Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.01.2011 по делу n А82-5548/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции г. Киров 19 января 2011 года Дело № А82-5548/2010 Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 19 января 2011 года. Второй арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Лобановой Л.Н., судей Черных Л.И., Хоровой Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Каранкевич А.М., без участия в судебном заседании представителей сторон, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Ярославской области на решение Арбитражного суда Ярославской области от 29.10.2010 по делу № А82-5548/2010, принятое судом в составе судьи Коробовой Н.Н., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Коммерческий центр "Автоматика" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Ярославской области, о возврате 103 428 рублей 21 копейки излишне уплаченных (перечисленных) налогов, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Коммерческий центр "Автоматика" (далее – Общество, заявитель) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Ярославской области к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Ярославской области (далее – Инспекция, налоговый орган) о возврате 103 428 рублей 21 копейки излишне уплаченных (перечисленных) налогов, в том числе, 102 116 рублей 12 копеек налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) с доходов, полученных в виде дивидендов от долевого участия и 1 312 рублей 09 копеек налога на пользователей автомобильных дорог. Решением Арбитражного суда Ярославской области от 29.10.2010, с учетом определения суда об исправлении опечатки от 18.01.2010, заявленные требования Общества удовлетворены на сумму 95 200 рублей излишне перечисленного НДФЛ и 3 299 рублей 45 копеек в возмещении судебных расходов. В удовлетворении заявленных Обществом требований в остальной части налогоплательщику отказано. Межрайонная ИФНС России № 5 по Ярославской области с принятым решением суда в части удовлетворения заявления Общества не согласилась, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции в данной части отменить. Инспекция указывает на пропуск налогоплательщиком срока на обращение в арбитражный суд с заявлением о возврате излишне уплаченных (перечисленных) сумм налога: спорные суммы были уплачены налогоплательщиком не позднее 30.12.2004, срок на обращение с иском в суд истек 30.12.2007, а заявитель обратился в арбитражный суд 24.05.2010. Также налоговый орган обращает внимание апелляционного суда, что сумма 95 200 перечислена заявителем в счет погашения задолженности за иное лицо ОАО «Автоматика», что противоречит положению пунктов 1,2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ, Кодекс). В данном случае, считает Инспекция, налогоплательщик своими неправомерными действиями создал ситуацию по излишнему перечислению сумм налога в бюджет. Налоговый орган, ссылаясь на судебную арбитражную практику, отмечает, что при решении вопроса о соблюдении срока исковой давности юридически значимым фактом является момент перечисления денежных средств налогоплательщиком. Также налоговый орган в апелляционной жалобе указывает, что в решении суда первой инстанции размер удовлетворенных требований 95590 рублей не соответствует установленному судом размеру излишне перечисленного НДФЛ – 95 200 рублей. Выводы суда об излишней уплате НДФЛ заявителем в сумме 95 200 рублей, по мнению Инспекции, не соответствуют обстоятельствам дела, заявитель не представил доказательства того, что у него отсутствовала задолженность по НДФЛ. Подробная позиция налогового органа приведена в апелляционной жалобе. ООО КЦ «Автоматика» в представленном отзыве считает апелляционную жалобу Инспекции не подлежащей удовлетворению. Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Общество просит рассмотреть дело в отсутствие своих представителей. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон. Законность решения Арбитражного суда Ярославской области в оспариваемой налоговым органом части проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как следует из материалов дела, 17.06.2009 Общество обратилось в Межрайонную ИФНС России № 5 по Ярославской области с заявлением о возврате излишне перечисленного налога на доходы физических лиц в сумме 102 116 рублей 12 копеек. Решением налогового органа от 22.06.2009 № 1562 в осуществлении зачета (возврата) отказано, так как факт наличия излишне уплаченного НДФЛ может быть установлен по результатам выездной налоговой проверки (л.д. 16). 31.07.2009 Общество обратилось в Инспекцию с заявлением о зачете излишне уплаченной суммы НДФЛ. Решением налогового органа от 17.08.2009 № 2278 в проведении зачета заявителю отказано (л.д. 18). 24.05.2010 ООО «Коммерческий центр «Автоматика» обратилось в арбитражный суд с заявлением о возврате излишне уплаченных налогов, в том числе , 102 116 рублей 12 копеек НДФЛ. Арбитражный суд Ярославской области, рассмотрев заявление Общества, установил наличие переплаты по НДФЛ в сумме 95 200 рублей; посчитав, что в рассматриваемой ситуации срок обращения в суд с заявлением о возврате излишне перечисленного налога следует исчислять с момента, когда заявителю стало известно о том, каким образом произведенные платежи учтены в его лицевой карточке, суд пришел к выводу, что данный срок Обществом не пропущен. В этой связи, с учетом определения об исправлении опечатки от 18.01.2011, арбитражный суд удовлетворил заявленные Обществом требования на сумму 95 200 рублей. Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего. В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 и подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 Кодекса налогоплательщики имеют право на возврат сумм излишне уплаченных налогов, а налоговые органы обязаны осуществлять возврат излишне уплаченных сумм налогов в порядке, предусмотренном Кодексом. Налоговые агенты, в силу пункта 2 статьи 24 Кодекса, имеют те же права, что и налогоплательщики. Согласно пункту 9 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования», суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, излишне уплаченные (взысканные) до 01.01.2007 и подлежащие возврату в соответствии со статьями 78 и 79 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) и статьей 333.40 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), возвращаются налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. В силу пункта 1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Согласно пункту 3 статьи 78 Кодекса, налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известном налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта. В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, налоговый орган вправе направить налогоплательщику предложение о проведении совместной выверки уплаченных налогов. Результаты такой выверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности). Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (пункты 7, 8 статьи 78 Кодекса). Излишне уплаченной или взысканной суммой налога может быть признано зачисление на счета соответствующего бюджета денежных средств в размере, превышающем подлежащие уплате суммы налога за определенные налоговые периоды. Право налогоплательщика на зачет и возврат из соответствующего бюджета излишне уплаченных либо взысканных сумм налога непосредственно связано с наличием переплаты сумм налога в этот бюджет и отсутствием задолженности по налогам, зачисляемым в тот же бюджет, что подтверждается определенными доказательствами: платежными поручениями налогоплательщика, инкассовыми поручениями (распоряжениями) налогового органа, информацией об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, содержащейся в базе данных, формирующейся в отношении каждого налогоплательщика налоговым органом, характеризующей состояние его расчетов с бюджетом по налогам и отражающей операции, связанные с начислением, поступлением платежей, зачетом или возвратом сумм налога. Наличие переплаты выявляется путем сравнения сумм налога, подлежащих уплате за определенный налоговый период, с платежными документами, относящимися к тому же периоду, с учетом сведений о расчетах налогоплательщика с бюджетами. В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Кодекса, налогоплательщик обязан самостоятельно производить исчисление и уплату налогов. Указанные положения распространяются также и на налоговых агентов. Из материалов дела видно, что в течение 2001-2004 годов Общество по платежным поручениям перечислило в бюджет 102 116 рублей 12 копеек НДФЛ (л.д. 69-84), который учитывался налоговым органом как переплата по НДФЛ с доходов, полученных в виде дивидендов от долевого участия. Согласно рекомендациям по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, утвержденных Приказом Министерства Российской федерации от 05.08.2002 №БГ-3-10/411 (действовал до 01.08.2005года, далее - Рекомендации), сумма платежей, поступившая в размерах, превышающих начисленные к уплате суммы, считается переплатой. Законодательством о налогах и сборах не предусмотрено представление налоговыми агентами деклараций по суммам удержанных из дохода работникам налогов и поэтому суммы перечислений налога на доходы физических лиц формально отражены в лицевом счете как переплата, что, однако, не является доказательством того, что данная сумма действительно излишне уплачена в бюджет. Для того, чтобы установить факт излишнего перечисления налога на доходы физических лиц, необходимо иметь данные по размеру выплаченного в соответствующих периодах дохода, суммах примененных стандартных, социальных и имущественных вычетов в отношении работников организации, сопоставить с суммами удержанного и перечисленного в бюджет налога и уже затем прийти к выводу о том, имеется или отсутствует переплата по налогу. Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что наличие переплаты по НДФЛ может быть выявлено только через установление налоговой базы и признание факта излишнего удержания НДФЛ из доходов налогоплательщика. Проанализировав представленные заявителем платежные поручения об уплате НДФЛ (л.д. 69-84) арбитражный суд правильно указал, что доказательства излишней уплаты НДФЛ на сумму 6 526 рублей 12 копеек в материалах дела отсутствует. Однако из материалов дела видно, что НДФЛ в размере 95 200 рублей перечислен заявителем в бюджет в счет погашения задолженности иного юридического лица – ОАО «Автоматика», что подтверждают соответствующие отметки в графе «Назначение платежа» следующих платежных поручений, а именно: от 14.06.2002 № 120 на сумму 33 375 рублей (л.д. 71); от 14.06.2002 № 119 на сумму 27 525 рублей 06 копеек (л.д. 72); от 21.06.2002 № 142 на сумму 3466 рублей (л.д. 74); от 10.07.2002 № 150 на сумму 3 309 рублей (л.д. 75); от 19.08.2002 № 185 на сумму 27 525 рублей 06 копеек. В налоговом периоде, соответствующем перечислению в бюджет спорных сумм налога, первичный учет и контроль за поступлением налогов (сборов) и других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации производился в соответствие с вышеуказанными Рекомендациями. Согласно пункту 3 раздела 5 названных Рекомендаций, информация о суммах денежных средств, поступивших от налогоплательщика (плательщика сборов), налогового агента в уплату налога (сбора) или иных обязательных платежей по правильно оформленным платежным документам, разносится в КЛС строго в соответствии с назначением платежа, указанным в платежном документе. Не подлежат отражению в КЛС суммы налогов, сборов и других обязательных платежей, уплаченные одним налогоплательщиком за другого налогоплательщика, за исключением случаев, установленных законодательством о налогах и сборах. Порядок ведения карточек лицевых счетов определен в разделе Х11 Рекомендаций, в пунктах 14, 15 которого указывается, что по налогу на доходы физических лиц, удерживаемому организациями - налоговыми агентами с физических лиц, начисления в КЛС проводятся только на основании решений налогового органа по актам налоговых проверок, сумма недоимки определяется только при неуплате доначисленных по указанному решению денежных средств. В графе 15 фиксируется переплата, которая рассчитывается в порядке, установленном для расчета недоимки. Сумма переплаты - это сумма налога, поступившая в бюджетную систему Российской Федерации в большем размере, чем причитается к уплате за соответствующий отчетный (налоговый) период по представленным декларациям (расчетам). В рассматриваемом случае, как правильно указал суд, учет в карточке лицевого счета спорных Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.01.2011 по делу n А28-4351/2009. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Март
|