Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 01.06.2011 по делу n А82-13530/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

      ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

02 июня 2011 года

Дело № А82-13530/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2011 года.  

Полный текст постановления изготовлен 02 июня 2011 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Буториной Г.Г.,

судей Караваевой А.В., Лысовой Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ермошиной С.Г.,

при участии в судебном заседании:

представителей заявителя Чалова М.Л., действующего на основании доверенности от 01.06.2011, Новожилова О.А., протокол от 09.04.2010,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Ярославской области

на решение Арбитражного суда Ярославской области от 02.03.2011 по делу № А82-13530/2010, принятое судом в составе судьи Сорокиной С.Р.

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строймонтажпроект-2" (ИНН: 7615001971, ОГРН: 1027601493688)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Ярославской области,

о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией,

установил:

 

общество с ограниченной ответственностью «Строймонтажпроект-2» (далее – заявитель, Общество, ООО «Строймонтажпроект-2») обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Ярославской области (далее – ответчик, Инспекция) о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией от 01.12.2010.

Решением Арбитражного суда Ярославской области от 02.03.2011 заявленные требования удовлетворены.

Инспекция с принятым решением суда не согласна, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. В апелляционной жалобе заявитель указывает, что судом не дана правовая оценка тем обстоятельствам, что на момент обращения заявителя с заявлением о государственной регистрации ликвидации ООО «Строймонтажпроект-2» на лицевых счетах налогоплательщика числилась задолженность по пеням в различные уровни бюджетов на общую сумму 1136425 рублей 96 копеек, которая до настоящего времени не погашена; действия Инспекции по начислению пеней и списанию задолженности  не оспаривались; ликвидационный баланс содержит недостоверную информацию, процесс ликвидации является незавершенным; нарушение прав ООО «Строймонтажпроект-2» отсутствуют.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции без удовлетворения.

Ответчик явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя ответчика.

Законность решения  Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 05.04.2010 участниками  Общества приняты решения о ликвидации ООО «Строймонтажпроект-2» и о назначении ликвидационной комиссии (л.д. 7).

15.04.2010 в ЕГРЮЛ внесена запись о принятии решения о ликвидации Общества (л. д. 33).

15.04.2010 и 13.05.2010  в  государственный реестр внесены записи о формировании ликвидационной комиссии ООО «Строймонтажпроект-2» (л. д. 33).

14.04.2010 в журнале «Вестник государственной регистрации» № 14 (270) опубликовано объявление о ликвидации ООО «Строймонтажпроект-2», установлен двухмесячный срок для предъявления требований кредиторов (л. д. 64).

30.06.2010 Инспекцией в ЕГРЮЛ внесена запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса (л.д. 33)

16.11.2010 Обществом  составлен и утвержден ликвидационный бухгалтерский баланс (л. д. 27-28).

24.11.2009 в Инспекцию представлены (л.д. 24) заявление о государственной регистрации Общества в связи с его ликвидацией (л.д. 25-26), справка Пенсионного фонда Российской Федерации (л.д. 29), документ об уплате государственной пошлины (л.д. 30)  и ликвидационный баланс (л. д. 27-28).

01.12.2010 Инспекция, руководствуясь подпунктом «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Федеральный закон о государственной регистрации), приняла решение об отказе  в государственной регистрации ООО «Строймонтажпроект-2» в связи с его ликвидацией по причине непредставления определенных Федеральным законом о государственной регистрации необходимых для государственной регистрации документов. Принятое решение мотивировано тем, что Общество имеет задолженность по обязательным платежам, которая не указана в ликвидационном балансе, следовательно, ликвидационный баланс содержит недостоверные сведения и считается непредставленным (л. д. 22, 23).

Не согласившись с решением Инспекции от 01.12.2010,  Общество обжаловало его в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, придя к выводу об отсутствии у Инспекции правовых оснований для отказа в государственной регистрации ликвидации ООО «Строймонтажпроект-2», заявленные требования удовлетворил.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей заявителя, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения  суда исходя из нижеследующего.

Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частями 2, 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Федеральный закон о государственной регистрации)для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:  а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; б) ликвидационный баланс; в) документ об уплате государственной пошлины; г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".

Подпунктом «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона о государственной регистрации предусмотрено, что отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных Законом о регистрации необходимых для государственной регистрации документов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса  Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Пунктами 1, 2 статьи 62 Гражданского кодекса  Российской Федерации установлено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации (пункт 1). Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами (пункт 2).

Согласно статье 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица (пункт 1). После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (пункт 2). После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (пункт 5). Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц (пункт 8).

Статьей 64 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица (пункт 4). Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок (пункт 5). Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано (пункт 6).

Таким образом, при ликвидации юридического лица ликвидационная комиссия признает задолженность данного юридического лица по обязательным платежам и включает ее в промежуточный ликвидационный баланс в том случае, если налоговый орган, действующий в качестве кредитора ликвидируемого юридического лица, предъявляет требования об уплате им задолженности по обязательным платежам в установленные законодательством сроки. Требования налогового органа об уплате ликвидируемым юридическим лицом задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами не признанные ликвидационной комиссией, если налоговый орган не обращался с иском в суд, а также названные требования, в удовлетворении которых решением суда налоговому органу отказано, считаются погашенными и не отражаются в ликвидационном балансе.

Как следует из материалов дела, участники Общества на общем собрании приняли решение о ликвидации общества, назначили ликвидационную комиссию. Сообщение о ликвидации Общества, о порядке и сроке заявления требований кредиторов опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации». 30.06.2010 Инспекцией в ЕГРЮЛ внесена запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса. Доказательства предъявления в ликвидационную комиссию Инспекцией, как кредитором заявителя, в установленный законодательством срок требований об уплате Обществом задолженности по обязательным платежам, также  доказательства признания ликвидационной комиссией требований Инспекции либо обращения Инспекции в суд с иском к ликвидационной комиссии в материалах дела отсутствуют. При таких обстоятельствах ликвидационная комиссия не имела оснований для

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 01.06.2011 по делу n А82-10341/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также