Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 21.02.2011 по делу n А82-6125/2010. Отменить решение полностью и принять новый с/а

      ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

22 февраля 2011 года

Дело № А82-6125/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2011 года. 

Полный текст постановления изготовлен 22 февраля 2011 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Буториной Г.Г.,

судей Караваевой А.В., Перминовой Г.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ермошиной С.Г.,

без участия в судебном заседании представителей сторон,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Ярославской области

на решение Арбитражного суда Ярославской области от  26.11.2010 по делу № А82-6125/2010, принятое судом в составе судьи Мухиной Е.В.

по заявлению Клюкина Василия Викторовича

к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Ярославской области, Управлению Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Ярославской области, Управлению Федерального казначейства по Ярославской области,

о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации юридического лица, взыскании убытков, причиненных незаконными действиями регистрирующего органа,

установил:

 

Клюкин Василий Викторович (далее – заявитель, Клюкин В.В.) обратился в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Ярославской области (ответчик, Инспекция), Управлению Федеральной налоговой службы России по Ярославской области (далее – ответчик, Управление), Управлению Федерального казначейства по Ярославской области (далее – ответчик, Казначейство) о признании незаконным решения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Ярославской области от 31.03.2010 об отказе в государственной регистрации дачного некоммерческого товарищества «Левый Берег», взыскании с ответчиков убытков в размере 4000 рублей, понесенных истцом в связи с  уплатой государственной пошлины за регистрацию юридического лица, а также судебных расходов в размере 5000 рублей на оплату услуг представителя и в размере 200 рублей на уплату государственной пошлины в связи с обращением в суд.

Решением Арбитражного суда Ярославской области от  26.11.2010 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Инспекция с принятым решением суда не согласна, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. В апелляционной жалобе Инспекция указывает, что в представленных для регистрации документах, в частности, в заявлении о государственной регистрации юридического лица при создании указан адрес: 152300, Ярославская область, Тутаевский район, Левобережное сельское поселение, деревня Долговское, номер дома не указан; на основании распоряжения главы администрации Родионовской сельской территории от 13.06.2000 всем строениям и жилым домам на территории Родионовской сельской территории, в том числе в деревне Долговское, присвоены почтовые адреса; по указанному в заявлении адресу связь с юридическим лицом осуществить не представляется возможным, что противоречит положениям пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» (далее – Федеральный закон о государственной регистрации); в связи с отсутствием в Едином государственном реестре юридических лиц сведений об адресе места нахождения общества, невозможно осуществление налоговым органом налогового контроля в отношении дачного некоммерческого товарищества «Левый Берег».

Управление в отзыве на апелляционную жалобу поддерживает доводы апелляционной жалобы, просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Заявитель, Казначейство отзывы на апелляционную жалобу не представили.

Заявитель, Инспекция, Казначейство явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.

Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 25.03.2010 Клюкин Василий Викторович обратился в Инспекцию с заявлением по форме № Р11001 о  государственной регистрации юридического лица при создании. Согласно данному заявлению,    организационно - правовой формой юридического лица является дачное некоммерческое товарищество (пункт 1.1); полное наименование юридического лица – дачное некоммерческое товарищество «Левый Берег» (далее – дачное некоммерческое товарищество, ДНТ «Левый Берег») (пункт 1.2); постоянно действующим исполнительным органом является председатель правления (пункты 2.1, 2.2); адрес постоянно действующего исполнительного органа: 152300, Ярославская область, Тутаевский район, Левобережное сельское поселение, деревня Долговское (пункты 2.3.1, 2.3.2, 2.3.3, 2.3.4, 2.3.5);  пункты заявления 2.3.6 «Улица (проспект, переулок и т.д.)», 2.3.7 «Номер дома (владение)», 2.3.8 «Корпус (строение)», 2.3.9 «Квартира (офис)» заявителем не заполнены; заявителем является учредитель юридического лица - физическое лицо Клюкин Василий Викторович (пункт 10.1.1); адрес места жительства заявителя (учредителя юридического лица): 150031, Ярославская область, город Ярославль, улица 1-я Жилая, дом 12, корпус 2, квартира 9 (пункт 10.3.1, 10.3.3., 10.3.4, 10.3.6, 10.3.7, 10.3.8, 10.3.9) (том 1 л.д. 9-17).  Согласно расписке в получении документов (л.д. 8) вместе с заявлением в Инспекцию были представлены: устав дачного некоммерческого товарищества (том 1 л.д. 60-70), протокол № 1 общего собрания учредителей ДНТ «Левый Берег» от 10.02.2010, согласно пункту 2 которого местом нахождения товарищества является Ярославская область, Тутаевский район, Левобережное сельское поселение, деревня Долговское (том 1 л.д. 59), гарантийное письмо Шихмагомедова З.А. от 22.03.2010 о предоставлении  дачному некоммерческому товариществу адреса для регистрации в районе деревни Долговское Левобережного сельского поселения (том 1 л.д. 81), копия свидетельства о государственной регистрации права собственности от 06.05.2009  на земельный участок, расположенный примерно в 300 м. по направлению на юго-восток от ориентира д. Долговское (том 1 л.д. 82),  заявление председателя правления дачного некоммерческого товарищества Клюкина В.В. в Инспекцию о направлении почтовой корреспонденции по месту его жительства (л.д. 83), документ об уплате государственной пошлины (том 1 л.д. 80).

В соответствии с уставом дачного некоммерческого товарищества местом нахождения общества является Ярославская область, Тутаевский район, Левобережное сельское поселение, деревня Долговское (пункт 1.7); в товариществе создаются, в том числе правление товарищества – исполнительный орган (пункт 5.1); исполнительным органом товарищества является правление, которое осуществляет руководство текущими делами, принимает решения по вопросам, которые не отнесены к исключительной компетенции общего собрания, председатель правления является членом правления (пункт 5.11); правление собирается по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц (пункт 5.14); председатель правления решает все вопросы  деятельности  товарищества, за исключением отнесенных к компетенции общего собрания и правления, в том числе, без доверенности действует от имени товарищества, представляет его интересы в отношениях с другими юридическими лицами и гражданами, осуществляет оперативное руководство деятельностью товарищества, организует ведение бухгалтерского учета и иного учета товарищества, заключает трудовые договоры (контракты), принимает на работу и увольняет работников товарищества, в пределах своей компетенции издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми членами товарищества (пункт 5.17).

31.03.2010 Инспекция на основании статьи 12, подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона о государственной регистрации приняла решение об отказе в государственной регистрации ДНТ «Левый Берег» в связи с тем, что в заявлении по форме № 11001 заявителем указан адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа дачного некоммерческого товарищества, по которому невозможно осуществить связь с  данным юридическим лицом,  указанная заявителем организационно-правовая форма юридического лица – дачное некоммерческое товарищество, отсутствует в Общероссийском классификаторе организационно-правовых форм, утвержденном постановлением Госкомстата Российской Федерации от 20.04.1993 № 47 (далее – решение об отказе в государственной регистрации от 31.03.2010) (том 1 л.д. 7).

Посчитав решение об отказе в государственной регистрации от 31.03.2010 противоречащим нормам действующего законодательства, заявитель обжаловал его в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, установив, что решение Инспекции  об отказе в государственной регистрации от 31.03.2010 не соответствует законодательству,  признал незаконным указанное решение Инспекции, взыскал с Федеральной налоговой службы в пользу заявителя 4000 рублей в возмещение причиненных Инспекцией убытков, а также взыскал с Инспекции 5200 рублей судебных расходов по делу.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции полагает, что решение арбитражного суда подлежит отмене исходя из нижеследующего.

Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частями 2, 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Согласно пункту 2 статьи 54 Гражданского кодекса РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом. Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации (пункт 1 статьи 1 Федерального закона о государственной регистрации).

Федеральный закон о государственной регистрации применяется в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений.

В соответствии с пунктами 4, 6 статьи 5 Федерального закона о государственной регистрации записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр (пункт 4). В регистрационном деле юридического лица, сведения о государственной регистрации которых внесены в соответствующий государственный реестр, должны содержаться все документы, представленные в регистрирующий орган в соответствии с названным федеральным законом. Регистрационные дела юридических лиц и индивидуальных предпринимателей являются частью соответственно единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (пункт 6).

Согласно подпункту "в" пункта 1 статьи 5 Федерального закона о государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся такие сведения и документы о юридическом лице, как адрес (место нахождения), постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.

В пункте 2 статьи 8 Федерального закона о государственной регистрации установлено, что государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 21.02.2011 по делу n А29-4146/2010. Отменить определение первой инстанции (ст.272 АПК)  »
Читайте также