Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22.04.2008 по делу n А82-5223/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610017, г.Киров, ул.Молодой Гвардии,49

www.2aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

23 апреля 2008 года                                                                    Дело А82-5223/2007-27

Резолютивная часть постановления объявлена  16 апреля  2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме  23 апреля 2008 года

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Т.В. Хоровой,

судей Г.Г.Буториной,  Л.Н. Лобановой

при ведении протокола судебного заседания  судьей  Т.В. Хоровой,

при участии в заседании:

от заявителя: Польской Е.Б.– по доверенности от 08.05.2007 года,

от ответчика: не явился,  извещен надлежащим образом,            

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Ярославской области на решение Арбитражного суда Ярославской области  от 15.02.2008г.  по делу №А82-5223/2007-27, принятое судьей  Розовой Н.А.

по заявлению ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала  ОАО «РЖД» -Северная железная дорога (Ярославское отделение)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Ярославской области

о возврате из бюджета излишне уплаченных налогов, сборов и процентов за нарушение срока  возврата                                   

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД», Общество, налогоплательщик) в лице филиала ОАО «РЖД» - Северная железная дорога (Ярославское отделение) обратилось в Арбитражный суд Ярославской  области  с заявлением  (уточненным в порядке  статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) об обязании  Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Ярославской области  (далее – налоговый орган, Инспекция) произвести возврат из бюджета излишне уплаченных налогов, сборов  и пени в общей сумме 117152,52 руб., в т.ч:

- налог с продаж – 683,10 руб.,

- налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы -104164,66 руб.,

- пени по налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы -8424,87 руб.,

- плата за добычу подземных вод – 3333 руб.,

- пени по плате за добычу подземных вод – 546,89 руб.

Решением от 15.02.2008 года Арбитражный суд Ярославской области удовлетворил (с учетом принятого судом уточнения заявленных требований в порядке статьи  49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) заявленные требования полностью и обязал Инспекцию возвратить из бюджета ОАО «РЖД» названные  суммы.

 Инспекция, не согласившись с принятым по делу судебным актом, обратилась во Второй арбитражный апелляционной суд с апелляционной жалобой.

Заявитель апелляционной жалобы  указывает,  что судом первой инстанции необоснованно, по мнению Инспекции,  не принята ее ссылка  на акт сверки с налогоплательщиком от 28.05.2003г.,  составленный в разрезе структурных  подразделений ликвидированного ФГУП «Северная железная дорога».  В данном случае суд первой инстанции связывает момент обнаружения переплаты по  налогам  и сборам  с датой – 24.06.2006г., когда было передано объединенное сальдо;  соответственно суд первой инстанции считает трехлетний срок, установленный для обращения с заявлением о возврате из бюджета излишне уплаченных налогов и сборов, не пропущенным.

При этом заявитель жалобы обращает внимание  арбитражного апелляционного суда на следующие обстоятельства:

1) на дату составления акта сверки – 28.05.2003г. такого налогоплательщика -

ОАО «Российские железные дороги» - не существовало;

        2) данные по  суммам налогов и сборов, отраженные   в акте сверки от 28.05.2003г., представлены  в разрезе структурных подразделений, т.к. на налоговом учете в Инспекции состоят только два  структурных подразделения;

        3) оба акта сверки, рассмотренные судом первой инстанции  - от 28.05.2003г. и от 24.06.2006г. составлены также в разрезе структурных подразделений; в акте от 24.06.2006г. передача объединенного сальдо не производилась;

        4) Инспекция не имеет возможности осуществить передачу объединенного сальдо по налогам правопреемнику ликвидированного предприятия, т.к. не осуществляет налоговый учет ОАО «РЖД»; данное предприятие находится на налоговом учете в г.Москве по месту своего нахождения.

       Таким образом, заявитель жалобы считает, что моментом обнаружения переплаты по налогам и сборам нужно считать дату акта сверки - 28.05.2003г., соответственно  трехлетний срок, определенный в статье 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ),  в течение которого налогоплательщики могут обратиться в налоговый орган  с заявлением о зачете (возврате) излишне уплаченных сумм налогов (сборов), должен считаться пропущенным.

На основании приводимых в апелляционной жалобе доводов Инспекция  просит арбитражный апелляционный суд  отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.

ОАО «РЖД»  представило отзыв на жалобу, в котором  против доводов Инспекции возразило, указав, что считает  принятый  по делу судебный акт законным и обоснованным;  просит в удовлетворении жалобы отказать.

Инспекция, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в судебное заседание не направила; ходатайствовала о рассмотрении жалобы в отсутствин  ее  представителя.

В судебном заседании представитель ОАО «РЖД» поддержал свою позицию, отраженную в отзыве на жалобу.                            

На основании статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрев в открытом судебном заседании в пределах, определенных в статье 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционную жалобу, отзыв на жалобу, изучив материалы дела,  выслушав представителя ОАО «РЖД»,  арбитражный  апелляционный суд не находит оснований для отмены  судебного акта  по изложенным в  апелляционной жалобе доводам в силу следующего.

При рассмотрении спора судом первой инстанции установлено,  что    Общество обратилось в Инспекцию с заявлениями  с просьбой произвести зачет переплаты по налогам  в счет имеющейся недоимки, а оставшуюся после погашения сумму переплаты вернуть на расчетный счет предприятия.

В ответ на заявления налогоплательщика Инспекция ответила отказом, сославшись на статью 78 НК РФ (пропуск трехлетнего срока для обращения налогоплательщика в налоговый орган с заявлением о возврате (зачете)  излишне уплаченных сумм налогов).

Общество  с данной позицией Инспекции не согласилось и обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о возврате из бюджета излишне уплаченных налогов и сборов,  указав, что установленный  в пункте 8 статьи 78 НК РФ срок, следует исчислять с момента, когда налогоплательщик узнал о факте переплаты, т.е. с даты получения  ОАО «РЖД» письма от 19.10.2004г. в отношении передачи сальдо по состоянию на 24.06.2004г.

Арбитражный суд Ярославской области при рассмотрении данного спора, руководствуясь статьями 21, 50, 78 НК РФ, Федеральным законом от 27.02.2003г. №29-ФЗ  «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта», распоряжением Минимущества России, ФЭК России и МПС России от 30.09.2003г. №4557-р/6-р/884р,  Федеральным законом от 07.07.2003г. №115-ФЗ «О внесении изменений и дополнений  в Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (с учетом имеющихся в материалах дела документов),   пришел к выводу о правомерности требований Общества, удовлетворил заявленные Обществом требования и обязал Инспекцию возвратить Обществу из бюджета  излишне уплаченные суммы налогов (сборов) и пени.

Рассмотрев апелляционную жалобу Инспекции, Второй арбитражный апелляционный суд считает ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

        В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 и подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 НК РФ налогоплательщики имеют право на возврат сумм излишне уплаченных налогов в порядке, предусмотренном  НК РФ.

        Порядок возврата (зачета) суммы излишне уплаченных налогов  определен в статье 78 НК РФ.

        Согласно пункту 1 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету  в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

        В силу пункта 7 данной статьи сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика.

        Налогоплательщик имеет право обратиться за возвратом суммы излишне уплаченного налога  в течение 3 лет  со дня уплаты указанной суммы (пункт 7 статьи 78 НК РФ).

Из материалов дела следует,  что по состоянию на 24.06.2004г.  проводилась сверка  задолженности  по структурным подразделениям, которая впоследствии передавалась правопреемнику – ОАО «РЖД».

В дальнейшем проведена сверка расчетов с бюджетом (акт от 04.09.2006г. №1019), по результатам которой зафиксировано наличие переплаты по налогу с продаж в сумме 683,10 руб., по налогу на содержание жилищного фонда и объектов СКС в сумме 104164,66 руб.,  пени -8424,87 руб.,  по плате за добычу подземных вод в сумме 3333 руб., пени – 546,89 руб.

После составления акта сверки №1019 от 04.09.2006г. Ярославское отделение Северной железной дороги – филиала ОАО «РЖД» обратилось в Инспекцию с заявлениями от 23.09.2006г. №НОДФ-329/818 и №НОДФ-329/820  о возврате из бюджета   переплаты  по налогу с продаж в сумме 683,10 руб., налога на содержание ЖКХ в сумме 104164,66 руб., пени – 8424,87 руб.

В ответ письмами от 11.10.2006г. Инспекция сообщила, что заявления от 23.09.2006г. оставлены без исполнения на основании пункта 8 статьи 78 НК РФ.                            

Ярославское отделение Северной железной дороги — филиала ОАО «Российские железные дороги» обратилось в налоговый орган с заявлением от 07.05.2007г. о возврате переплаты по налогу с продаж 683,10 руб., по налогу на содержание ЖКХ в сумме 104164,66 руб., пени на содержание ЖКХ в сумме 8424,87 руб.

Письмом от 21.05.2007г. Инспекция сообщила, что заявление оставлено без исполнения согласно пункту 7 статьи 78 НК РФ.

09.07.2007г. Общество в лице филиала Северная железная дорога обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о возврате излишне уплаченных налогов, сборов, пени, указав, что узнало о наличии переплаты после составления акта сверки задолженностей №1019 от 04.06.2006г.,  когда окончательно  сформировались все  выявленные суммы переплаты.  Свою позицию Общество обосновало тем, что узнало о наличии переплаты по налогам не ранее даты выявления сальдо по налогам,  которые впоследствии переданы от структурных подразделений правопреемнику, следовательно, трехлетний срок для обращения в налоговый орган с заявлением о возврате (зачете) налогоплательщиком не пропущен (акт сверки от 04.09.2006г.).

Суд первой инстанции поддержал позицию Общества, указав, что ОАО «РЖД» узнало о наличии переплаты по налогам (сборам) и пени  не ранее получения от налогового органа сальдо, переданного правопреемнику ОАО «РЖД»  по филиалу ОАО «РЖД» Северная железная дорога (Ярославское отделение). В переданное сальдо и вошла объединенная задолженность по налоговым обязательствам, т.к. при формировании сальдо расчетов с бюджетом в целом по ОАО «РЖД»  определялась сводная задолженность с учетом всех имеющихся у структурных подразделений переплат и недоимок. В связи с этим до  определения окончательного сальдо по ОАО «РЖД» невозможно было установить размер переплаты по налогам (сборам).

Арбитражный апелляционный суд считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что  акт сверки Инспекции с ФГУП «Северная железная дорога» от 28.05.2003г., представленный в разрезе структурных подразделений ликвидированного ФГУП «Северная железная дорога»,  не содержит объединенного сальдо по налогам (сборам) с учетом всех недоимок и переплат по  ОАО «РЖД», следовательно, дата составления названного акта не может служить датой для отсчета трехлетнего срока, определенного в статье 78  НК РФ.

Кроме того, арбитражный апелляционный суд при рассмотрении жалобы учитывает следующие обстоятельства.

  В соответствии со ст.2, 3, 6 Федерального закона от 27.02.2003 № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» (далее - Закон об особенностях управления) был создан единый хозяйствующий субъект - ОАО «Российские железные дороги», которому были переданы  обязанности и права по обязательствам организаций федерального  железнодорожного транспорта. Имущество данных организаций  внесено в уставный капитал ОАО «РЖД»  на основе сводного передаточного акта по имуществу и обязательствам организаций федерального железнодорожного транспорта, которые переданы  в качестве вклада в уставный капитал Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее - сводный передаточный акт)  - утверждено совместным распоряжением Минимущества России, ФЭК России и МПС России от 30.09.2003 Г. № 4557-р/6-р/884р.

Имущество ликвидированного ФГУП «Северная железная дорога»  также вошло в уставный капитал ОАО «РЖД».

В соответствии с Положением о Северной железной дороге - филиала ОАО «РЖД» Северная железная дорога является обособленным подразделением ОАО «РЖД», не является юридическим лицом и осуществляет деятельность от имени ОАО «РЖД». В состав Северной железной дороги входит Ярославское отделение.

Согласно Положению о Ярославском отделении Северной железной дороге - филиала ОАО «РЖД» Ярославское отделение является структурным подразделением Северной железной дороги - филиала ОАО «РЖД», не является филиалом или представительством ОАО «РЖД», не имеет статуса юридического лица и осуществляет деятельность от имени ОАО «РЖД».

Статьей 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 115-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (с учетом положений статьи 50 НК РФ)  установлено, что  исполнение обязанности по уплате налогов и сборов реорганизованного юридического лица его правопреемником (правопреемниками)  применяются также при исполнении обязанности по погашению задолженности, образовавшейся в связи с неуплатой налогов, сборов, пеней и штрафов организациями федерального железнодорожного транспорта, имущество которых вносится в порядке приватизации в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта на железнодорожном транспорте, этим хозяйствующим субъектом с даты утверждения сводного передаточного акта.

Таким образом, ОАО «РЖД» является налоговым правопреемником организаций

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22.04.2008 по делу n А82-9561/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также