Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 31.08.2010 по делу n А31-794/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

      ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

01 сентября 2010 года

Дело № А31-794/2010

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Сандалова В.Г.,

судей: Дьяконовой Т.М., Пуртовой Т.Е.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Русиновой А.И.,

при участии в судебном заседании:

представителя истца Грачевой Н.В., действующей на основании доверенности от 25.11.2009 № 931/100,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Костромского областного фонда обязательного медицинского страхования

на решение Арбитражного суда Костромской области от 07.07.2010 по делу      № А31-794/2010, принятое судом в составе судьи Сергушовой Т.В.,

по иску закрытого акционерного общества фирма «Центр внедрения «Протек»

к Костромскому областному фонду обязательного медицинского страхования,

третье лицо: Федеральный фонд обязательного медицинского страхования,

о взыскании 843 105 руб. 61 коп. законной неустойки,

установил:

 

закрытое акционерное общество фирма «Центр внедрения «Протек» (далее – ЗАО фирма «Центр внедрения «Протек», истец) обратилось с иском в  Арбитражный суд Костромской области к Костромскому областному фонду обязательного медицинского страхования (далее – Костромской фонд, ответчик, заявитель жалобы) о взыскании 843 105 руб. 61 коп. законной неустойки за просрочку оплаты стоимости лекарственных средств, отпущенных в рамках государственного контракта от 27.11.2006.

Исковые требования основаны на пункте 9 статьи 9 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 № 94-ФЗ (далее – Закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ).   

Определением арбитражного суда от 29.03.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, г.Москва (далее – Федеральный фонд, третье лицо).

В процессе рассмотрения дела истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) уточнил исковые требования, просит суд взыскать с ответчика 807 240 руб. 74 коп. законной неустойки за просрочку оплаты стоимости лекарственных средств за период с 04.03.2008 по 18.06.2008, отпущенных в рамках государственного контракта от 27.11.2006 .

Решением Арбитражного суда Костромской области от 07.07.2010 исковые требования ЗАО фирма «Центр внедрения «Протек» удовлетворены частично. С ответчика в пользу истца взыскано 675 000 руб. неустойки.

В удовлетворении остальной части иска отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение арбитражного суда от 07.06.2010 отменить, в удовлетворении требований истцу отказать в полном объеме.

По мнению заявителя жалобы, факт нарушения обязательства отсутствует, ответчик в силу статьи 422 ГК РФ, пункта 2.3. государственного контракта от 27.11.2006 исполнил свои обязательства по контракту надлежащим образом и оснований для применения мер ответственности не имеется, поскольку Федеральным законом от 21.07.2007 № 184-ФЗ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2008 № 305 установлено, что порядок расчетов применяется при возмещении стоимости лекарственных средств, фактически отпущенных в 2007 году, то есть распространяется на период действия государственного контракта от 27.11.2006.

В правилах завершения в первом полугодии 2008 года Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и территориальными фондами обязательного медицинского страхования расчетов за лекарственные средства, фактически отпущенные отдельным категориям граждан в 2007 году, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2008 № 305, установлено, что территориальные фонды осуществляют до 25.06.2008 завершение расчетов (пункт 9), при этом предварительно представляют в Федеральный фонд до 07.05.2008 установленную отчетность. Письмом от 06.05.2008 № 1295 Костромской фонд направил в Федеральный фонд  необходимую отчетность.

Кроме того, заявитель полагает, что основания применения мер ответственности отсутствуют.

В соответствии с подпунктом 2.2.1. контракта Костромской фонд обязался осуществлять оплату стоимости лекарственных средств за счет и в пределах лимитов федеральных средств, поступивших на отдельный счет Костромского фонда из Федерального фонда. Пункт 4.4. контракта определяет основание ответственности Костромского фонда и предусматривает освобождение ответчика от ответственности при несвоевременном поступлении средств от Федерального фонда.

Также пунктом 7.1. контракта установлены иные по сравнению со статьей 401 ГК РФ формы непреодолимой силы, препятствующие исполнению обязательств по контракту, к которым, в частности, относятся акты государственных органов, что, по мнению заявителя, не противоречит части 3 статьи 401 ГК РФ и влечет освобождение ответчика от ответственности.

Факт просрочки оплаты, утверждает заявитель, сам по себе не является фактом нарушения ответчиком обязательств, установленных государственным контрактом, поскольку исполнение обязательства в части оплаты отпущенных лекарственных средств льготным категориям граждан ограничено определенными условиями и пределами. Следовательно, факт нарушения обязательства не доказан и не установлен.

Считает, что для удовлетворения заявленных требований необходимо доказать наличие просрочки в оплате выполненных работ, обусловленной виновными действиями государственного заказчика, находящимися за пределами недостаточного финансирования.

Поскольку государственный контракт заключен с истцом по результатам конкурса, ЗАО фирма «Центр внедрения «Протек» было известно об ограничении ответственности государственного заказчика за неисполнение обязательств по оплате выполненных работ из условий конкурса.

Кроме того, не выделение средств из бюджета учреждению, которое по статусу не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, а, следовательно, лишено иных источников доходов, может быть признано обстоятельством, как утверждает заявитель, свидетельствующим об отсутствии его вины в просрочке оплаты оказанных ему услуг (пункт 7 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.07.1997 № 17).

Истец в отзыве на апелляционную жалобу с доводами жалобы не согласен, считает решение суда законным и обоснованным, судом установлен факт нарушения ответчиком обязательства по государственному контракту и основания для применения ответственности, в связи с чем, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.

Ссылку ответчика на принятие уполномоченным государственным органом актов, устанавливающих иной порядок расчетов по государственному контракту, как на основание освобождения его ответственности, находит необоснованной, поскольку Закон не содержит для государственного заказчика такого основания для освобождения от уплаты неустойки как отсутствие его вины.

Принятие государственными органами актов, невыплата средств из бюджета, по мнению истца, не относится к обстоятельствам непреодолимой силы. Считает, что принятие актов, изменяющих порядок расчетов по государственному контракту, не является обстоятельством, создающим объективную невозможность надлежащего исполнения покупателем договорных обязательств по оплате отпущенных льготным категориям лекарственных средств.

Третье лицо в отзыве на апелляционную жалобу поддерживает доводы, изложенные ответчиком в апелляционной жалобе, считает ее подлежащей удовлетворению.

Указывает, что пунктом 4.4. контракта установлено, что Костромской фонд не несет ответственности за несвоевременную оплату отпущенных лекарственных средств, связанную с несвоевременным поступлением средств из Федерального фонда.

Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон по имеющимся материалам.

Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 27.11.2006 между Костромским фондом и ЗАО фирма «Центр внедрения «Протек» (фармацевтическая организация) подписан государственный контракт на   поставку и отпуск лекарственных средств гражданам Костромской области, имеющим право на получение государственной социальной помощи в соответствии с пунктом 6.2. Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ) (Т.2, л.д.-78-86).

В соответствии с условиями контракта фармацевтическая организация осуществляет в 2007 году поставку, хранение и отпуск лекарственных средств, указанных в Перечне лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18.09.2006 № 665, информация о которых содержится в нормативно-справочной документации, предоставляемой Костромским фондам фармацевтической организации (пункт 1.1. контракта).

Пунктом 1.2. контракта предусмотрена обязанность Костромского фонда перечислять денежные средства на счета фармацевтической организации в порядке, установленном Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, и в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 № 864 (в действующей редакции) для компенсации в установленных пределах стоимости фактически отпущенных лекарственных средств гражданам бесплатно в аптечных учреждениях в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2004 № 769, в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ), перечнем лекарственных средств, за счет и в пределах выделенных лимитов федеральных средств на реализацию мер социальной поддержки отдельных категории граждан по обеспечению лекарственными средствами, поступивших из Федерального фонда на отдельный счет Костромского фонда, указанный в настоящем контракте.

В соответствии с пунктом 1.3. контракта денежные средства на обеспечение граждан необходимыми лекарственными средствами являются федеральными и имеют целевое назначение.

В подпункте 2.1.7. контракта фармацевтическая организация обязуется предоставлять Костромскому фонду  ежемесячно в установленные сроки отчеты об использовании полученных по настоящему контракту денежных средств, отпущенных лекарственных средствах, обслуженных рецептах, о рецептах, по которым не был осуществлен немедленный отпуск лекарственных средств, а также содержащие другую информацию по выполнению настоящего контракта, в бумажном и электронном виде по формам, утвержденным Федеральным фондом.

В свою очередь, Костромской фонд обязуется осуществлять оплату стоимости лекарственных средств, полученных гражданами бесплатно в аптеках, по ценам, не превышающим цен, зарегистрированных в установленном порядке, с учетом предельной торговой надбавки к ценам на лекарственные средства и налога на добавленную стоимость, за счет и в пределах лимитов федеральных средств, поступивших на отдельный счет Костромского фонда средств из Федерального фонда обязательного медицинского страхования, на основании представленных надлежаще оформленных документов, поименованных в подпункте 2.1.11. настоящего контракта (пункт 2.2.1. контракта).

В соответствии с подпунктом 2.2.7. контракта Костромской фонд обязуется также проводить первичную экспертизу представленных фармацевтической организацией документов, определенных пунктом 2.1.11., в течение 10 дней с даты их получения и по результатам составлять акт с обязательным указанием причин отказа в акцепте, в том числе частичного.

В силу подпункта 2.2.9., пункта 3.3. контракта Костромской фонд обязуется осуществить оплату лекарственных средств путем перечисления денежных средств на расчетный счет фармацевтической организации в течение 180 календарных дней с даты подписания акта первичной экспертизы, указанного в подпункте 2.2.7 настоящего Контракта,

На основании пункта 4.4. контракта Костромской фонд не несет ответственности за несвоевременную оплату отпущенных лекарственных средств, связанную с несвоевременным поступлением средств от Федерального фонда.

В соответствии с условиями государственного контракта в течение 2007 года истец осуществлял отпуск лекарственных средств льготным категориям граждан, ответчик согласно подпункту 2.2.7. контракта проводил первичную экспертизу представленных истцом документов и по результатам данной экспертизы в соответствии с подпунктом 2.2.1. контракта выплачивал стоимость лекарственных средств, полученных гражданами бесплатно в аптеках.

В нарушение подпункта 2.2.9. контракта ответчик допустил просрочку оплаты по счетам в период с 30.08.2007 по 14.01.2008 (платежные поручения, Т.2, л.д.-1-34).

За просрочку оплаты стоимости лекарственных средств, отпущенных в рамках государственного контракта от 27.11.2006, на основании пункта 9 статьи 9 Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» истцом начислена законная неустойка в размере 807 240 руб. 74 коп. исходя из учетной ставки ЦБ РФ 8,75 %, действовавшей на момент подачи иска.

В связи с нарушением ответчиком обязанности по оплаты стоимости отпущенных лекарственных средств в установленный государственным контрактом срок, истец обратился с настоящим иском в Арбитражный суд Костромской области.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, и заслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции не нашел правовых оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

На основании статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, при этом односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 31.08.2010 по делу n А82-8340/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения,Прекратить производство по апелляционной жалобе (ст.265, по аналогии со ст.150 АПК)  »
Читайте также