Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.09.2011 по делу n А17-987/2011. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения,Возврат госпошлины
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ
СУД
610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции г. Киров 20 сентября 2011 года Дело № А17-987/2011 Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 20 сентября 2011 года. Второй арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Лысовой Т.В., судей Буториной Г.Г., Караваевой А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кирилловых О.В., при участии в судебном заседании: представителя заявителя Лошкарева А.И., действующего на основании доверенности от 06.04.2011 № ВМ-03-28/2874, представителя ответчика Жукова А.А., действующего на основании доверенности от 04.04.2011 № 1-27-226, представителя третьего лица Кузьмичевой Татьяны Алексеевны Борисовой А.С., действующей на основании доверенности от 19.05.2011 № 2-1468, рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Правительства Ивановской области и Кузьмичевой Татьяны Алексеевны на решение Арбитражного суда Ивановской области от 16.06.2011 по делу № А17-987/2011, принятое судом в составе судьи Герасимова В.Д., по заявлению Федерального агентства лесного хозяйства (ИНН: 7705598840, ОГРН: 1047796366298) к Правительству Ивановской области (ИНН: 3729017960, ОГРН: 1033700051835), третьи лица – Комитет Ивановской области по лесному хозяйству, Кузьмичева Татьяна Алексеевна, о признании незаконными действий и недействительным распоряжения, установил:
Федеральное агентство лесного хозяйства (далее – Агентство, Рослесхоз, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к Правительству Ивановской области (далее – Правительство, ответчик) о признании незаконными действий по включению земельного участка в границу деревни Никульское Коляновского сельского поселения Ивановского муниципального района (далее – д. Никульское) и изменения вида его разрешенного использования для жилищного строительства, а также недействительным распоряжения от 27.11.2009 № 357-рп «О включении земельного участка в границу населенного пункта деревни Никульское Коляновского сельского поселения Ивановского муниципального района и изменении вида разрешенного использования земельного участка» (далее – распоряжение № 357-рп). Заявленные требования рассмотрены Арбитражным судом Ивановской области в настоящем деле при участии Комитета Ивановской области по лесному хозяйству, Кузьмичевой Татьяны Алексеевны (далее – Комитет, Кузьмичева Т.А., третьи лица). Решением от 16.06.2011 требования Рослесхоза в части признания распоряжения № 357-рп недействительным удовлетворены, в признании вышеназванных действий незаконными отказано. Правительство и Кузьмичева Т.А., не согласившись с принятым решением, обратились во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых данный судебный акт просят отменить в части признания распоряжения № 357-рп недействительным. Рассмотрение жалоб ответчика и третьего лица с учетом пункта 22 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 № 36 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции» назначено в одном судебном заседании. В жалобе Правительства указано на неправильное применение норм материального и процессуального права. Суд первой инстанции, делая вывод о нарушении процедуры принятия оспариваемого решения со ссылкой на отсутствие согласования Рослесхозом перевода лесного участка, не учел, что отсутствовал также и мотивированный отказ в согласовании. Решение о включении земельного участка в границу населенного пункта и изменении вида его разрешенного использования принято ответчиком с применением частей 17, 19 статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 191-ФЗ). Данные нормы позволяют считать согласованным обращение о переводе земельного участка в случае, если не поступили в установленный срок информация о согласовании или мотивированный отказа в согласовании. Кроме того, спорный участок включен в границы населенного пункта в соответствии со статьей 8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), статьей 11 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Закон № 172-ФЗ), Лесным планом Ивановской области на 2009-2019 годы. Также приняты во внимание акты от 03.07.2007 № 5 и то обстоятельство, что участок для целей ведения лесного хозяйства не использовался. Поэтому установленная федеральным законом процедура перевода лесного участка соблюдена, нарушений прав и интересов Российской Федерации не допущено. Помимо этого, Правительство полагает, что на обращение с заявленными в данном деле требованиями у Рослесхоза отсутствовали полномочия, а также пропущен без уважительных причин процессуальный срок. По мнению Кузьмичевой Т.А., суд первой инстанции неполно исследовал фактические обстоятельства дела, не дал правовой оценки приведенным с ее стороны доводам и представленным доказательствам, а также не указал мотивов, по которым отклонил и не принял эти доводы. В частности, суд не оценил доводы о том, что в действиях Рослесхоза усматривается злоупотребление правом, тогда как данное обстоятельство в силу статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), влечет отказ в защите нарушенного права. Также Кузьмичева Т.А. полагает, что Агентство, узнав об оспариваемом распоряжении, имело реальную возможность и достаточно времени обратиться в суд, но пропустило без уважительных причин процессуальный срок, поэтому такой срок восстановлен безосновательно, в удовлетворении заявленных требований следовало отказать. Кроме того, из буквального содержания ответа Рослесхоза следует, что отсутствует указание на отказ в согласовании, а лишь возвращается заявление о включении земельного участка в границу населенного пункта. Тем самым данное заявление, тогда как следовало согласовать перевод земельного участка или мотивированно отказать в этом, оставлено без рассмотрения, не произведена процедура согласования как таковая, а по формальным признакам возвращены документы. В части 17 статьи 4.1 Закона № 191-ФЗ предусмотрена прогрессивная норма, согласно которой изменение границ считается согласованным, если согласующей инстанцией не проведена процедура согласования или нарушены сроки. Вышеупомянутый ответ не свидетельствует ни о надлежащем проведении процедуры согласования, ни об отказе в согласовании, т.к. в нем указаны мотивы оставления заявления без рассмотрения. Поэтому Правительство могло расценить действия Рослесхоза как отсутствие информационного письма и не имело законных оснований не принимать оспариваемое распоряжение. Ответчик в отзыве указывает на совпадение правовых позиций жалоб его и третьего лица, направленных на отмену решения в обжалуемой части. Заявитель в отзыве доводы Правительства и Кузьмичевой Т.А. опроверг, считает, что оспариваемое распоряжение издано в нарушение статьи 4.1 Закона № 191-ФЗ при наличии отказа в согласовании на перевод земель, обжалуемое решение следует оставить без изменения. Довод третьего лица, что имело место лишь письмо с запросом дополнительных материалов, ошибочен, поскольку упомянутая норма не закрепляет каких-либо требований к форме, объему или мотивации отказа. Кроме того, незаконность перевода земель установлена вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Иваново от 29.10.2010 по делу № 2-1946/10, которое обязательно в настоящем деле. Агентство указывает, что уполномочено обращаться с заявлениями о признании недействительными ненормативных правовых актов, связанных с нарушением лесного законодательства, ходатайствовало о восстановлении пропущенного процессуального срока, указав причины его пропуска, которые суд признал уважительными. Ссылки на статью 10 ГК РФ необоснованны, поскольку отказ в защите права допускается лишь в случаях, когда материалы дела свидетельствуют о совершении действий, которые могут быть квалифицированы как злоупотребление правом, в частности, имеющих целью причинить вред другим лицам, а ни одного подобного доказательства не представлено. Указание Кузьмичевой Т.А. на лишение единственного жилья ввиду отмены оспариваемого распоряжения не соответствует действительности. Комитет в отзыве поддержал жалобы, просил их рассмотреть в отсутствие своего представителя. В соответствии со статьей 156, частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дело рассмотрено без участия представителя Комитета. Представители Правительства и Кузьмичевой Т.А., Агентства в судебном заседании апелляционного суда поддержали свои позиции, изложенные соответственно в жалобах и отзыве на нее. Законность решения Арбитражного суда Ивановской области от 16.06.2011 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ. Как видно из материалов дела, посредством раздела земельного участка с кадастровым номером 37:05:000000:0234, относящегося к землям лесного фонда, образован и учтен в государственном земельном кадастре за номером 37:05:031035:0013 земельный участок этой же категории земель, расположенный в Ивановской области Ивановском районе, площадью 3967 кв.м. Вновь образованный земельный участок, находящийся в Кохомском лесничестве, квартал 11, выдел 7, сформирован с целью дальнейшего его перевода в категорию земель поселения. О данных обстоятельствах свидетельствуют приказ Комитета от 12.11.2007 № 192, кадастровый план земельного участка от 06.12.2007 № 05/07-6023 (л.д. 39, 110-111). В Лесном плане Ивановской области на 2009-2019 годы, утвержденном 18.12.2008 Губернатором Ивановской области, в перечень земельных участков, у которых планируется изменение категории земель лесного фонда, внесен вышеназванный участок с указанием на включение в границы д. Никульское (л.д. 75-78). 29.06.2009 Правительством, а затем Департаментом по управлению имуществом Ивановской области получено письмо Администрации Коляновского сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области. Данным письмом направлено заявление Администрации Ивановского муниципального района Ивановской области о включении в границу д. Никульское земельного участка с кадастровым номером 37:05:031035:0013 и изменении его вида разрешенного использования с «для ведения лесного хозяйства» на «для жилищного строительства» (л.д. 126-127). 13.07.2009 в Департамент лесного хозяйства по Центральному федеральному округу (далее - Департамент ЦФО) от Департамента по управлению имуществом Ивановской области поступил (исх. 03.07.2009 № 3115) на согласование пакет документов по включению в границы д. Никульское земельного участка с кадастровым номером 37:05:031035:0013. Также по представленным на согласование материалам о принятии положительного решения просил Комитет (л.д. 36, 37). То обстоятельство, что указанный территориальный орган Рослесхоза уполномочен на рассмотрение в установленном порядке материалов о переводе земель лесного фонда в земли других категорий, в том числе на согласование документов исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации о включении земель лесного фонда, расположенных на территории соответствующего федерального округа, в границы населенного пункта, явствует из представленных в дело Положения о Департаменте ЦФО (пункт 4.2.2), утвержденного приказом Рослесхоза от 26.04.2007 № 196, приказа Рослесхоза от 28.04.2007 № 198 (л.д. 21-29). Департамент ЦФО, отвечая письмом от 04.08.2009 (л.д. 38) на обращение от 03.07.2009 № 3115, возвратил направленный на согласование пакет документов, указав на их несоответствие требованиям части 4 статьи 4.1 Закона № 191-ФЗ, в частности, на непредставление правоустанавливающего документа на земельный участок. Также обращено внимание на то, что участок относится к лесной зоне г. Иваново, и недопустимость уменьшения таких зон в соответствии с частью 6 статьи 105 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ). Комитет в письме от 27.08.2009, адресованном Департаменту по управлению имуществом Ивановской области, указывая, в том числе на нахождение на спорном земельном участке жилого дома, полагал возможным включение этого участка в границу населенного пункта (л.д. 33). 27.11.2009 Правительством издано распоряжение № 357-рп, которым спорный земельный участок включен в границы населенного пункта. Данный акт обоснован ссылками на статью 4.1 Закона № 191-ФЗ, статьи 8, 11 Закона № 172-ФЗ, постановление Правительства Ивановской области от 16.07.2008 № 184-п, заключение Администрации Коляновского сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области и протокол заседания межведомственной комиссии от 27.08.2009 № 34 (л.д. 16). Рослесхоз, получив в 2010 году информацию о случаях включения земель лесного фонда в границы населенных пунктов без согласования с федеральными органами исполнительной власти, поручил Департаменту ЦФО принять меры к устранению выявленных нарушений. В данный территориальный орган 28.12.2010 в ответ на просьбу об отмене распоряжения № 357-рп от Правительства поступило письмо, в котором указано, что перевод спорного земельного участка осуществлен в порядке статьи 4.1 Закона № 191-ФЗ (л.д. 17-20, 30-32). 05.03.2011 Рослесхоз, не согласившись с таким ответом, считая действия Правительства по включению земельного участка из земель лесного фонда в границу д. Никульское и распоряжение № 357-рп не соответствующим действующему законодательству и нарушающим права и законные интересы Российской Федерации, обратился в Арбитражный суд Ивановской области, требуя признать указанные действия незаконными, распоряжение недействительным. Относительно нахождения на спорном земельном участке жилого дома материалы дела показывают следующее. Кузьмичевой Т.А. в 2006 году приобретен жилой дом по адресу д. Никульское, д. 18а, не сданный в эксплуатацию и не зарегистрированный в установленном порядке, 17.02.2010 предоставлен земельный участок с кадастровым номером 37:05:031035:0013 для жилищного строительства. Дому и участку присвоены 01.04.2010 адресные реквизиты, аналогичные вышеупомянутым. 12.04.2010 жилой дом разрешен к вводу в эксплуатацию, позже осуществлены действия, направленные на подключение объекта недвижимости к электрическим сетям. 16.06.2010 Кузьмичевой Т.А. отказано Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.09.2011 по делу n А82-2719/2011. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Апрель
|