Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 12.05.2011 по делу n А29-10411/2010. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

      ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

13 мая 2011 года

Дело № А29-10411/2010

Резолютивная часть постановления объявлена                           11 мая 2011 года.

Полный текст постановления изготовлен                                    13 мая 2011 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Чернигиной Т.В.,

судей Великоредчанина О.Б., Поляковой С.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Каштанюк Е.Л.,

при участии в судебном заседании представителей:

ответчика – Министерства обороны Республики Коми: Бровкиной М.Ю. – по доверенности от 17.02.2011 № 10-02/20,

рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы истца – индивидуального предпринимателя Вишератина Михаила Васильевича, ответчика – Республики Коми в лице Министерства финансов Республики Коми

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 01 марта 2011 года по делу № А29-10411/2010, принятое судом в составе судьи Кирьянова Д.А.,

по иску индивидуального предпринимателя Вишератина Михаила Васильевича

к Республике Коми в лице Министерства финансов Республики Коми, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и Управления Федерального казначейства по Республике Коми,

третьи лица: Агентство Республики Коми по социальному развитию, финансовое управление Министерства финансов Республики Коми в Корткеросском районе, Управление социальной защиты населения Агентства Республики Коми по социальному развитию по Корткеросскому району,

о взыскании убытков,

установил:

 

индивидуальный предприниматель Вишератин Михаил Васильевич (далее – Предприниматель, истец) обратился в Арбитражный суд Республики Коми с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Республике Коми в лице Министерства финансов Республики Коми (далее - МФ РК), Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - МФ РФ) и Управления Федерального казначейства по Республике Коми (далее - УФК по РК) о взыскании за счет казны Республики Коми - 148 053 руб. 69 коп., казны Российской Федерации - 129 337 руб. 05 коп. убытков в виде расходов по перевозке пассажирским автомобильным транспортом граждан по социальным проездным билетам.

Исковые требования истца основаны на статьях 15, 16, 393, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Определениями арбитражного суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Финансовое управление Министерства финансов Республики Коми в Корткеросском районе (далее - Финуправление), Агентство Республики Коми по социальному развитию (далее - Агентство), Управление социальной защиты населения Агентства Республики Коми по социальному развитию по Корткеросскому району (далее - Управление).

Решением Арбитражного суда Республики Коми еспублики Коми от 28.06.2010от 01 марта 2011 года исковые требования удовлетворены частично, в пользу Предпринимателя взыскано с Республики Коми в лице МФ РК за счет средств казны Республики Коми 30 087 руб. 51 коп. убытков и 927 руб. 15 коп. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины; с Российской Федерации в лице МФ РФ за счет средств казны Российской Федерации 26 271 руб. 18 коп. убытков и 809 руб. 55 коп. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины. В остальной части требований отказано.

Не согласившись с названным решением Арбитражного суда Республики Коми, МФ РК и Предприниматель обратились во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят его отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование апелляционной жалобы МФ РК указывает, что без первичных документов, подтверждающих факт перевозки предпринимателем пассажиров-льготников на соответствующих внутрирайонных маршрутах, расчеты сумм возмещения не являются и не могут являться единственным и безусловным основанием возмещения затрат перевозчику. Предпринимателем перевозка граждан осуществлялась в отсутствие паспортов на внутрирайонные автобусные маршруты, то есть факт осуществления перевозки льготных категорий граждан данным перевозчиком на внутрирайонных маршрутах не подтвержден. Также в нарушение условий договора предпринимателем не велся учет совершенных гражданами поездок с использованием социальных проездных билетов на основании отрывных талонов. В то же время договором предусмотрено возмещение расходов только на внутрирайонных маршрутах. Также заявитель отмечает на исполнение со своей стороны бюджета на 2007 год. МФ РК считает незаконным возложение на ответчиков расходов по уплате государственной пошлины, поскольку государственные органы освобождаются от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

В обоснование апелляционной жалобы Предприниматель указывает, что ни договором, ни дополнительными соглашениями не предусмотрено, что возмещение перевозчику осуществляется после истечения месяца (ежемесячно), в котором осуществлена перевозка льготников. Сторонами не определен и не согласован временной период возмещения именно расходов. Согласно пункту 6.2 дополнительного соглашения от 22.08.2007 срок действия договора определен до 31.12.2007, следовательно, по мнению истца, срок исковой давности необходимо считать с 31.12.2007, срок истекает 31.12.2007.

Агентство в отзыве на апелляционные жалобы считает обжалуемое решение незаконным и необоснованным, поддерживает позицию МФ РК, ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Иные лица, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей не обеспечили, отзывы на апелляционные жалобы не представили.

В соответствии с частью 1 статьи 123, статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы рассмотрены в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.

Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Коми от 01 марта 2011 года  проверены Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Материалами дела подтверждены следующие фактические обстоятельства.

08.02.2007 между Правительством Республики Коми, администрацией Муниципального района «Корткеросский» и Предпринимателем (перевозчик) подписан договор № 15 о совместной деятельности, направленной на обеспечение равной доступности транспортных услуг на пассажирском автомобильном транспорте (кроме такси) для отдельных категорий граждан, имеющих право на оказание мер государственной социальной поддержки на территории Республики Коми (далее – Договор).

20.03.2007 и 22.08.2007 стороны подписали дополнительные соглашения к Договору.

Предметом договора является осуществление совместных действий по оказанию мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, финансирование которых осуществляется за счет средств федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Коми.  При этом государственная социальная поддержка оказывается посредством предоставления гражданам права проезда в автотранспорте перевозчика по месячным социальным проездным билетам.

В разделе II договора предусмотрен порядок компенсации расходов перевозчику. Так, до 3 числа месяца, следующего за отчетным, перевозчик представляет в территориальные органы Агентства отрывные талоны пригородных и междугородних внутрирайонных социальных проездных билетов, изъятые у граждан. На основании предъявленных отрывных талонов территориальным органом Агентства составляется расчет суммы возмещения расходов перевозчика раздельно по федеральному и региональному списку на городских, пригородных и междугородних маршрутах, который производится в порядке, предусмотренном договором. Далее - территориальный орган Агентства до 7 числа месяца, следующего за отчетным, передает после согласования с территориальными органами Минфина РК в городах и районах расчет суммы возмещения расходов перевозчика для осуществления финансирования. Перечисление средств на компенсацию расходов перевозчика осуществляется с лицевого счета Агентства за счет перевозчика на основании заявок Агентства на оплату расходов, платежных документов (счета-фактуры, акты сверок) и расчета суммы возмещения расходов перевозчика в соответствии с поквартальной разбивкой годового объема бюджетного финансирования в пределах установленных Агентству лимитов бюджетных обязательств, но не выше суммы фактических расходов.

Истец в сентябре - декабре 2007 года осуществлял перевозку граждан по социальным проездным билетам, в результате чего у него возникли расходы в сумме 277 390 руб. 74 коп., в том числе 129 337 руб. 05 коп. по списку федеральных льготников, и 148 053 руб. 69 коп. по списку региональных льготников.

В связи с не возмещением расходов истец обратился в суд.

В соответствии с частью 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.

Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 122-ФЗ) с 01.10.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.

Вместе с тем Закон № 122-ФЗ предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан.

Согласно статьям 44 и 63 Закона № 122-ФЗ меры социальной защиты инвалидов и социальной поддержки ветеранов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2006 № 802 утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, которыми предусмотрено предоставление трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации при условии принятия в установленном порядке нормативных правовых актов, устанавливающих расходные обязательства субъектов Российской Федерации по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта для категории граждан, оказание мер социальной поддержки которых, относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Приложением № 21 к Федеральному закону от 19.12.2006 № 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год» распределены субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации, в том числе бюджету Республики Коми на эти цели выделено 22 919 900 руб.

Постановлением Правительства Республики Коми от 29.12.2006 № 336 «Об обеспечении в 2007 году доступности транспортных услуг на пассажирском автомобильном транспорте (кроме такси) для отдельных категорий граждан, имеющих право на оказание мер государственной социальной поддержки, на территории Республики Коми» для некоторых категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержки за счет средств федерального бюджета (в частности, инвалидов, включая инвалидов Великой Отечественной войны и боевых действий, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий), а также имеющих право на меры социальной поддержки за счет средств республиканского бюджета Республики Коми (в частности, ветеранов труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, лиц, работавших в тылу), предоставлено право на проезд по социальным проездным билетам.

Постановлением Правительства Республики Коми от 29.12.2006 № 347 «О мерах по реализации закона Республики Коми «О республиканском бюджете Республики Коми на 2007 год» утверждены Правила финансирования в 2007 году из республиканского бюджета Республики Коми расходов по обеспечению равной доступности транспортных услуг на пассажирском железнодорожном транспорте, на пассажирском автомобильном транспорте (кроме такси), на пассажирском внутреннем водном транспорте для отдельных категорий граждан, имеющих право на оказание мер государственной социальной поддержки (далее - Правила).

Согласно Правилам (разделу II пункта 1) финансирование указанных расходов производится Министерством финансов Республики Коми Агентству Республики Коми по социальному развитию на основании договоров о совместной деятельности, заключенных между Правительством Республики Коми, органами местного самоуправления и автотранспортными организациями или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими перевозки пассажиров в соответствии с поквартальной разбивкой, предусмотренной сводной бюджетной росписью республиканского бюджета Республики Коми на 2007 год, в пределах установленных лимитов бюджетных обязательств, но не выше суммы фактически произведенных автотранспортными организациями или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими перевозки пассажиров на автомобильном транспорте (кроме такси), расходов, связанных с перевозкой граждан, имеющих право на оказание мер государственной социальной поддержки, согласно постановлению Правительства Республики Коми от 29.12.2006 № 336 «Об обеспечении в 2007 году доступности транспортных услуг на пассажирском автомобильном

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 12.05.2011 по делу n А31-540/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК),Удовлетворить ходатайство (заявление) (АПК)  »
Читайте также