Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 30.01.2011 по делу n А29-5887/2010. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

      ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

31 января  2011 года

Дело № А29-5887/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2011 года.   

Полный текст постановления изготовлен 31 января 2011 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Кобелевой О.П.,

судей Бармина Д.Ю., Гуреевой О.А.,

при ведении протокола судебного заседания   секретарем Красноперовой С.В.,

при участии в судебном заседании:

представителя истца Сазоновой Е.В., действующей на основании доверенности от 31.12.2010,

представителей ответчика Маликовой Т.И., действующей на основании доверенности от 22.12.2010; Бабиковой Л.В., действующей на основании доверенности от 22.12.2010

рассмотрев апелляционную жалобу Фонда обязательного медицинского страхования Республики Коми

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 21.10.2010 по делу № А29-5887/2010, принятое судом в составе судьи Василевской Ж.А.,

по иску государственного унитарного предприятия Республики Коми «Государственные аптеки Республики Коми» (ИНН 1101487560, ОГРН 1061101040032)

к Фонду обязательного медицинского страхования Республики Коми (ИНН 1101471047)

третье лицо: Министерство здравоохранения Республики Коми

о взыскании 2553181,82 руб. долга, 104082,85 руб. неустойки и 268179,34 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами,

установил:

 

государственное унитарное предприятие Республики Коми «Государственные аптеки Республики Коми» (далее – предприятие, истец) обратилось с иском в Арбитражный суд Республики Коми к Фонду обязательного медицинского страхования Республики Коми (далее – ФОМС РК, ответчик, заявитель)  о взыскании 2553181,82 руб. долга, 104082,85 руб. неустойки и 268179,34 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами.

Истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования, просил взыскать с ответчика 2 553 181 рубль 82 копейки задолженности по оплате поставленного товара по госконтрактам № А49/08, № А 66/08, № 27/254, ТП 029/095, ЕП 005/024, ЕП 004/024; 207 942 рублей 53 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами по госконтракту ЕП005/024; 670 рублей 64 копейки процентов за пользование чужими денежными средствами по госконтракту ЕП004/024; 59 566 рублей 17 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами по госконтракту ТП029/095; 92 246 рублей 21 копейку неустойки по госконтракту № А49/08; 9 043 рубля 04 копейки неустойки по госконтракту № А 66/08; 2 793 рубля 60 копеек неустойки по госконтракту № А27/254.

Определением Арбитражного суда Республики Коми от 13.07.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство здравоохранения Республики Коми (далее – Минздрав РК, третье лицо).

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 21.10.2010 исковые требования удовлетворены в части: с ответчика в пользу истца взыскано 2 553 181 рубль 82 копейки долга, 84 000 рублей неустойки, 268 179 рублей 34 копейки процентов за пользование чужими денежными средствами. В удовлетворении остальной части требований отказано.

При вынесении решения суд, признав, что исковые требования заявлены обоснованно, уменьшил размер неустойки в связи с явной несоразмерностью последствиям нарушения обязательства согласно статье 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Ответчик с принятым решением суда не согласен, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в полном объеме, в иске к Фонду отказать.

По мнению заявителя жалобы, решение суда первой инстанции незаконно и необоснованно, не соответствует фактическим обстоятельствам дела и вынесено с неправильным применением норм материального права. Заявитель указывает, что в товарных накладных наряду с товаром, источником финансирования которых является ФОМС, поставлен товар, который не предусмотрен условиями госконтрактов и договоров поставки, что свидетельствует о грубом нарушении истцом условий госконтрактов и договоров поставки; данные о произведенной хозяйственной операции искажены и на их основании  невозможно принять обоснованное решение об оплате. Заявитель считает, что нормы ст. 523 ГК РФ применены судом без учета условий госконтрактов, в соответствии с которыми сторонами достигнуто соглашение о необходимости представления на оплату документов, содержащих достоверные сведения и фактических обстоятельств дела. Также заявитель ссылается на то, что в процессе рассмотрения дела в адрес истца Фондом направлено предложение № 02/8157 от 17.09.2010 об урегулировании спора и оплате накладных и счетов-фактур, оформленных в надлежащем виде на сумму 2 553 179,82 рублей и уточнения истцом данных по накладной № 11000431 от 08.07.2008; данное предложение истцом оставлено без ответа. Заявитель обращает внимание, что требования об оплате поставленного товара, оформленного надлежащим образом в соответствии с госконтрактами, договорами поставки и действующим законодательством не представлено, соответственно, оно не может быть удовлетворено.

Истец в отзыве на апелляционную жалобу доводы заявителя отклонил, указав товарные накладные отвечают требованиям ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», составлены с использованием унифицированной формы Торг 12, содержат все обязательные реквизиты, составлены в момент передачи товара, имеются подписи обеих сторон; факт поставки товара в ЛПУ, а также сумма долга за фактически поставленный товар заявителем не оспариваются; исправления в первичные документы могут быть внесены по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы; переоформление товарных накладных с учетом требований ФОМС РФ будет противоречить вышеуказанному ФЗ. Поскольку товар был поставлен в соответствии с условиями госконтрактов (что не оспаривается ответчиком), он должен быть оплачен.

Третье лицо в отзыве на апелляционную жалобу выразило несогласие с изложенными в жалобе доводами, указав, что ответчиком не представлены надлежащие доказательства, свидетельствующие о том, что принятие к учету по представленным товарным накладным сумм к оплате в рамках заключенных контрактов и оплата принятых к учету сумм в пределах заключенных контрактов приведут к нецелевому расходованию бюджетных средств. Просит в удовлетворении апелляционной жалобы ответчику отказать.

Заявителем представлено ходатайство о привлечении в качестве эксперта Территориального управления в Республике Коми Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.

Ходатайство рассмотрено и отклонено судом апелляционной инстанции протокольным определением.

Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, в рамках реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Республики Коми на 2007 год, утвержденной постановлением Правительства Республики Коми от 25.12.2006 № 323, между Минздравом РК (заказчик) и Предприятием (поставщик) заключены следующие государственные контракты:

-                    государственный контракт на поставку изделий медицинского назначения для учреждений здравоохранения Республики Коми от 21.02.2007 №  ЕП 004/024;

-                    государственный контракт на поставку фармацевтических препаратов для учреждений здравоохранения Республики Коми от 26.02.2007 №  ЕП 005/024;

-                    государственный контракт на поставку фармацевтических препаратов, изделий медицинского назначения, химических реактивов, расходных реагентов и материалов для обеспечения учреждений здравоохранения Республики Коми от 07.04.2007 № ТП 029/095.

В соответствии с условиями заключенных государственных контрактов поставщик обязался осуществить поставку изделий медицинского назначения, фармацевтических препаратов, химических реактивов, расходных реагентов и материалов (далее – товар) для обеспечения учреждений здравоохранения Республики Коми, наименование, количество и цена которых указаны в Приложениях № 1 к контрактам, являющихся их неотъемлемыми частями. Государственными контрактами предусмотрено, что источниками финансирования являются  внебюджетные средства (средства ФОМС РК); местом доставки товара являются аптечные учреждения в населенных пунктах согласно Приложениям № 2 и учреждения здравоохранения Республики Коми согласно Приложениям № 3.

Согласно пунктам 4.2 госконтрактов № ЕП 004/024 от 21.02.2007, № ЕП 005/024 от 26.02.2007 оплата товара производится плательщиком поэтапно: 30% согласно договору поставки перечисляется в течение 10 календарных дней со дня их подписания. Оставшиеся 70% перечисляются в течение 10 банковских дней после предоставления исполнителем пакета отчетных документов, подтверждающих факт обеспечения фармацевтическими препаратами учреждений здравоохранения Республики Коми и отдельных категорий граждан.      Согласно пункту 4.2 госконтракта № ТП 029/095 от 04.04.2007 оплата товара производится плательщиком поэтапно: предоплата ежемесячно после заключения договора поставки во исполнение госконтракта в размере 5 000 000 рублей. Последующая  оплата ежемесячно до 5 числа следующего месяца после получения Фондом уведомления от фармацевтической организации о факте отпуска товара в лечебно-профилактическое учреждение, подтвержденное извещениями ЛПУ.

На основании данных государственных контрактов между Предприятием (поставщик) и ФОМС РК (плательщик) заключены государственные контракты от 06.02.2008 № А 49/08 с дополнительным соглашением от 18.02.2008, № А 66/08 и № А 17/08, от 10.02.2008 № А 69/08 на поставку лекарственных средств, изделий медицинского назначения, дезинфицирующих средств в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие медицинскую помощь в системе обязательного медицинского страхования Республики Коми на 1 полугодие 2008 года, а также государственный контракт от 29.08.2008 № А 27/254  на поставку лекарственных средств для лечебно-профилактических учреждений, оказывающие медицинскую помощь в системе обязательного медицинского страхования Республики Коми на 2 полугодие 2008 года, по условиям которых поставщик обязался поставить, а заказчик оплатить поставленный товар.

По пунктам 4.3 данных госконтрактов датой поставки товара является дата приемки товара получателем и подписание им накладных. При передаче товара уполномоченной организации поставщик предоставляет следующие документы в четырех экземплярах: счета-фактуры и товарные накладные с обязательной ссылкой на номер контракта в электронном и бумажном виде, а также сертификаты соответствия и другие необходимые документы, подтверждающие качество товара. Для оплаты товара поставщик представляет заказчику счета-фактуры и товарные накладные с обязательной ссылкой на номер контракта ежемесячно до 5 числа, следующего за отчетным, на электронном и бумажном носителях в формате, установленном заказчиком.

Оплата товара производится заказчиком поэтапно: предоплата 30% по 10% ежемесячно с момента заключения контракта (предоплата 30% в течение 5 дней с момента заключения контракта согласно госконтракта от 29.08.2008 № А 27/245), оставшиеся 70% перечисляются поставщику в течение 5 дней с момента получения заказчиком документов, указанных в пункте 4.3 госконтрактов (пункты 5.8 госконтрактов)

За задержку в оплате госконтрактов, произошедшую по вине заказчика, поставщик вправе потребовать выплату в размере 1/300 действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Центрального банка РФ от стоимости поставленного товара, но не более 10% стоимости контракта. Заказчик освобождается от уплаты неустойки, если докажет, что просрочка в оплате произошла вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны (пункты 7.6 госконтрактов).

В Приложениях № 1 к госконтрактам содержатся спецификации; в приложениях № 2 – список получателей.

Во исполнение условий заключенных госконтрактов истец по товарным накладным от 09.09.2007 , от 04.12.2007, от 12.12.2007, от 13.02.2008, от 28.02.2008, от 29.02.2008, от 06.03.2008, от 20.03.2008, от 14.03.2008, от 22.03.2008, от 25.03.2008, от 27.03.2008, от 31.03.2008, от 06.04.2008, от 14.05.2008, от 19.05.2008, от 03.06.2008, от 04.06.2008, от 16.06.2008, от 19.06.2008, от 23.06.2008, от 26.06.2008, от 07.07.2008, от 08.07.2008, от 09.07.2008, от 10.07.2008, от 18.07.2008, от 19.09.2008, от 26.11.2008, от 16.12.2008 поставил в лечебно-профилактические учреждения  товары медицинского назначения.

Для оплаты ответчику были выставлены счета-фактуры от 09.09.2007 № УС 000000019, от 04.12.2007 № СК0004040, от 12.12.2007 № СК0004039, от 13.02.2008 № СК00000640, от 29.02.2008 № СК00000658, от 29.02.2008 № СК00000635, от 29.02.2008 № ПЧ000000222, от 06.03.2008 №СК00000916, от 20.03.2008 № СК00000936, от 06.03.2008 № СК006708, от 14.03.2008 № СК000000701, от 22.03.2008 № СК00000953, от 25.03.2008 № ПЧ000000215, от 27.03.2008 № СК00000962, от 31.03.2008 № СК00001073, от 06.04.2008№ СК00003697, от 14.05.2008 № УК000000001 и № УК 000000002, от 19.05.2008 № УС 000000088 и № УС000000086, от 03.06.2008 № СК0000136,  от 04.06.2008 № УК 000000003 - № УК 000000005, от 16.06.2008 № УК 000000006,  от 19.06.2008 № СК 006014, от 23.06.2008 № УК 000000010, от 26.06.2008 № СК 100000920, от 07.07.2008 №СК 00003989 и № СК00004399, от 08.07.2008 № УК00000022 и № СК000792, от 09.07.2008 № СК00004144,  от 10.07.2008 № СК006098, от 18.07.2008 № СК006710, от 19.09.2008 № СК000001111, от 26.11.2008 №СК006621, от 16.12.2008 № КР00000043 на общую сумму 3 284 618 рублей 46 копеек.

Письмами от 26.11.2008 № 07/6295 и № 07/6296, от 01.12.2008 № 07-6435, от 18.12.2008 № 07-6940, от 09.02.2009 № 07-701, от 03.12.2008, от 14.01.2009 № 07/85, от 16.02.2009 № 17/885, от 25.02.2009 № 07/1039, от 06.04.2009 № 07/2400, от 21.04.2009 № 07/2941, от 20.11.2008 № 07/6181, от 17.12.2009 № 07/6914, от 26.12.2008 № 07/7201 ответчик возвратил истцу без оплаты счета-фактуры и накладные на поставку лекарственных средств ввиду нарушения условий госконтракта.

Письмом от 10.03.2010 № 025/888 истец направил в адрес ответчика претензию о наличии задолженности по госконтрактам и необходимости исполнения обязательств по оплате товара.

Данная

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 30.01.2011 по делу n А29-588/2008. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также