Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 03.02.2011 по делу n А29-6874/2010. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции г. Киров 04 февраля 2011 года Дело № А29-6874/2010 Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 04 февраля 2011 года. Второй арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Лысовой Т.В., судей Буториной Г.Г., Перминовой Г.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Братухиной Е.А., при участии в судебном заседании представителя заявителя Бузмаковой О.Н., служебное удостоверение № 106836, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Заместителя Прокурора Республики Коми в интересах Следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Республике Коми на решение Арбитражного суда Республики Коми от 29.10.2010 по делу № А29-6874/2010, принятое судом в составе судьи Шипиловой Э.В., по заявлению Заместителя Прокурора Республики Коми в интересах Следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Республике Коми к Управлению государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Республике Коми о признании незаконными действий по проведению плановой проверки, распоряжения от 07.06.2010 № 80, предписания от 09.07.2010 № 80/1/28,
установил:
Заместитель Прокурора Республики Коми в интересах Следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Республике Коми (далее – заявитель, Следственный комитет) обратился в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к Управлению государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Республике Коми (далее – ответчик, Управление), уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), о признании незаконными действий по проведению в период с 15.06.2010 по 09.07.2010 плановой выездной проверки соблюдения обязательных требований в области пожарной безопасности на объектах Следственного комитета, распоряжения начальника Управления от 07.06.2010 № 80 (далее – Распоряжение № 80) о проведении плановой выездной проверки, предписания от 09.07.2010 № 80/1/28 (далее – Предписание № 80/1/28) по устранению обязательных требований пожарной безопасности. Решением от 29.10.2010 заявление удовлетворено частично, Предписание № 80/1/28 в части пунктов 16, 17, 18, 19, 20 признано недействительным, в остальной части требований отказано. Заявитель, не согласившись с принятым решением, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт. В жалобе указано, что вывод суда об отсутствии оснований для признания незаконными действий по проведению плановой выездной проверки и Распоряжения № 80 обусловлен включением Следственного комитета в план проверок на 2010 год и проведением проверки с учетом положений действующего законодательства. Данный вывод основан на ошибочном толковании статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ). По совокупности частей 2, 3, 8 названной статьи для проведения плановой проверки юридического лица необходимо наступление двух юридических фактов: даты проверки по плану проведения проверок на очередной год, истечение трех лет со дня государственной регистрации юридического лица либо со дня окончания последней плановой проверки. Факт проведения оспариваемой проверки в отношении Следственного комитета до истечения трех лет с момента его государственной регистрации (01.01.2008) подтвержден материалами дела и ответчиком не оспаривается. На момент планирования оспариваемой проверки ее проведение не противоречило требованиям Закона № 294-ФЗ, регулировавшего проведение проверок в отношении субъектов предпринимательской деятельности, но его действие с вступлением в силу Федерального закона от 27.12.2009 № 365-ФЗ распространено на всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, поэтому основания для проведения проверки отпали. В силу статьи 76 Конституции РФ федеральные законы имеют прямое действие на всей территории РФ. Однако, из решения следует, что вопреки части 3 статьи 27 Закона № 294-ФЗ Административный регламент по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами обязательных требований пожарной безопасности (далее – Регламент), утвержденный приказом МЧС от 01.10.2007 № 517, с учетом которого проведена проверка, продолжает действовать до приведения его в соответствии с Законом № 294-ФЗ. Проведение проверки при отсутствии основания является грубым нарушением установленных Законом № 294-ФЗ требований к организации и проведению проверок, указание судом на недопустимость формального оспаривания действий ответчика не основано на нормах материального права. Также необоснованна в решении ссылка на недоказанность нарушения прав Следственного комитета. Управление, опровергая доводы жалобы, указывает, что плановая выездная проверка в отношении Следственного комитета запланирована и проведена в соответствии с требованиями законодательства РФ. План проведения проверок на 2010 год согласован с Прокуратурой Республики Коми, утвержден начальником Управления и размещен на официальном сайте Главного управления МЧС России по Республике Коми в сети Интернет. С внесением Федеральным законом от 27.12.2009 № 365-ФЗ изменений в Закон № 294-ФЗ с 01.01.2010 распространена сфера его действия на всех юридических лиц, а также уточнены требования к формированию и согласованию планов проверок. Однако порядок корректировки уже согласованных и утвержденных планов не был регламентирован, от органов Прокуратуры Республики Коми в силу части 6 статьи 9 Закона № 294-ФЗ в адрес Управления разъяснений либо требований о необходимости внесения изменения в план проведения проверок на 2010 год не поступало. Следственный комитет заблаговременно уведомлялся о проведении оспариваемой проверки, каких-либо возражений не направил. Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. Ответчик явку представителя в апелляционный суд не обеспечил. Представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы. В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании апелляционной инстанции 25.01.2011 объявлялся перерыв до 28.01.2011. После перерыва в соответствии со статьей 156, частью 1 статьи 266 АПК РФ рассмотрение дела завершено в отсутствие не явившихся представителей сторон. Законность решения Арбитражного суда Республики Коми от 29.10.2010 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ. Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в период с 15.06.2010 по 09.07.2010 Управлением на основании Распоряжения № 80 проведена плановая выездная проверка Следственного комитета с целью исполнения «Сводного плана проведения плановых проверок объектов надзора (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, общественных организаций и т.п.), расположенных на территории Республики Коми, на 2010 год» от 20.12.2009 (далее – Сводный план), размещенного на официальном сайте Главного управления МЧС России по Республике Коми (л.д. 47-48, 80). Управление извещало Следственный комитет о включении объектов Следственного комитета в Сводный план, о проведении проверки посредством направления копии вышеуказанного распоряжения (л.д. 44, 45, 99-101). 09.07.2010 по результатам проверки оформлен акт № 80, по выявленным в ходе проверки нарушениям обязательных правил пожарной безопасности на объектах Следственного комитета вынесено Предписание № 80/1/28 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности в срок до 01.07.2011. Копии данных документов получены заявителем (л.д. 50-58). Заявитель, не согласившись с действиями по проведению проверки, вышеуказанными распоряжением и предписанием, обратился в Арбитражный суд Республики Коми, требуя признать их незаконными. Суд первой инстанции, руководствуясь статьей 198 АПК РФ, статьями 1, 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон № 69-ФЗ), пунктом 2, подпунктом 5 пункта 9 Положения о государственном пожарном надзоре (далее – Положение о госпожнадзоре), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 № 820, пунктами 3, 6, 23, 34, 35, 36, 41 Регламента, Законом № 294-ФЗ, установил, что оспариваемая проверка включена в Сводный план с учетом требований Регламента, проведена также с учетом Регламента и Закона № 294-ФЗ. Также суд выявил в Предписании № 80/1/28 наличие требований в отношении объекта, не принадлежащего Следственному комитету, не усмотрел применительно к оспариваемой проверке влекущих отмену ее результатов грубых нарушений Закона № 294-ФЗ, в том числе в части основания ее проведения. С учетом этого, исходя из формального характера оспариваемых нарушений и целесообразности предотвращения нарушений требований пожарной безопасности, суд заявленные требования удовлетворил частично, признав пункты 16-20 Предписании № 80/1/28 недействительными, в остальных требованиях отказал. Исследовав имеющиеся в деле документы, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, Второй арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда Республики Коми в силу следующего. Частью 1 статьи 4 АПК РФ установлено, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ. Заявителем обжалованы действия ответчика по проведению плановой выездной проверки, Распоряжение № 80, Предписание № 80/1/28 в порядке главы 24 АПК РФ. В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя. В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) возлагается на орган, его принявший. На основании части 1 статьи 65 АПК РФ лицо, обратившееся в арбитражный суд, обязано обосновать и доказать факт нарушения прав и законных интересов. Заявитель, обосновывая заявленные требования, указывал на нарушение при ее проведении требований Закона № 294-ФЗ и прав Следственного комитета в сфере экономической деятельности. Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон № 69-ФЗ) определены основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации как одной из важнейших функций государства и урегулированы отношения в указанной сфере. Статьей 1 Закона № 69-ФЗ предусмотрено, что пожарная безопасность – это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, а ее требованиями являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. К нормативным документам относятся, в частности, правила пожарной безопасности. Под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности. Государственный пожарный надзор представляет собой осуществляемую должностными лицами органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, деятельность по проверке соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки. В частности, органы государственного пожарного надзора вправе давать руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности (статьи 1, 6 Закона № 69-ФЗ, пункт 1 Положения о госпожнадзоре). Применяемые органами государственного пожарного надзора при осуществлении государственной функции по государственному пожарному надзору административные процедуры определены Регламентом, которым указано, как следует из пункта 2, на необходимость исполнения указанной функции в соответствии с иными нормативными правовыми актами. Законом № 294-ФЗ урегулированы отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора) и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля, из сферы действия которого государственный контроль и надзор в области пожарной безопасности не исключен (статья 1). Данный закон, исходя из части 2 статьи 1 и с учетом статей 19, 20, 25, устанавливает основания возникновения и прекращения правоотношений по проведению проверок между уполномоченными органами и юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями), взаимные права, обязанности и ответственность участников таких правоотношений, а также меры по защите прав и законных интересов проверяемых. Таким образом, органы государственного пожарного надзора, реализуя одну из важнейших функций государства, посредством проведения проверок должны принимать действенные и обоснованные меры по пресечению нарушений требований пожарной безопасности в целях поддержания надлежащего состояния защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, соблюдая при этом установленные законом требования к проведению таких проверок. Оспариваемые в данном деле действия Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 03.02.2011 по делу n А17-4234/2010. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Март
|