Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 05.04.2011 по делу n А31-6948/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции г. Киров 06 апреля 2011 года Дело № А31-6948/2010 Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 06 апреля 2011 года. Второй арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Губиной Л.В., судей Поляковой С.Г., Поляшовой Т.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем Родиной Ю.Н., в отсутствие сторон рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Костромской области в лице Департамента финансов Костромской области на решение Арбитражного суда Костромской области от 27.01.2011 по делу № А31-6948/2010, принятое судом в составе судьи Трубниковой Е.Ю. по иску общества с ограниченной ответственностью «Костромагазресурс» к Костромской области в лице Департамента финансов Костромской области, Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области о взыскании 7 261 971 рубля убытков за счет средств казны Костромской области, установил:
общество с ограниченной ответственностью «Костромагазресурс» (далее – ООО «Костромагазресурс», истец) обратилось с иском в Арбитражный суд Костромской области к Костромской области в лице Департамента финансов Костромской области (далее – ответчик, Департамент финансов, заявитель) о взыскании (с учетом уточнений) 7 261 971 рубля убытков за счет средств казны Костромской области. Предъявленные требования основаны на статьях 16, 424, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что истец, как специализированное предприятие, осуществлял во втором квартале 2010 года продажу сжиженного углеводородного газа на коммунально-бытовые нужды населению Костромской области путем заполнения резервуарных установок, присоединенных к жилым домам, и реализации газа в баллонах по розничным ценам, установленным постановлением Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области № 09/165 от 02.12.2009. Поскольку установленные розничные цены на сжиженный газ ниже экономически обоснованного уровня, себестоимость реализованного населению в указанный период сжиженного газа превысила выручку от его реализации, ООО «Костромагазресурс» понесло убытки. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области (далее – Департамент ТЭК). По ходатайству истца процессуальное положение Департамента ТЭК изменено, суд первой инстанции в определении от 24.11.2010 указал, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является Костромская область в лице Департамента финансов и Департамента ТЭК. При рассмотрении дела в суде первой инстанции представители ответчиков возражали против удовлетворения иска. Решением Арбитражного суда Костромской области от 27.01.2011 (в редакции определения от 01.02.2011) исковые требования ООО «Костромагазресурс» удовлетворены: с Костромской области в лице Департамента финансов за счет средств казны Костромской области в пользу ООО «Костромагазресурс» взыскано 7 261 971 руб. убытков. При вынесении данного решения суд первой инстанции руководствовался положениями статей 15, 16, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, Порядком предоставления из областного бюджета в 2010 году субсидий на возмещение недополученных доходов газоснабжающими организациями Костромской области по регулируемым ценам, утвержденным постановлением администрации Костромской области от 04.03.2010 № 59-а, и исходил из наличия правовых и фактических оснований для удовлетворения иска в полном объеме. Не согласившись с принятым по настоящему делу решением, Департамент финансов обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Костромской области от 27.01.2011 «отменить либо изменить в части исключения департамента финансов Костромской области из резолютивной части решения путем замены в абзаце первом резолютивной части решения слов «Костромской области в лице департамента финансов Костромской области за счет средств казны Костромской области» на слова «Костромской области в лице департамента топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области за счет средств казны Костромской области». Тем не менее, в обоснование жалобы заявитель указывает, что в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие размер фактически понесенных истцом убытков. Заявитель также отмечает, что в соответствии с Законом Костромской области «Об областном бюджете на 2010 год», Порядком предоставления из областного бюджета в 2010 году субсидий на возмещение недополученных доходов газоснабжающими организациями Костромской области по регулируемым ценам, утвержденным постановлением администрации Костромской области от 04.03.2010 № 59-а, главным распорядителем средств областного бюджета по предоставлению названных субсидий является Департамент ТЭК, в связи с чем убытки подлежат взысканию с Костромской области в лице указанного органа. Таким образом, по сути, заявитель обжалует все судебное решение, в связи с чем апелляционный суд проверяет указанный судебный акт в полном объеме. ООО «Костромагазресурс» отзыв на апелляционную жалобу не представило. Департамент ТЭК в отзыве на апелляционную жалобу отклоняет доводы заявителя относительно органа, в лице которого подлежат взысканию убытки за счет областной казны, просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, а жалобу – без удовлетворения. Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон. Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как следует из материалов дела, во втором квартале 2010 года ООО «Костромагазресурс» осуществляло продажу сжиженного газа путем заполнения резервуарных установок, присоединенных к жилым домам, и реализации газа в баллонах населению Костромской области по розничным ценам, установленным постановлением Департамента ТЭК от 02.12.2009 № 09/16. Объем реализации сжиженного газа населению в указанный период составил 1421,58119 тонны, в том числе из емкостей – 416,50019 тонны, в баллонах – 1005,081 тонны. В связи с установлением розничных цен на сжиженный газ ниже экономически обоснованного уровня истец понес убытки, размер которых составил 7 261 971 руб., что подтверждается ежеквартальным отчетом о деятельности ООО «Костромагазресурс» за 2 квартал 2010 года, а также письмом Департамента ТЭК от 04.10.2010, что послужило основанием для обращения с настоящим иском в арбитражный суд. Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего. В соответствии с пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, а в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 28.02.1995 № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (далее - Указ) Правительству Российской Федерации поручено определить и утвердить перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В пункте 3 Указа органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусматривать в необходимых случаях выделение из соответствующих бюджетов дотаций в целях государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию, товары и услуги по номенклатуре, относящейся к их ведению. Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» утвержден Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют исполнительные органы власти субъектов Федерации. Постановлением губернатора Костромской области от 07.08.2007 № 347 полномочия по государственному регулированию розничных цен на природный газ возложены на Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области. Статьей 13 Закона Костромской области от 16.12.2009 № 552-4-ЗКО «Об областном бюджете на 2010 год» установлено, что в случаях осуществления расходов на оказание услуг газоснабжающими организациями по реализации населению сжиженного газа по регулируемым ценам субсидии им (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) предоставляются в пределах предусмотренных настоящим Законом бюджетных ассигнований главных распорядителей средств областного бюджета, осуществляющих функции в соответствующей сфере деятельности, в порядке, утверждаемом администрацией Костромской области. В соответствии с данным Законом постановлением администрации Костромской области от 04.03.2010 № 59-а утвержден Порядок предоставления из областного бюджета в 2010 году субсидий на возмещение недополученных доходов газоснабжающим организациям от реализации сжиженного газа населению Костромской области по регулируемым ценам, согласно которому целью предоставления средств областного бюджета в виде субсидий на возмещение недополученных доходов газоснабжающим организациям от реализации сжиженного газа населению Костромской области по регулируемым ценам является бесперебойное обеспечение населения Костромской области сжиженным газом. В пункте 3 данного Порядка установлено, что главным распорядителем средств областного бюджета, предоставляемых в виде субсидий на возмещение недополученных доходов газоснабжающим организациям от реализации сжиженного газа населению Костромской области по регулируемым ценам, является Департамент ТЭК. Согласно пункту 5 Порядка субсидии предоставляются на возмещение недополученных доходов, определяемых как разница между суммой расходов, понесенных получателем субсидии при осуществлении регулярной деятельности по реализации сжиженного газа населению Костромской области по регулируемым ценам, и суммой доходов, полученных от осуществления такой деятельности в 4 квартале 2009 года и в 2010 году. В соответствии с пунктом 6 Порядка субсидии предоставляются в пределах средств, предусмотренных на эти цели главному распорядителю Законом Костромской области от 1612.2009 № 552-4-ЗКО «Об областном бюджете на 2010 год». В силу пункта 10 Порядка в случае, если затраты, предъявленные к возмещению, превышают лимиты бюджетных обязательств главного распорядителя на соответствующий период, предоставление субсидий получателям осуществляется в пределах суммы лимитов бюджетных обязательств на соответствующий период пропорционально сумме подтвержденных расходов. Согласно пункту 11 Порядка Департамент финансов Костромской области при предоставлении главным распорядителем платежных поручений, отчетов получателя о деятельности по осуществлению регулярной деятельности по реализации сжиженного газа населению Костромской области по регулируемым ценам перечисляет получателям средства из областного бюджета, но в пределах лимитов бюджетных обязательств. ООО «Костромагазресурс», как специализированное предприятие, во 2 квартале 2010 году поставляло населению Костромской области сжиженный газ по государственным регулируемым ценам, установленным постановлением Департамента ТЭК от 02.12.2009 № 09/165, в связи с чем в исковой период сумма недополученных истцом в результате этого доходов составила 7 261 971 руб. Указанная сумма является для ООО «Костромагазресурс» убытками, вызванными установлением органами исполнительной власти Костромской области цены сжиженного газа для населения ниже экономически обоснованной и неисполнением обязанности по компенсации истцу недополученных им в результате этого доходов. В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Таким образом, истец, требующий возмещения убытков, должен доказать совокупность следующих обстоятельств: нарушение его прав ответчиком, наличие и размер убытков, причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и возникшими убытками. При этом недоказанность хотя бы одного из названных условий влечет за собой отказ в удовлетворении требования о возмещении убытков. Согласно статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. При этом в пунктах 16 и 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при рассмотрении исков организаций, предоставивших потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, о взыскании с публично-правовых Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 05.04.2011 по делу n А29-7682/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Март
|