Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 10.06.2008 по делу n А29-1033/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

        ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610017, г. Киров, ул. Молодой Гвардии, 49, http://www.2aas.arbitr.ru/

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

  02 июня 2008 года                                                              Дело № А29-1033/2008 (объявлена резолютивная часть) 11 июня 2008 года (изготовлен полный текст)   Второй арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Черных Л.И., судей: Хоровой Т.В., Лысовой Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Черных Л.И.,

при участии в заседании представителей сторон:

от заявителя: Пакшин А.Ю. – по доверенности от 01.01.2008, от заинтересованного лица: Фролова Г.Д. - по доверенности от 22.10.2007, Маклакова Т.А. – по доверенности от 17.05.2007,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 25.03.08 по делу № А29-1033/2008, принятое судом в составе судьи Макаровой Л.Ф.,

по заявлению Открытого акционерного общества «Шахта Воргашорская»

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми

о признании недействительным требования № 64 от 25.01.2008,

 установил:

Открытое акционерное общество «Шахта Воргашорская» обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительными требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми № 64 от 25.01.2008.

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 25.03.2008 требования ОАО «Шахта Воргашорская» удовлетворены.

Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми, не согласившись с решением суда, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.

Заявитель жалобы считает, что судебный акт вынесен с нарушением норм материального права, а именно при неправильном применении статьи 124 Федерального закона № 173-ФЗ от 23.12.2004 «О федеральном бюджете на 2005 год», пунктов 1, 3, 4, 6, 7, 10, 12, 14 и 16 постановления Правительства Российской Федерации от 09.11.2005 № 672, а также положений указанного постановления в их совокупности, что выразилось в выделении судом первой инстанции этапа списания задолженности в самостоятельный процесс, не относящийся к реструктуризации задолженности; при неприменении статьи 14 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»; без учета позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 29.02.2008 № 1973/08 об отказе в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела № А29-2295/2007, и позиции Министерства финансов Республики Коми.

По мнению Инспекции, последствия досрочного погашения реструктуризированной задолженности распространяются только на суммы задолженности, реструктурируемые в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 09.11.2005 № 672 и вошедшие в решение о реструктуризации задолженности и графики погашения задолженности; сумма пеней за период с 01.01.2005 по 27.11.2005 должна уплачиваться в общем порядке в соответствии с требованиями статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации после полного погашения суммы реструктуризированной задолженности, поскольку реструктуризации подлежала задолженность по пеням и штрафам, начисленным на сумму реструктурируемой задолженности, по состоянию на 01 января 2005 года.

ОАО «Шахта Воргашорская» в отзыве на апелляционную жалобу не согласно с доводами налогового органа, просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на апелляционную жалобу.

Инспекцией заявлено ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с обращением Управления ФНС России по Республике Коми в Федеральную налоговую службу с запросом о сообщении позиции службы либо мнения Министерства финансов Российской Федерации по спорным пунктам постановления Правительства от 09.11.2005 № 672.

Судом апелляционной инстанции указанное ходатайство отклонено, поскольку разъяснения Федеральной налоговой службы и Министерства финансов Российской Федерации в силу статей 1 и 4 Налогового кодекса Российской Федерации не относятся к актам законодательства о налогах и сборах.

Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 09.11.2005 № 672 «О реструктуризации задолженности угледобывающих организаций по федеральным налогам, сборам, а также иным обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, образовавшейся по состоянию на 01 июля 2003 года, и задолженности по пеням и штрафам, начисленным на сумму указанной задолженности по состоянию на 01 января 2005 года» 28.11.2005 Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми было принято решение № 6 о реструктуризации задолженности по федеральным налогам и сборам, а также иным обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам ОАО «Шахта Воргашорская», в том числе по платежам на добычу других полезных ископаемых в сумме 72 415 893 рублей 80 копеек, пеням и штрафам по платежам на добычу других полезных ископаемых в сумме 75 877 687 рублей 48 копеек.

В связи с тем, что Общество произвело досрочное погашение (в течение 4 лет с даты принятия решения о реструктуризации задолженности) всей реструктурируемой задолженности по федеральным налогам и сборам, решениями от 19.10.2007 и от 19.12.2007 Инспекция списала реструктурируемую задолженность по пеням и штрафам, в том числе по платежам на добычу других полезных ископаемых в сумме 75 877 687 рублей 48 копеек.

За период с 01.01.2005 по 30.04.2005 на сумму реструктуризированной задолженности по платежам на добычу других полезных ископаемых Инспекция начислила пени в сумме 3 475 962 рублей 89 копеек, об уплате которых выставила Обществу требование № 64 от 25.01.2008.

Не согласившись с указанным требованием, Общество обжаловало его в арбитражный суд.

Арбитражный суд Республики Коми, удовлетворяя заявленные требования, руководствовался статьей 124 Федерального закона № 173-ФЗ от 23.12.2004 «О федеральном бюджете на 2005 год», пунктами 1, 3, 4, 6, 7, 10, 12 и 14 постановления Правительства Российской Федерации № 672 от 09.11.2005 и пришел к выводу о том, что в случае погашения организацией всей реструктурируемой задолженности по федеральным налогам и сборам в течение 4 лет с даты принятия решения о реструктуризации задолженности, вся задолженность по пеням, начисленным на реструктурированную задолженность, подлежит списанию.

Рассмотрев апелляционную жалобу, Второй арбитражный апелляционный суд не находит оснований для ее удовлетворения.

Согласно пункту 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, и уплачивается одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункты 3, 5 статьи 75 Кодекса).

В соответствии со статьей 61 Кодекса установленный законом срок уплаты налога и сбора может быть перенесен уполномоченными на то органами на более поздний срок. Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита.

Статьей 124 Федерального закона от 23.12.2004 № 173-ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год» Правительству Российской Федерации предоставлено право провести в 2005 году реструктуризацию задолженности угледобывающих организаций по федеральным налогам, сборам, а также иным обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, образовавшейся по состоянию на 1 июля 2003 года, и задолженности по пеням и штрафам, начисленным на сумму вышеуказанной задолженности по состоянию на 1 января 2005 года. Установлено, что реструктуризация производится на основании решения налогового органа по месту постановки угледобывающей организации на налоговый учет на следующих условиях: в части задолженности по федеральным налогам и сборам путем равномерного (ежеквартального) погашения задолженности – в течение пяти лет с даты принятия налоговым органом решения о реструктуризации, а по начисленным пеням и штрафам – в течение двух последующих лет с возможностью списания начисленных пеней и штрафов в случае досрочного погашения задолженности по налогам и сборам.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.11.2005 N 672 утвержден порядок проведения реструктуризации задолженности угледобывающих организаций. В пункте 1 данного постановления предусмотрено проведение реструктуризации задолженности угледобывающих организаций по федеральным налогам и сборам, образовавшейся на 1 июля 2003 года, и задолженности по пеням и штрафам, начисленным на сумму указанной задолженности по состоянию на 1 января 2005 года.

В пункте 4 названного постановления установлено, что в случае принятия решения о реструктуризации задолженности организации предоставляется право погашать задолженность по федеральным налогам и сборам путем равномерного (ежеквартального) внесения платежей в течение пяти лет с даты принятия соответствующим налоговым органом решения о реструктуризации, а по начисленным пеням и штрафам в течение двух последующих лет.

Со дня принятия решения о реструктуризации задолженности прекращается начисление пеней на сумму реструктурируемой задолженности, а также приостанавливается применение мер принудительного взыскания в отношении этой задолженности.

Таким образом, реструктуризация задолженности, осуществляемая на основании постановления Правительства Российской Федерации от 09.11.2005 N 672, по своей сути является разновидностью рассрочки по уплате налога, которая представляет собой изменение срока его уплаты.

Как следует из материалов дела, на основании постановления Правительства Российской Федерации от 09.11.2005 № 672 Инспекция в отношении ОАО «Шахта Воргашорская» приняла решение от 28.11.2005 N 6 «О реструктуризации задолженности по федеральным налогам и сборам, а также иным обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам».

Сумма пеней, начисленных за период с 01.01.2005 по 30.04.2005, не подлежала включению в график реструктуризации, следовательно, должна была  уплачиваться в общем порядке в соответствии с требованиями пункта 5 статьи 75 Кодекса, то есть в рассматриваемом случае после полного погашения суммы реструктурированной задолженности, либо раньше при утрате налогоплательщиком права на реструктуризацию одновременно с уплатой (взысканием) недоимки либо после нее.

В соответствии с пунктом 12 постановления Правительства Российской Федерации от 09.11.2005 N 672 организация имеет право произвести досрочное погашение задолженности по федеральным налогам и сборам, а также иным обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды. При этом в случае погашения организацией:

- половины реструктурируемой задолженности по федеральным налогам и сборам в течение не более двух лет с даты принятия решения о реструктуризации задолженности - налоговым органом производится списание половины задолженности по пеням и штрафам, начисленным на сумму реструктурируемой задолженности по федеральным налогам и сборам;

- всей реструктурируемой задолженности по федеральным налогам и сборам в течение четырех лет с даты принятия решения о реструктуризации задолженности - налоговым органом производится списание всей задолженности по пеням и штрафам, начисленным на сумму реструктурируемой задолженности по федеральным налогам и сборам;

- половины реструктурированной задолженности по иным обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды и 7,5 процента по начисленным пеням и штрафам в течение не более двух лет с даты принятия решения о реструктуризации задолженности - налоговым органом производится списание 42,5 процента задолженности по начисленным пеням и штрафам;

- всей реструктурируемой задолженности по иным обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды и 15 процентов начисленных пеней и штрафов в течение четырех лет с даты принятия решения о реструктуризации задолженности - налоговым органом производится списание оставшейся суммы задолженности по пеням и штрафам, начисленным на сумму реструктурируемой задолженности по иным обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды.

Списание задолженности по пеням и штрафам производится налоговым органом в течение семи дней с даты погашения необходимой для осуществления списания задолженности по федеральным налогам и сборам, а также иным обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды.

Таким образом, из анализа положений статьи 124 Федерального закона «О Федеральном бюджете на 2005 год, пунктов 1, 4, 12 постановления Правительства Российской Федерации от 09.11.2005 № 672 следует, что в случае погашения организацией всей реструктурируемой задолженности по федеральным налогам и сборам в течение четырех лет с даты принятия решения о реструктуризации, пени, начисленные на реструктуризированную задолженность, подлежат списанию.

Как видно из материалов дела, Общество произвело погашение всей реструктурируемой задолженности по федеральным налогам и сборам в течение четырех лет с даты принятия решения о реструктуризации задолженности; пени в сумме 3 475 962 рублей 89 копеек за период с 01.01.2005 по 30.04.2005 начислены на реструктурированную задолженность по платежам на добычу других полезных ископаемых.

С учетом изложенного, выставление Обществу требования об уплате подлежащих списанию пеней нарушает положения

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 10.06.2008 по делу n А28-8115/07-44/31. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также