Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 09.12.2010 по делу n А82-4761/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

      ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

10 декабря 2010 года

Дело № А82-4761/2010-45

Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2010 года. 

Полный текст постановления изготовлен 10 декабря 2010 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Губиной Л.В.,

судей Поляковой С.Г., Поляшовой Т.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Алалыкиным А.Н.,

при участии в судебном заседании:

представителей истца: Виноградова М.А. – главы Константиновского сельского поселения Тутаевского муниципального района Ярославской области,

Смирнова В.Ф., действующего на основании доверенности от 01.01.2010,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика муниципального унитарного предприятия Тутаевского муниципального района «Расчетно-кассовый центр жилищно-коммунальных услуг»

на решение Арбитражного суда Ярославской области от 21.09.2010 по делу № А82-4761/2010-45, принятое судом в составе судьи Гусевой Н.А.,

по иску администрации Константиновского сельского поселения Тутаевского муниципального района Ярославской области

к муниципальному унитарному предприятию Тутаевского муниципального района «Расчетно-кассовый центр жилищно-коммунальных услуг»

об устранении препятствий в пользовании  имуществом,

установил:

администрация Константиновского сельского поселения Тутаевского муниципального района Ярославской области (далее – Администрация, истец) обратилась с иском в Арбитражный суд Ярославской области к муниципальному унитарному предприятию Тутаевского муниципального района «Расчетно-кассовый центр жилищно-коммунальных услуг» (далее – Предприятие, ответчик, заявитель) об  обязании ответчика демонтировать самовольно установленную металлическую решетку в принадлежащем истцу нежилом помещении 2-го этажа за №7,  дома 17 по ул. Ленина п. Константиновский Тутаевского района Ярославской области (согласно поэтажному плану, выданному БТИ Тутаевского района).

При рассмотрении дела в суде первой инстанции ответчик иск  не признал, указал, что  правомерно установил решетку, поскольку Администрация работает до 17 часов, а Предприятие до 18 часов, в связи с чем сотрудники не имеют доступа в помещения санузла.

Решением Арбитражного суда Ярославской области от 21.09.2010 исковые требования Администрации удовлетворены: на ответчика возложена обязанность демонтировать самовольно установленную металлическую решетку в принадлежащем истцу нежилом помещении 2-го этажа за № 7 (согласно поэтажному плану, выданному БТИ Тутаевского района).

При вынесении данного решения суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 45, 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10/22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», пунктом 11.1 статьи 154 Федерального закона  № 122-ФЗ от 22.08.2004 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи  5 Закона Ярославской области от 08.02.2008 № 7-з «О порядке разграничения муниципального имущества» и исходил из того, что  вышеуказанное помещение является собственностью истца, на момент издания постановления главы Тутаевского муниципального района № 296 от 17.06.2009 об изъятии из оперативного управления Администрации и передачи в хозяйственное ведение Предприятия спорные нежилые помещения относились к  муниципальной собственности Константиновского сельского поселения, в связи с чем Администрация Тутаевского муниципального района  не вправе была распоряжаться спорным имуществом. При этом суд признал указанное постановление № 296 от 17.06.2009 недействительным (ничтожным), как  не соответствующее  действующему законодательству и нарушающее законные права и интересы заявителя. Кроме того, суд отметил, что право хозяйственного ведения ответчика на нежилые помещения 2 этажа, площадью 215 кв.м., в установленном законном порядке не зарегистрировано, акта приема-передачи помещений не представлено, в связи с чем суд посчитал, что ответчиком не доказано, что указанные помещения принадлежат Предприятию на праве хозяйственного ведения. Суд также указал, что в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком не представлено доказательств, что  не имеется технической возможности установления другого входа и выхода в помещения № 16 и 17 - 2 этажа дома 17 по ул. Ленина п. Константиновский Тутаевского района Ярославской области.

Не согласившись с принятым по настоящему делу решением, Предприятие обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Ярославской области от 21.09.2010 и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.

В обоснование жалобы заявитель указывает, что истцом не представлено доказательств наличия у него права собственности на помещения, расположенные на 2 этажа здания, находящегося по адресу: Ярославская область, Тутаевский район, п. Константиновский, ул. Ленина, д.17. При этом отмечает, что в материалах дела отсутствует акт приема-передачи, свидетельство о государственной регистрации права собственности истца на указанный объект недвижимости.

По мнению заявителя, на момент издания постановления главы Тутаевского муниципального района № 296 от 17.06.2009 спорные нежилые помещения, площадью 215 кв.м., относились к муниципальной собственности Тутаевского муниципального района. Оснований для признания данного постановления недействительным не имеется. Более того, данное постановление не может быть ничтожным, поскольку является нормативным правовым актом органа местного самоуправления, а не гражданско-правовой сделкой. Данное постановление никем не оспорено.

Ответчик полагает, что в данном случае имеется спор о праве на помещение № 36.  При этом указывает, что выводы суда о том, что перегородка установлена ответчиком в коридоре, принадлежащем истцу на праве собственности, противоречит материалам дела. Выводы суда о порядке пользования помещением необоснованны и преждевременны.

Кроме того, заявитель отмечает, что им поданы документы на государственную регистрацию права хозяйственного ведения на нежилое помещение, расположенное по адресу: Ярославская область, Тутаевский район, п. Константиновский, ул. Ленина, д.17, помещения № 17-33, 35, 36.

Администрация в отзыве на апелляционную жалобу отклоняет доводы жалобы, просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, а жалобу – без удовлетворения.

Ответчик явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.

Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства:

Постановлением Правительства Ярославской области от 29.12.2008 № 743-п «О разграничении имущества между Тутаевским муниципальным районом и поселениями, входящими в его состав» утверждены перечни имущества, передаваемого Тутаевским муниципальным районам Артемьевскому, Борисоглебскому, Великосельскому, Помогаловскому, Родионовскому и Чебаковскому сельским поселениям.

Постановлением Правительства Ярославской области № 302-п от 14.05.2010 «О внесении изменений в постановление Правительства области от 29.12.2008 № 743-п, утвержден перечень недвижимого имущества Тутаевского муниципального района, подлежащего передаче Константиновскому сельскому поселению.

В данном перечне значатся нежилые помещения 2-го этажа, общей площадью 388,6 кв.м., помещения № 1-16, 34, год постройки - 1994, расположенные по адресу: Ярославская область Тутаевский район, пос. Константиновский, ул. Ленина, д.17.

Согласно техническому паспорту помещения второго этажа  административного здания по адресу: Ярославская область Тутаевский район, пос. Константиновский, ул. Ленина, д.17, по состоянию на 23.08.2010 нумерация и площадь помещений 2-го этажа изменилась: помещение № 7 (коридор) разделено на два помещения (коридоры) № 7 (площадью 83,1 кв.м.) и № 36 (площадью 8,3 кв.м.).

Из справки Тутаевского отделения Ярославского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от 03.09.2010 следует, что изменение нумерации и площади помещений вызвано произведенным переоборудованием в помещении № 7.

Переоборудование произведено ответчиком самовольно путем установления в коридоре № 7  металлической решетки, что послужило основанием для обращения Администрации с настоящим иском в арбитражный суд.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей истца, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

В силу статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 45 постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10/22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», при применении указанной статьи Гражданского кодекса Российской Федерации судам необходимо учитывать следующее.

В силу статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.

Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.

Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействие), нарушающие право истца.

Таким образом, из смысла указанных положений следует, что лицо, обратившееся с негаторным иском, должно представить бесспорные доказательства принадлежности ему имущества на праве собственности или ином вещном праве, а также факта совершения ответчиком действий (бездействия), препятствующих осуществлению законным владельцем своих прав в отношении данного имущества.

В качестве правоустанавливающего документа на указанные помещения второго этажа административного здания, расположенного по адресу: Ярославская область Тутаевский район, пос. Константиновский, ул. Ленина, д.17, истцом представлено постановление Правительства Ярославской области № 743-п от 29.12.2008 «О разграничении имущества между Тутаевсим муниципальным районом и поселениями, входящими в его состав» (с изменениями,  внесенными постановлением Правительства Ярославской области № 302-п от  14.05.2010).

В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона (после 31.01.1998).

В силу пункта 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

Таким образом, закон делает исключение из общего правила определения момента возникновения прав на недвижимое имущество.

Такое исключение содержится, в частности, в пункте 11.1 статьи 154 Федерального закона  № 122-ФЗ от 22.08.2004 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно содержащейся в указанном Законе норме право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящей частью, возникает с момента, устанавливаемого законом субъекта Российской Федерации. Основанием возникновения права собственности муниципального образования, принявшего имущество, является правовой акт субъекта Российской Федерации, которым осуществляется разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями.

Законом Ярославской области от 08.02.2008 № 7-з «О порядке разграничения муниципального имущества» установлено  (пункт 2 статьи 5),

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 09.12.2010 по делу n А31-331/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также