Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 06.11.2011 по делу n А82-14030/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции г. Киров 07 ноября 2011 года Дело № А82-14030/2010 Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 07 ноября 2011 года. Второй арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Буториной Г.Г., судей Ившиной Г.Г., Лысовой Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Кирилловых О.В., при участии в судебном заседании: представителя заявителя Торгашова А.С., действующего на основании доверенности от 22.10.2009, представителя третьего лица Соколова В.Н., действующего на основании доверенности от 04.05.2011, рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы открытого акционерного общества «Страховое общество ЖАСО», открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице Северной железной дороги - филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на решение Арбитражного суда Ярославской области от 22.06.2011 по делу № А82-14030/2010, принятое судом в составе судьи Глызиной А.В., по заявлению открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице Северной железной дороги - филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОГРН 103773999877295, г. Москва, ул. Новая Басманная, д.2) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (ОГРН 1027600695154, г. Ярославль, ул. Свободы д. 46) третьи лица: открытое акционерное общество «Страховая группа «Адмирал», открытое акционерное общество «Страховое общество ЖАСО» о признании недействительными решения и предписания, установил:
открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице Северной железной дороги - филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее – заявитель, ОАО «РЖД») обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее – ответчик, Управление) о признании недействительными решения и предписания Управления от 05.10.2010 по делу № 03-03/16-10, вынесенных в отношении ОАО «РЖД». В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены открытое акционерное общество «Страховая группа «Адмирал» (далее – третье лицо, ОАО «Страховая группа «Адмирал»), открытое акционерное общество «Страховое общество ЖАСО» (далее – третье лицо, ОАО «ЖАСО»). Решением Арбитражного суда Ярославской области от 22.06.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано. ОАО «ЖАСО», ОАО «РЖД» с принятым решением суда не согласны, обратились во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела. ОАО «РЖД» в апелляционной жалобе указывает, что суд неправильно применил статьи 38, 32.9 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее – Закон об организации страхового дела); условие конкурсной документации о наличии в лицензии участника конкурса нескольких видов деятельности соответствует законодательству; победитель конкурса по размещению заказа на право заключения договора ОСАГО не может определяться по критерию - цена контракта; судом неправильно применен пункт 2 статьи 22, часть 4 статьи 28 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон о размещении заказов); законодательством не предусмотрено запрета на включение в один лот при проведении конкурса услуг страхования КАСКО и ОСАГО; жалоба ООО «Страхования группа «Адмирал» должна была рассматриваться Федеральной антимонопольной службой России; обжалуемое решение вынесено ненадлежащим, неуполномоченным составом комиссии Управления; автотранспорт, подлежащий страхованию, не связан с монопольным видом деятельности ОАО «РЖД». ОАО «ЖАСО» в апелляционной жалобе указывает, что объединение в одном лоте двух видов страхования не образует нарушения антимонопольного законодательства; суд сделал необоснованный вывод о наличии у страховых компаний, в том числе ОАО «ЖАСО» сведений о транспортных средствах, подлежащих страхованию; судом неправильно истолкован пункт 4.1 части 4 статьи 22 Федерального закона о размещении заказов; жалоба ООО «Страхования группа «Адмирал» должна была рассматриваться Федеральной антимонопольной службой России; ОАО «ЖАСО», ООО «Росгосстрах», ОАО Военно-страховая компания» к участию в рассмотрении Управлением жалобы ОАО «Страховая группа «Адмирал» не привлекались. ОАО «РЖД» в отзыве на апелляционную жалобу ОАО «ЖАСО» поддерживает доводы жалобы. ОАО «ЖАСО» в отзыве на апелляционную жалобу ОАО «РЖД» соглашается с доводами жалобы. Управление, ОАО «Страховая группа «Адмирал» отзывы на апелляционные жалобы не представили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей Управления, ОАО «Страховая группа «Адмирал». В силу статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ивановской области. Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как следует из материалов дела, 24.09.2009 ОАО «РЖД» разместило на официальных сайтах в сети Интернет извещение и конкурсную документацию (с учетом внесенных 05.10.2009 и 19.10.2009 изменений) по открытому конкурсу № 95 на право заключения договора страхования КАСКО, договора и полисов ОСАГО автомобильного парка Северной железной дороги - филиала ОАО «РЖД» на период с октября 2009 года по октябрь 2012 года (далее – конкурсная документация) (том 3 л.д. 23 – 42, 46, 48-51). Из конкурсной документации следует, что предметом конкурса является право заключения договора страхования КАСКО, договора и полисов ОСАГО автомобильного парка Северной железной дороги - филиала ОАО «РЖД» на период с ноября 2009 года по ноябрь 2012 года (пункт 4.1.1); начальная (максимальная) цена договора (размер тарифа, уплачиваемого Заказчиком по договору страхования КАСКО) составляет: 3,95% от страховой стоимости транспортного средства в год. Расчёт страховой премии по ОСАГО производится строго в соответствии с тарифами и правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 1.1.8); начальная (максимальная) цена Договора (размер тарифа, уплачиваемого Заказчиком по договору страхования КАСКО) формируется исходя из общего объема передаваемых на страхование автомобилей, а также с учетом фактических размеров применяемых в настоящее время страховых тарифов (пункт 1.1.9). Из пункта 4.2.1. конкурсной документации, пунктов 2.1, 2.2. приложения № 5 к конкурсной документации «Проект договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» следует, что страхованию ОСАГО подлежит весь парк служебных автомобилей Северной железной дороги - филиала ОАО «РЖД» в количестве не более 2000 единиц с условием допуска неограниченного числа водителей к управлению данными транспортными средствами. Страхование осуществляется по каждому транспортному средству на основании письменного заявления страхователя, составленного по установленной законодательством Российской Федерации форме. Перечень транспортных средств, в отношении которых осуществляется обязательное страхование по настоящему договору, предусмотрен в Приложении № 2, являющемся неотъемлемой частью настоящего договора». Согласно пункту 4.2.2 конкурсной документации страхованию КАСКО подлежат автомобили иностранного производства, в том числе те, чье производство налажено на территории Российской Федерации (иностранный бренд), в количестве не более двадцать пять единиц. Стоимость автомобилей - от 400000 до 2500000 рублей. Победителем открытого конкурса признано ОАО «ЖАСО», с которым заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств от 07.12.2009 (далее – договор ОСАГО от 07.12.2009) (том 3 л.д. 53-54) и договор добровольного страхования транспортных средств и сопутствующих рисков от 16.12.2009 № НЮ-806 (далее – договор КАСКО от 16.12.2009) (том 3 л.д. 90-92). 30.10.2009 ОАО «Страховая группа «Адмирал» направило в Управление жалобу на действия ОАО «РЖД» при проведении открытого конкурса на право заключения договора страхования КАСКО, договора и полисов ОСАГО. В данной жалобе заявитель указал, что заказчик не разделил предмет конкурса на отдельные лоты по каждому виду страхования; заказчик не установил начальную цену контракта; заказчик не представил сведений о транспортных средствах кроме тех, которые указаны в конкурсной документации; объединение критериев оценки заявок по двум различным видам страхования недопустимо (том 2 л.д. 10-13). 05.10.2010 Управлением принято решение о признании ОАО «РЖД» нарушившим часть 1 статьи 17, часть 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – решение от 05.10.2010) (далее – Федеральный закон о защите конкуренции) (том 1 л.д. 13-21). Из указанного решения следует, что ОАО «РЖД» является субъектом естественной монополии. Все транспортные средства, подлежавшие страхованию (по договору ОСАГО от 07.12.2009 № НЮ-795 и дополнительному соглашению к нему от 18.03.2010 № 1/НЮ-67), используются структурными подразделениями Северной железной дороги в целях осуществления задач по своевременному и качественному обеспечению потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках и связанных с ними работах и услугах, т.е. связаны с естественно-монопольной деятельностью. Заказчик конкурса не разделил предмет конкурса на лоты по каждому виду страхования отдельно (КАСКО, ОСАГО), а объединил в один лот два различных вида страхования (КАСКО – добровольное страхование имущества, ОСАГО – обязательное страхование гражданской ответственности), для которых требуются отдельные разрешения (лицензии). Законодательно предусмотрено право хозяйствующих субъектов, действующих на рынке страховых услуг, заниматься одним видом страхования (только КАСКО, либо только ОСАГО). Объединяя в один лот два различных вида страхования, Заказчик конкурса ограничил круг страховых компаний, которые могли бы участвовать в конкурсе на право заключения договоров по отдельным видам страхования (либо только КАСКО, либо только ОСАГО). Конкурсные заявки подали только три страховые компании (ОАО «ЖАСО», ООО «Росгосстрах-Центр», ОАО «Военно-страховая компания»). Действия ОАО «РЖД» по объединению в одном лоте двух различных видов страхования привели к ограничению конкуренции, что запрещено частью 1 статьи 17 Федерального закона о защите конкуренции. В нарушение требований пункта 7 части 4 статьи 21, пункта 4.1 части 4 статьи 22 Федерального закона о размещении заказов в извещении о проведении открытого конкурса и конкурсной документации не указана начальная цена контракта. ООО «Страховая группа «Адмирал» в адрес заказчика конкурса был направлен запрос о разъяснении положений конкурсной документации и внесении в нее изменений в части указания в ней необходимых для расчета размера страховой премии сведений о транспортных средствах, в частности, указания марки/модели, года выпуска, стоимости каждого транспортного средства на дату заключения договора страхования. Представить необходимые сведения по запросу ОАО «Страховая группа «Адмирал» (письмо от 20.10.2009 исх. № 1965-09), Заказчик конкурса отказался (письмо от 22.10.2009 исх. № РКЗ-1269). Каких-либо иных сведений о транспортных средствах, помимо указанных в конкурсной документации, заказчиком конкурса участникам конкурса представлено не было. В нарушение требований части 2 статьи 22 Федерального закона о размещении заказов заказчик не установил обязательных для расчета размера страховой премии сведений, обязательность установления (предоставления) которых возложена на страхователя статьей 15 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Федеральный закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств) и пунктом 1 статьи 944 Гражданского кодекса Российской Федерации. Критерии оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе были Обществом объединены по разным видам страхования. Так, по критерию оценки «Цена договора» (значимость 50 %) по КАСКО оценивается размер страхового тарифа (в %), а по ОСАГО – размер страховой премии (в рублях). По критерию оценки «Качество услуг и квалификация Участника конкурса» (значимость 20%) объединены критерии по оценке заявок участников конкурса по КАСКО и по ОСАГО, что предполагает включение качественных критериев в качестве дополнительных предложений в текст контрактов по двум (обоим) указанным видам страхования, что является недопустимым, т.к. не все обязанности страховщика по КАСКО относятся к обязанностям страховщика по ОСАГО, и наоборот. По критерию оценки «Сроки оказания услуг» (значимость 30%) подкритериями являются: срок перечисления страхового возмещения со дня получения полного пакета необходимых документов, срок выдачи направления транспортного средства на восстановительный ремонт со дня получения полного пакета необходимых документов». В связи с тем, что подкритерии 3.1. «Срок перечисления страхового возмещения со дня получения полного пакета необходимых документов, в рабочих днях» и 3.2. «Срок выдачи направления транспортного средства на восстановительный ремонт со дня получения полного пакета необходимых документов, в рабочих днях» характеризуют качество оказываемых услуг по страхованию, то значимость качественных критериев в сумме составляет более 20% . Нарушение требований Федерального закона о размещении заказов при проведении открытого конкурса образует состав нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18 Федерального закона о защите конкуренции. В этот же день Управление выдало предписание (том 1 л.д. 22-23), Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 06.11.2011 по делу n А28-4061/2011. Отменить реш.,пост-е,производство прекратить,утвердить мировое соглаш. »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Апрель
|