Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.08.2011 по делу n А28-3834/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

      ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

29 августа 2011 года

Дело № А28-3834/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2011 года.  

Полный текст постановления изготовлен 29 августа 2011 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Черных Л.И.,

судей Хоровой Т.В., Ившиной Г.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Печенкиной Ю.А.,  

при участии в судебном заседании:

заявителя - индивидуального предпринимателя Егорова И.С.,

представителя заинтересованного лица - Киселевой М.Ф. по доверенности от 20.04.2011,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Егорова Ивана Семеновича

на решение Арбитражного суда Кировской области от 30.06.2011 по делу №А28-3834/2011, принятое судом в составе судьи Вылегжаниной С.В.,  

по заявлению индивидуального предпринимателя Егорова Ивана Семеновича (ИНН: 434579742905,  ОГРНИП: 304434506200306)

к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Кировской области

(ИНН: 4345211049, ОГРН: 1074345054090),

о признании действий незаконными,

установил:

 

индивидуальный предприниматель Егоров Иван Семенович обратился в Арбитражный суд Кировской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Кировской области об уплате им как военным пенсионером и индивидуальным предпринимателем страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и в фонды медицинского страхования (лист дела 26).

Решением Арбитражного суда Кировской области от 30.06.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Предприниматель с принятым решением суда не согласился и обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.

По мнению Предпринимателя, арбитражный суд не учел, что в сферах правового регулирования Федеральными законами от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», с учетом изменений, и от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» имеются различия, не учел позицию, изложенную в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.05.2005 № 223-О.

Заявитель жалобы считает, что статья 7 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», с учетом изменений, нормы Закона № 212-ФЗ ставят военных пенсионеров – индивидуальных предпринимателей в неравные условия, в том числе, в сравнении с иными категориями пенсионеров, получающих трудовую пенсию.

Предприниматель полагает, что выводы, приведенные в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.05.2005 № 223-О, в соответствии с которыми положения Закона № 167-ФЗ, возлагающие на индивидуальных предпринимателей – военных пенсионеров обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой накопительной частей трудовой пенсии, не могут применяться, являются актуальными и после принятия Закона № 212-ФЗ, внесения изменений в Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», иные нормативные акты.

Заявитель жалобы обращает внимание суда на то, что часть трудовой пенсии, получаемая военными пенсионерами, ниже, чем сумма страховых взносов, подлежащая уплате в Пенсионный фонд; в худшем положении находятся военные пенсионеры, не имеющие права на получение трудовой пенсии по причине отсутствия необходимого стажа; рост трудовой пенсии существенно отстает от роста страховых взносов, подлежащих уплате в Пенсионный фонд; уплата военными пенсионерами взносов в фонды медицинского страхования фактически лишает их права на бесплатное медицинское обслуживание, которое установлено законом.

Подробная позиция Предпринимателя приведена в апелляционной жалобе.

Управление Пенсионного фонда в отзыве на апелляционную жалобу не согласно с доводами заявителя, просит решение суда оставить без изменения.

В судебном заседании Предприниматель и представитель Управления Пенсионного фонда поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, свои позиции по делу.

Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, с 2001 года Егоров И.С. является индивидуальным предпринимателем, зарегистрирован в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (лист дела 12).

Егоров И.С., 1948 года рождения, является ветераном военной службы и военным пенсионером, что подтверждается копией удостоверения № 185182. Егоров И.С. получает государственное пенсионное обеспечение за выслугу лет (лист дела 11).

21.02.2011 Предприниматель обратился с запросом в Управление Пенсионного фонда по поводу отсутствия обязанности уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование с 2010 года (лист дела 17).

Управление Пенсионного фонда в письме от 05.03.2011 сообщило заявителю, что в соответствии с Законом № 212-ФЗ плательщики страховых взносов, не производящие выплаты физическим лицам, в том числе индивидуальные предприниматели, должны уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд и фонды обязательного медицинского страхования. Управление Пенсионного фонда сообщило Предпринимателю об обязанности уплаты страховых взносов за 2010 год, пояснило, что в Законе № 212-ФЗ отсутствует норма, освобождающая индивидуальных предпринимателей, являющихся военными пенсионерами, от уплаты страховых взносов (лист дела 18).

Не согласившись с действиями Управления Пенсионного фонда, Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Кировской области руководствовался нормами Федеральных законов № 167-ФЗ, 212-ФЗ, 166-ФЗ, Закона № 4468-1 и пришел к выводу о том, что индивидуальные предприниматели, являющиеся военными пенсионерами, с 01.01.2010 обязаны уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд на обязательное пенсионное страхование и взносы в фонды обязательного медицинского страхования в порядке и в сроки, установленные в Федеральном законе № 212-ФЗ.

Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.

01.01.2010 вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ).

В силу пункта 2 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в частности, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

Такая же норма содержится в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 167-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ и пунктом 1 статьи 28 Закона № 167-ФЗ индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

На основании статьи 16 Закона № 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, производится индивидуальными предпринимателями самостоятельно, страховые взносы уплачиваются не позднее 31 декабря текущего календарного года.

Действительно, рассмотрев вопрос об обязанности индивидуальных предпринимателей, являющихся военными пенсионерами, уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 24.05.2005 № 223-О указал, что взаимосвязанные нормативные положения подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 7, пункта 2 статьи 14 и пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в той части, в какой они возлагают на индивидуальных предпринимателей - военных пенсионеров обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, при том, что отсутствуют гарантии предоставления им соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов и увеличения тем самым получаемых пенсионных выплат, - в силу правовых позиций, выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлениях от 24.02.1998 № 7-П, от 23.12.1999 № 18-П, от 03.06.2004 № 11-П, от 23.12.2004 № 19-П и в настоящем Определении, - утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами как не соответствующие статьям 19 (части 1 и 2), 35 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

Вместе с тем в соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», введенным Федеральным законом от 22.07.2008 № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения», военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им трудовой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», и страховой части трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно части 4 статьи 7 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», введенной Федеральным законом от 22.07.2008 № 156-ФЗ, установлено, что лица, указанные в статье 1 данного Закона (военнослужащие), при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, законодатель установил правовой механизм, гарантирующий военным пенсионерам получение страховой части трудовой пенсии с учетом уплаченных страховых взносов, в связи с чем обстоятельства, послужившие основанием для освобождения индивидуальных предпринимателей - военных пенсионеров от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, были устранены.

Следовательно, индивидуальные предприниматели, являющиеся военными пенсионерами, с 01.01.2010 обязаны уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование в порядке и сроки, установленные в Законе № 212-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, обязаны уплачивать соответствующие страховые взносы не только в Пенсионный фонд Российской Федерации, но и в фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.

Также в соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 1499-1, действовал в 2010 году и утратил силу 01.01.2011) страхователями при обязательном медицинском страховании являются, в том числе, физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

Согласно статье 1 Закона № 1499-1 медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Цель медицинского страхования - гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия. Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном. Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.08.2011 по делу n А82-20762/2009. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также