был выдано положительное заключение государственной экспертизы по проектной документации «Реконструкция. Стационарная автозаправочная станция с инженерными коммуникациями (Установка ТРК СУГ и подземного резервуара СУГ) Ярославская область, г. Ярославль, Промышленное шоссе, 59» и по результатам инженерных изысканий. 23.04.2010 и 27.04.2010 ИП Ананичев О.В. направил в Инспекцию госстройнадзора Ярославской области (соответственно) извещение о начале и окончании строительства, реконструкции спорного объекта, а также просил выдать заключение о соответствии реконструированного объекта – автогазозаправочной станции, находящейся по адресу: г. Ярославль, промышленное шоссе, 59, требованиям технических регламентов, норм и правил (письмо № 7 от 27.04.2010). 30.04.2010 Инспекция госстройнадзора Ярославской области в ответ на извещение истца о начале строительства от 23.04.2010 и извещение об окончании строительства от 27.04.2010 спорного объекта сообщила (письмо № 04-3-06-510), что в результате проведенной 27.04.2010 проверки установлен факт завершения строительных работ на объекте и его эксплуатации. ИП Ананичев О.В. извещение о начале проведения работ в Инспекцию госстройнадзора Ярославской области в установленные законом сроки не направлял, государственный строительный надзор на объекте не осуществлялся. Рассматривать вопрос об осуществлении государственного строительного надзора на завершенном реконструкцией объекте капитального строительства, проведении итоговой проверки и подтверждения соответствия уже выполненных работ в процессе реконструкции требованиям строительным норм и правил и проектной документации не представляется возможным. Письмами от 15.03.2010 № 09.15/435, от 21.05.2010 № 01-08/1407, от 30.12.2010 № 01-08/3938 Верхне-Волжское управление Ростехнадзора сообщило на обращение истца о том, что в компетенцию управления не входит вопрос о согласовании ввода в эксплуатацию АГЗС, примыкающей в АЗС по ул. Промышленное шоссе,59, В октябре 2010 года истец обратился в Департамент архитектуры и развития территорий города мэрии г. Ярославля за вводом объекта в эксплуатацию. В письме от 26.10.2010 № 98 Департамент отказал истцу в выдаче испрашиваемого разрешения ввиду отсутствия документов, подтверждающих соответствие параметров построенного, реконструированного и отремонтированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанных представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, а также отсутствия заключения органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации. Полагая, что в сложившейся ситуации признание права собственности на спорный объект возможно только в судебном порядке, ИП Ананичев О.В. обратился в арбитражный суд с настоящим иском. Письмом от 14.01.2011 № 04/3-06-25 Инспекция госстройнадзора Ярославской области вновь сообщала на соответствующее обращение истца о том, что решение о выдаче заключения принимается по результатам мероприятий, проводимых в соответствии с программой проведения проверок и итоговой проверки. В связи с нарушением истцом положений части 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственный строительный надзор в процессе реконструкции не осуществлялся, итоговая проверка не проводилась, тогда как решение о выдаче заключения либо об отказе в его выдаче принимается только на основании акта итоговой проверки. В связи с этим инспекция указала на невозможность рассмотрения вопроса о выдаче испрашиваемого истцом заключения. В 2011 году истец обратился в Арбитражный суд Ярославской области (дело № А82-973/2011) с заявлением к Верхневолжскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Инспекции госстройнадзора Ярославской области: о признании незаконным решения Верхневолжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 30.12.2010 № 01-08/3938 «Об отказе в выдаче заключения о соответствии реконструированного объекта», об обязании Верхневолжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору выдать заключение о соответствии реконструированного объекта требованиям проектной документации и технических регламентов; о признании незаконным решения Инспекции госстройнадзора Ярославской области от 14.01.2011 № 04/3-06-25 об отказе в выдаче заключения на реконструированный объект; об обязании Инспекции создать комиссию для осмотра объекта, проектной документации и выдаче заключения о соответствии объекта требованиям проектной документации. В связи с этим определением суда от 25.02.2011 по ходатайству истца производство по настоящему делу было приостановлено до рассмотрения по существу указанного дела № А82-973/2011. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ярославской области от 17.06.2011 по делу № А82-973/2011 в удовлетворении указанных требований отказано в полном объеме. Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда исходя из нижеследующего. В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, в том числе в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом. Согласно статье 219 названного Кодекса право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации. В силу пункта 1 статьи 25 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания. В силу действующего законодательства указанные требования распространяются на объекты недвижимости, созданные в результате их реконструкции. Согласно нормам статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также положениям статьи 3 Федерального закона от 17.11.1995 № 190-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» строительство, Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.11.2011 по делу n А82-6383/2011. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Апрель
|