Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.02.2011 по делу n А82-8341/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

      ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

24 февраля 2011 года

Дело № А82-8341/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2011 года. 

Полный текст постановления изготовлен 24 февраля 2011 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Буториной Г.Г.,

судей Караваевой А.В., Перминовой Г.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ермошиной С.Г.,

при участии в судебном заседании:

представителя заявителя Богомоловой С.Н., действующей на основании доверенности от 22.11.2010 № 41-04/06-4417,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента недвижимости администрации городского округа город Рыбинск

на решение Арбитражного суда Ярославской области от  18.11.2010 по делу № А82-8341/2010, принятое судом в составе судьи Сурововой М.В.

по заявлению Департамента недвижимости администрации городского округа город Рыбинск

к Департаменту культуры Ярославской области,

о признании незаконным предписания,

установил:

 

Департамент недвижимости администрации городского округа город Рыбинск (далее – заявитель, Департамент недвижимости) обратился с заявлением в Арбитражный суд Ярославской области к Департаменту культуры Ярославской области  (далее – ответчик, Департамент культуры) о признании недействительным предписания Департамента культуры от 03.06.2010 № 2346 о выполнении противоаварийных работ в отношении выявленного объекта культурного наследия - дома № 3 по улица Герцена в городе Рыбинске.

Решением Арбитражного суда Ярославской области от  18.11.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Департамент недвижимости с принятым решением суда не согласен, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. В апелляционной жалобе заявитель указывает, что суд ошибочно отнес здание по адресу: Ярославская область, город Рыбинск, улица Герцена дом 3 к вновь выявленным объектам культурного наследия; в связи с истечением срока для принятия решения о включении здания в реестр, данный объект не может считаться выявленным объектом культурного наследия; суд необоснованно отнес переоформление документов, предусмотренных статьей 17 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 № 74 (далее – Федеральный закон о культурном наследии) к административным полномочиям органов охраны культурного наследия; постановление главы администрации Ярославской области от 22.11.1993 № 329 не соответствует Федеральному закону о культурном наследии, а также Закону Ярославской области от 05.06.2008 № 25-з «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Ярославской области» (далее – Закон Ярославской области о культурном наследии;  постановление главы администрации Ярославской области от 22.11.1993 № 329 в срок до 07.09.2008 не приведено в соответствие  с Федеральным законом о культурном наследии и Законом Ярославской области о культурном наследии; охранное обязательство является ничтожной сделкой в соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как не соответствует пункту 4 статьи 48, пункту 4 статьи 50, пункту 3 статьи 63 Федерального закона о культурном наследии.

Департамент культуры в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, ходатайствует о рассмотрении дела без участия своего представителя.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя ответчика.

Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела,      постановлением главы администрации Ярославской области от 22.11.1993 № 329 дом № 3 (дом Рыбакова) по улице Герцена в городе Рыбинске  отнесен к вновь выявленным памятникам истории и культуры   (далее – спорный объект культурного наследия) (л.д. 10-13).

11.02.2004 Департаментом недвижимости администрации Рыбинского муниципального округа  и администрацией Ярославской области оформлено охранное обязательство собственника памятника истории и культуры (далее – охранное обязательство от 11.02.2004), согласно которому Департамент недвижимости Рыбинского муниципального округа принимает на себя обязательства при осуществлении прав собственности на памятник истории и культуры – спорный объект культурного наследия, в том числе: нести полную ответственность за сохранность памятника (в границах своей ответственности) и использование его помещений под жилье (пункт 1.1), немедленно извещать администрацию Ярославской области о всяком повреждении, аварии или иных обстоятельствах, нанесших ущерб памятнику или его территории, своевременно принимать соответствующие меры против дальнейшего разрушения или повреждения памятника и по его восстановлению (пункт 1.5), обеспечивать режим содержания памятника, своевременно проводить текущий и капитальный ремонт, благоустроительные работы, предусмотренные актом технического состояния, составляющим неделимое целое с настоящим охранным обязательством, а также выполнять разовые предписания администрации Ярославской области (пункт 1.8), содержать памятник (в границах своей ответственности) в надлежащем санитарном, противопожарном и техническом порядке, а территорию памятника в благоустроенном состоянии (пункт 1.10), срок действия настоящего охранного обязательства устанавливается на время нахождения данного памятника у собственника (пункт 3.3) (л.д. 55).  Согласно пункту 15 акта осмотра технического состояния памятника истории и культуры (спорного объекта культурного наследия) в качестве необходимых консервационных и ремонтно-реставрационных работ указано постоянное поддержание технического и санитарного состояния занимаемых помещений (л.д. 56).

17.11.2009 Департамент жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации городского округа город Рыбинск направил в адрес Департамента недвижимости уведомление о том, что спорный объект культурного наследия является нежилым зданием (л.д. 14)

16.02.2010 Ярославским филиалом Федерального государственного унитарного предприятия «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости – Федеральное БТИ» составлен технический паспорт нежилого здания  (спорного объекта культурного наследия), согласно разделу 1 которого документом, подтверждающим право собственности на данное здание, является выписка их реестра муниципальной собственности Рыбинского муниципального округа Ярославской области  и свидетельство о государственной регистрации права серия 76АА № 125275 от 24.03.2004; субъектом права собственности является Рыбинский муниципальный округ (л.д. 15-25)

20.05.2010 Департаментом культуры издан приказ о проведении внеплановой выездной проверки в отношении Департамента недвижимости с целью проверки информации о причинении ущерба спорному объекту культурного наследия (л.д. 59-60).

В акте проверки Департамента культуры от 31.05.2010 указано, что 19.06.2010 на объекте произошел пожар; при наружном осмотре объекта установлено, что в результате пожара полностью сгорела стропильная система здания и часть межэтажных перекрытий, сгорели деревянные части стен второго этажа в юго-западной части здания; на северном фасаде на уровне второго этажа и вокруг главного входа обрушены участки облицовки; бревна сруба под обрушенным участком сгнили; наблюдается разрушение кирпичной кладки цоколя на восточном и западном фасадах здания; фронтон на северном фасаде имеет уклон к северу; в результате проверки выявлены нарушения пункта 3 статьи 48 Федерального закона о культурном наследии и пункта 1.10 охранного обязательства от 11.02.2004 (л.д. 58).

03.06.2010 Департаментом культуры в адрес заявителя направлено предписание № 2346, в котором Департаменту недвижимости предлагается в срок до 05.07.2010  выполнить противоаварийные работы  на спорном объекте культурного наследия (далее – предписание от 03.06.2010) (л.д. 57).

Не согласившись с данным предписанием, Департамент недвижимости обратился в арбитражный суд с заявлением.

Суд первой инстанции, установив, что обжалуемое предписание соответствует закону, в удовлетворении заявленных требований отказал.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона о культурном наследии под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 1, подпункту 13 пункта 2 статьи  33 Федерального закона о культурном наследии объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и иных негативных воздействий. Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя контроль за состоянием объектов культурного наследия.

Выявленные объекты культурного наследия до принятия решения о включении их в реестр либо об отказе включить их в реестр подлежат государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом (пунктом 8 статьи 18 Федерального закона о культурном наследии).

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 48 Федерального закона о культурном наследии объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом                (пункт 1). Собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия           (пункт 3).

В соответствии с пунктами 3 статьи 63 Федерального закона о культурном наследии впредь до включения объекта культурного наследия в реестр в порядке, установленном законом, в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия применяются охранно-арендные договоры, охранные договоры и охранные обязательства, определенные Положением об охране памятников истории и культуры, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 16.09.1982 № 865 (далее – Положение об охране памятников). Впредь до включения объекта культурного наследия в реестр в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, но не позднее 31 декабря 2010 года подлежат государственной регистрации требования к сохранению объекта культурного наследия, изложенные в охранно-арендном договоре, охранном договоре и охранном обязательстве и являющиеся обременением, стесняющим правообладателя при осуществлении им права собственности либо иных вещных прав на данный объект недвижимого имущества.

Пунктом 4 статьи 64 Федерального закона о культурном наследии   объекты, являющиеся на день вступления в силу настоящего Федерального закона вновь выявленными памятниками истории и культуры на основании Закона РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры", отнесены к выявленным объектам культурного наследия с последующим переоформлением документов, предусмотренных статьей 17 настоящего Федерального закона, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 59 Положения об охране памятников порядок и условия использования памятников истории и культуры устанавливаются государственными органами охраны памятников и определяются для каждого памятника, находящегося в пользовании или собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан, соответствующим охранным документом: охранно-арендным договором, охранным договором или охранным обязательством. В охранных документах предусматриваются также порядок и сроки реставрации, консервации, ремонта памятников и связанных с ними строений, сооружений и предметов, представляющих культурную ценность, благоустройство территорий, садов, парков, природных ландшафтов, организация надлежащей охраны памятников и другие условия.

Согласно пунктам 1.2, 3.48, 4.1 Положения о Департаменте культуры Ярославской области, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 01.04.2008 № 78 Департамент является уполномоченным органом исполнительной власти Ярославской области в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (пункт 1.2). Департамент вправе осуществлять контроль за состоянием объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, и выявленных объектов культурного наследия и проводит один раз в пять лет обследование состояния и фотофиксацию объектов культурного наследия, включенных в указанный реестр (пункт 3.48). В соответствии с целями деятельности и возложенными полномочиями Департамент культуры имеет право, в том числе, в пределах своей компетенции издавать обязательные для исполнения на территории Ярославской

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.02.2011 по делу n А17-5015/2010. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также