Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 02.02.2011 по делу n А28-9728/2010. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

      ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

03 февраля 2011 года

Дело № А28-9728/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2011 года. 

Полный текст постановления изготовлен 03 февраля 2011 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Буториной Г.Г.,

судей Лысовой Т.В., Перминовой Г.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ермошиной С.Г.,

при участии в судебном заседании:

представителя заявителя Изосимова А.В., действующего на основании доверенности от 07.09.2010 № 3,

представителя ответчика Пономарева А.В., действующего на основании доверенности от 12.01.2011, Краевой К.И., действующей на основании доверенности от 12.01.2011,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества «ВятКТВ»

на решение Арбитражного суда Кировской области от  22.11.2010 по делу № А28-9728/2010, принятое судом в составе судьи Шмырина С.Ю.

по заявлению закрытого акционерного общества «ВятКТВ»

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кировской области,

о признании недействительным предписания,

 

установил:

 

закрытое акционерное общество "ВятКТВ" (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кировской области (далее – ответчик, Управление) о признании недействительным и отмене предписания от 08.09.2010 № 308 о прекращении нарушения прав потребителей.

Решением Арбитражного суда Кировской области от  22.11.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Общество с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, материалам дела, неправильное применение норм материального права, выразившееся в неправильном истолковании пунктов 27, 32 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2007 № 575 (далее – Правила оказания телематических услуг связи), неприменении постановления Правительства Российской Федерации от 23.01.2006 № 32. В апелляционной жалобе заявитель указывает, что иные соединения кроме трафика почтового сервера mail.kirovnet.ru оказываются Обществом как услуги передачи данных, поэтому в качестве телематических услуг не тарифицируются; лицензирующий орган не выдает лицензий на оказание «Интернет-услуг»; судом отказано в удовлетворении ходатайства о привлечении к участию в деле представителей Управления Роскомнадзора по Кировской области; судом отказано в удовлетворении ходатайства об истребовании результатов проверки, проведенной Управлением Роскомнадзора по Кировской области по вопросу обоснованности введения Обществом платы за обслуживание абонентской линии и предоставление технологических ресурсов; судом не принято в обоснование факта нарушения прав и законных интересов Общества экономическое обоснование расчета платы; судом не дана оценка доводам заявителя о фактическом оказании услуг связи соединения по сети передачи данных, системе начисления абонентской платы, а также тарификации услуг связи.

Управление в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела,  25.06.2010 Управлением выдано Обществу предписание № 201 (далее – предписание от 25.06.2010 № 201), в соответствии с которым на ЗАО «ВятКТВ» возложена обязанность по устранению выявленных контролирующим органом  нарушений законодательства о защите прав потребителей.

07.09.2010 во исполнение предписания от 25.06.2010 № 201 Общество представило в Управление приказ ЗАО «ВятКТВ» от 19.08.2010 № 98 «Об утверждении тарифов на услуги Интернет для физических лиц». В соответствии с приложением № 1 к данному приказу «Тарифы на услуги сети передачи данных для физических лиц с 1 сентября 2010 года по 31 мая 2011 года» (далее – Тарифы на услуги передачи данных) абонентская плата включает плату за обслуживание абонентской линии и предоставление технологических ресурсов (пункт 6 примечаний); в случае нарушения абонентом условий договора (нулевой или отрицательный баланс лицевого счета, нарушение других условий договора и правил оказания услуг) доступ к ресурсам Интернет приостанавливается, начисление абонентской платы за доступ к ресурсам Интернет прекращается, начисляется только плата за обслуживание абонентской линии и предоставление технологических ресурсов (пункт 12 примечаний)

На основании распоряжения Управления от 20.08.2010 (л.д. 45) в период с 07.09.2010 по 08.09.2010 Управлением в отношении ЗАО «ВятКТВ»  проведена внеплановая документарная проверка исполнения ранее выданного предписания от 25.06.2010 № 201 о прекращении нарушений прав потребителей.

В акте проверки от 08.09.2010 помимо факта неисполнения ранее выданного предписания, зафиксировано, что условиями пункта 12 примечания к Тарифам на услуги Интернет для физических лиц, утвержденным приказом генерального директора  ЗАО «ВятКТВ» от 19.08.2010 № 98, предусмотрено право на списание части абонентской платы с лицевого счета потребителей в течение периода приостановления оказания услуг связи, что противоречит положениям статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 16 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон о защите прав потребителей), пункта 32 Правил оказания телематических услуг связи (л.д. 13-16).

08.09.2010 Управление выдало Обществу предписание № 308, в соответствии с которым на ЗАО «ВятКТВ» возложена обязанность  исключить из пункта 12 примечания к Тарифам на услуги Интернет для физических лиц, утвержденным приказом генерального директора  ЗАО «ВятКТВ» от 19.08.2010 № 98,  положения, согласно которым ЗАО «ВятКТВ» имеет право взимать с потребителей часть абонентской платы в периоды приостановления оказания услуг, как не соответствующие взаимосвязанным требованиям статьи 422 Гражданского кодекса  Российской Федерации, статьи 44 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее - Закон о связи), статьи 16 Закона о защите прав потребителей, пункта 32 Правил оказания телематических услуг связи (далее – предписание Управления от 08.09.2010) (л.д. 9-11).

Не согласившись с данным предписанием,  Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, установив, что предписание Управления от 08.09.2010 не противоречит закону, прав и законных интересов Общества не нарушает, отказал в удовлетворении требований заявителя.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частями 2, 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В силу пункта 4  статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).

В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации  договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Из пунктов 1, 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.) В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

Пунктом 1 статьи 428 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что договором присоединения признается договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом.

В силу статьи 9 Федерального закона от 26.01.1996 № 15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также правами, предоставленными потребителю Законом о защите прав потребителей и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.

Условия договора, ущемляющие права потребителей по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации, признаются недействительными (часть 1 статьи 16 Закона о защите прав потребителей).

Согласно пунктам 1, 2 статьи 44 Закона о связи на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи. Правила оказания услуг связи утверждаются Правительством Российской Федерации. Правилами оказания услуг связи регламентируются взаимоотношения пользователей услугами связи и операторов связи при заключении и исполнении договора об оказании услуг связи, а также порядок и основания приостановления оказания услуг связи по договору и расторжения такого договора, особенности оказания услуг связи, права и обязанности операторов связи и пользователей услугами связи, форма и порядок расчетов за оказанные услуги связи, порядок предъявления и рассмотрения жалоб, претензий пользователей услугами связи, ответственность сторон.

В соответствии с  пунктом 1 статьи 45 Закона о связи договор об оказании услуг связи, заключаемый с гражданами, является публичным договором. Условия такого договора должны соответствовать правилам оказания услуг связи.

Согласно пункту 1 статьи 46 Закона о связи оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.

В соответствии с пунктом 1 Правил оказания телематических услуг связи настоящие правила регулируют отношения между абонентом или пользователем, с одной стороны, и оператором связи, оказывающим телематические услуги связи, с другой стороны, при оказании телематических услуг связи.  

Из Правил оказания телематических услуг связи и пункта 4 раздела XVI «Перечень лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания телематических услуг связи» Перечней лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 № 87 «Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий», следует, что к телематическим услугам связи относятся: обеспечение предоставления пользователю доступа к сети связи оператора и к информационным системам информационно- телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет, а также обеспечение приема и передачи телематических электронных сообщений.

Пунктом 2 Правил оказания телематических услуг связи определено, что телематическое электронное сообщение - это одно или несколько сообщений электросвязи, содержащих информацию, структурированную в соответствии с протоколом обмена, поддерживаемым взаимодействующими информационной системой и абонентским терминалом; информационно-телекоммуникационной сетью является технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники;  информационная система это

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 02.02.2011 по делу n А82-7310/2010. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также