Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11.05.2011 по делу n А82-13023/2010. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ
СУД
610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции г. Киров 12 мая 2011 года Дело № А82-13023/2010 Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 12 мая 2011 года. Второй арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Перминовой Г.Г., судей Караваевой А.В., Лысовой Т.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Новоселовой Е.В., в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области на решение Арбитражного суда Ярославской области от 05.03.2011 по делу №А82-13023/2010, принятое судом в составе судьи Мухиной Е.В., по заявлению Департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области (ИНН 7604002275, ОГРН 1027600681261) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области третьи лица: государственное учреждение "Ярославская станция по борьбе с болезнями животных" ОГРН 1047600202605), государственное учреждение "Ярославская ветеринарная лаборатория" (ОГРН 1047600405885) о признании недействительным решения установил:
департамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области (далее – заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее – ответчик, Управление, УФАС, антимонопольный орган) от 13.08.2010 по делу № 06-03/38-10 (изготовлено в полном объеме 26.08.2010), которым Департамент признан нарушившим пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции, Закон №135-ФЗ). К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное учреждение "Ярославская станция по борьбе с болезнями животных", государственное учреждение "Ярославская ветеринарная лаборатория" (далее – третьи лица). Решением Арбитражного суда Ярославской области от 05.03.2011 требование Департамента удовлетворено, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 13.08.2010 по делу № 06-03/38-10 признано недействительным. Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования. Опровергая вывод суда первой инстанции о том, что антимонопольным органом не установлено фактов реального препятствования осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, Управление указывает, что поскольку в настоящем деле дана оценка актам органа исполнительной власти Ярославской области, то наличие в них положений, противоречащих антимонопольному законодательству, нарушает запрет, установленный пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона №135-ФЗ, вне зависимости от реализации соответствующих положений в отношении конкретных хозяйствующих субъектов. Управление считает, что поскольку запрет, установленный пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона №135-ФЗ, является универсальным вне зависимости от того, на конкурентных или неконкурентных рынках допускается создание препятствий деятельности хозяйствующих субъектов, то вывод суда первой инстанции о необходимости определения и доказывания наличия конкурентного рынка, на котором совершено правонарушение, для квалификации действий правонарушителя по пункту 2 части 1 статьи 15 Закона №135-ФЗ, является результатом неправильного толкования данной нормы. Подробно доводы Управления изложены в апелляционной жалобе. Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечило. Департамент в отзыве на апелляционную жалобу возражает против доводов УФАС, считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. В отзыве изложено ходатайство о проведении судебного заседания без участия представителя заявителя. Государственное учреждение "Ярославская станция по борьбе с болезнями животных" и государственное учреждение "Ярославская ветеринарная лаборатория" о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. Государственное учреждение "Ярославская ветеринарная лаборатория" просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, требования жалобы не признает. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле. Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как следует из материалов дела, приказом Департамента от 29.12.2009 №168 утверждено государственное задание на оказание услуг в сфере ветеринарии государственному учреждению «Ярославская областная станция по борьбе с болезнями животных» (л.д. 17). Согласно разделу 5 указанного государственного задания физическим лицам услуги оказываются на основании цен прейскуранта, утвержденного директором Учреждения по согласованию с Департаментом агропромышленного комплекса Ярославской области, юридическим лицам - на основании договора. Приказом Департамента от 29.12.2009 №169 утверждено государственное задание на оказание услуг в сфере ветеринарии государственному учреждению «Ярославская областная ветеринарная лаборатория» (л.д. 37). В соответствии с разделом 5 государственного задания физическим лицам услуги оказываются на основании цен прейскуранта, утвержденного директором Учреждения по согласованию с Департаментом агропромышленного комплекса Ярославской области, юридическим лицам - на основании договора. В материалы дела представлены утвержденные прейскуранты цен на услуги третьих лиц (л.д. 116-132). Управлением федеральной антимонопольной службы по Ярославской области на основании приказа о проведении плановой выездной проверки № 212 от 28.05.2010 проведена проверка в отношении Департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области, результаты которой отражены в акте № 3 от 21.06.2010 (л.д. 92-94). Как следует из акта, по результатам анализа вышеназванных приказов №168 и №169 от 29.12.2009 установлено, что указание в государственных заданиях на формирование цены государственной услуги на основании договора (для юридических лиц) означает, что стороны договора свободны в определении условия договора о цене государственной услуги, что может привести к отказу в предоставлении услуги со стороны исполнителя при не достижении согласия по цене услуги и повлечь ограничение доступа хозяйствующих субъектов к государственной услуге, а также нарушение принципа равенства получателей государственной услуги. Рассмотрев дело №06-03/38-10, возбужденное по результатам проверки, комиссия УФАС приняла решение от 13.08.2010 (в полном объеме изготовлено 26.08.2010), которым Департамент признан нарушившим пункт 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Как следует из текста решения, нарушение выразилось в установлении в государственных заданиях, утвержденных приказами №168 и №169 от 29.12.2009, способа формирования цены государственных услуг для юридических лиц на основании договора, поскольку может ограничить доступ хозяйствующих субъектов к государственной услуге и создать неравные условия для ее получения. На основании решения Департаменту выдано предписание от 13.08.2010, в котором указано на обязанность заявителя в срок до 01.10.2010 внести изменения в приказы №168 и №169 от 29.12.2009 в части исключения из государственных заданий, утвержденных этими приказами, положений, предоставляющих возможность государственным учреждениям определять цену государственной услуги для юридических лиц на основании договора. Не согласившись с решением ответчика от 13.08.2010 (в полном объеме изготовлено 26.08.2010), Департамент обжаловал его в арбитражный суд Ярославской области. Принимая решение об удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что вменяя нарушение пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган не определил и не доказал наличия конкурентного рынка, на котором совершено правонарушение, а также фактов реального препятствования осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами. Судом первой инстанции установлено, что антимонопольным органом не представлено доказательств оказания третьими лицами услуг юридическим лицам по ценам, отличным от указанных в прейскуранте. Суд пришел к выводу, что сам по себе факт декларирования в приказах договорных отношений с юридическими лицами не препятствует осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, поскольку он лишь может привести к ограничению доступа и созданию препятствий в получении услуги. Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего. В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации определены Законом о защите конкуренции. Согласно части 2 статьи 1 Закона N 135-ФЗ целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков. В части 1 статьи 3 названного Закона указано, что данный Закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции. В силу пункта 7 статьи 4 Закона №135-ФЗ конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Признаками ограничения конкуренции, согласно пункту 17 статьи 4 Закона №135-ФЗ могут являться: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке; рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке; отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке; определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке. Нарушение пункта 2 части 1 статьи 15 Закона №135-ФЗ усмотрено ответчиком в действиях Департамента по установлению в государственных заданиях, утвержденных приказами №168 и №169 от 29.12.2009, способа формирования цены государственных услуг для юридических лиц на основании договора, что может ограничить доступ хозяйствующих субъектов к государственной услуге и создать неравные условия для ее получения В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные (муниципальные) услуги (работы) - услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами; государственное (муниципальное) задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ). Частью 1 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам также должно содержать: определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг; порядок оказания соответствующих услуг; предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством Российской Федерации предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации. Из приведенных норм следует, что государственное задание на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам должно содержать в себе предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг как физическими так и юридическими лицами. В ходе проведенной ответчиком в отношении Департамента проверки установлено, что утвержденное приказом №168 от 29.12.2009 государственное задание на оказание услуг в сфере ветеринарии государственным учреждением "Ярославская станция по борьбе с болезнями животных" и утвержденное приказом №169 от 29.12.2009 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11.05.2011 по делу n А29-3440/2010. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Март
|