Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11.08.2010 по делу n А28-1314/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

      ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

12 августа 2010 года

Дело № А28-1314/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2010 года.  

Полный текст постановления изготовлен 12 августа 2010 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Буториной Г.Г.,

судей Лысовой Т.В., Перминовой Г.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ермошиной С.Г.

при участии в судебном заседании:

представителя заявителя Слободенюка В.Б., действующего на основании доверенности от 10.02.2010,

представителя ответчика Дудоладова Р.В., действующего на основании доверенности от 21.01.2010,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ГНУ ВНИИОЗ имени профессора Б.М.Житкова Российской академии сельскохозяйственных наукГосударственного научного учреждения - Всероссийский научно-исследовательский институт охотничьего хозяйства и звероводства имени профессора Б.М. Житкова Российской академии сельскохозяйственных наук

на решение Арбитражного суда Кировской области от 23.04.2010 по делу № А28-1314/2010, принятое судом в составе судьи Хлюпиной Н.П.,

по заявлению Государственного научного учреждения - Всероссийский научно-исследовательский институт охотничьего хозяйства и звероводства имени профессора Б.М. Житкова Российской академии сельскохозяйственных наук

к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Кировской области,

третье лицо: Российская академия сельскохозяйственных наук,

о признании отказа незаконным,

установил:

 

Государственное научное учреждение - Всероссийский научно-исследовательский институт охотничьего хозяйства и звероводства имени профессора Б.М. Житкова Российской академии сельскохозяйственных наук (далее – заявитель, ГНУ ВНИИОЗ, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Кировской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Кировской области (далее – ответчик, Управление Росимущества) с заявлением о признании незаконным отказа в согласовании постановления Президиума Россельхозакадемии от 08.10.2009, содержащегося в письме Управления Росимущества от 16.12.2009 № 08-12131.

К участию в  качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена Российская академия сельскохозяйственных наук (том 1. л.д. 104).

Решением Арбитражного суда Кировской области от 23.04.2010 в удовлетворении заявленного требования отказано.

ГНУ ВНИИОЗ имени профессора Б.М.Житкова Российской академии сельскохозяйственных наукГНУ ВНИИОЗ с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования. По мнению заявителя, суд неправильно применил нормы материального права, а именно пункт 4.1. раздела II Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кировской области, утвержденного приказом Росимущества от 27.02.2009 № 49 (далее - Положение о Территориальном управлении), что привело к неверному выводу об отсутствии у ответчика полномочий по согласованию решения Россельхозакадемии, осуществляющей правомочия собственника в отношении целевого федерального имущества. Заявитель указывает, что письмо Росимущества от 15.01.2010 не могло использоваться судом первой инстанции в силу требований статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также приводит довод о том, что суд первой инстанции сделал неверный вывод о наличии у ответчика полномочий по согласованию исключительно распорядительных действий ГНУ ВНИИОЗ по передаче имущества в аренду в соответствии с договорами аренды.

Российская академия сельскохозяйственных наук (далее – Россельхозакадемия, третье лицо) в  отзыве на апелляционную жалобу указывает, что решение суда первой инстанции   вынесено с нарушением норм материального права, а именно части 5 статьи 6 Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (далее – Закон о науке), пункта 76 Устава Россельхозакадемии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2009 № 180, судом неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.

Управление Росимущества  отзыв на апелляционную жалобу не представило.

Третье лицо явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя третьего лица.

Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 03.01.2009 ГНУ ВНИИОЗ на основании согласованных с Россельхозакадемией и Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Кировской области договоров аренды государственного имущества, закрепленного на праве оперативного управления, передало в аренду сроком до 31.12.2009 имущество, расположенное по адресу: г. Киров, ул. Энгельса, 79: здание автостоянки для легкового служебного транспорта, административный корпус 1 этаж, лабораторный корпус цокольный этаж, лабораторный корпус 4 этаж  (т 1. л.д. 41, т.1. л.д. 54, т.1. л.д. 78).

08.10.2009 Президиумом Россельхозакадемии принято постановление о передаче в соответствии с предложением ГНУ ВНИИОЗ в аренду до трех лет без права выкупа в установленном законом порядке временно неиспользуемых помещений общей площадью 2999,8 кв.м., расположенных по адресу: г. Киров, ул. Энгельса, 79, из них: административное здание - 1803,32 кв.м., лабораторный корпус - 1073,7 кв.м., здание автостоянки для легкового служебного транспорта - 122,8 кв.м.).

Названное решение заявитель направил 27.10.2009 в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Кировской области для согласования (т.1. л.д. 17).

Управление Росимущества письмом от 12.11.2009 предложило ГНУ ВНИИОЗ рассмотреть вопрос о возможности передачи указанных в решении помещений в безвозмездное пользование федеральным организациям в соответствии с имеющимися в Управлении заявками. ГНУ ВНИИОЗ не согласилось с предложением о передаче в безвозмездное пользование закрепленного за ним имущества, поскольку арендная плата является источником дополнительного бюджетного финансирования, направляемого на содержание и развитие материально-технической базы института (т.1 л.д. 18).

Письмом от 08.12.2009 ГНУ ВНИИОЗ обратилось с повторной просьбой о согласовании решения Россельхозакадемии от 08.10.2009 о передаче имущества в аренду (т.1. л.д. 19).

На указанную просьбу Управление Росимущества письмом от 16.12.2009 «О порядке передачи в аренду федерального имущества» сообщило заявителю о том, что заключение договоров аренды в отношении государственного имущества может быть осуществлено только по результатам конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров, передача прав владения и пользования в отношении государственного имущества без проведения торгов возможна только в случаях, прямо предусмотренных статьей 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Одновременно Управление Росимущества указало на необходимость представления обязательных документов согласно перечню документов, представляемых федеральными государственными учреждениями для согласования решений о заключении договоров аренды федерального недвижимого имущества (т. 1. л.д. 21).

            Не согласившись с данным решением, ГНУ ВНИИОЗ обжаловало его в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, придя к выводу о том, что к компетенции территориальных управлений Росимущества не отнесены вопросы согласования решений, принятых организациями в порядке осуществления полномочий собственника, в удовлетворении заявленного требования отказал.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решений государственных органов арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному акту, устанавливает наличие полномочий у органа, который принял оспариваемое решение, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемое решение права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество), которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункты 1, 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432). Согласно пунктам 5.2, 5.3 названного Положения Росимущество осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности, и в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.

Пунктом 4.1 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом определено, что Управление осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества, в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно Территориальным управлением прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. Иные полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, Территориальное управление осуществляет в соответствии с планом работы, утверждаемым ежегодно с Агентством.

  Указом Президента Российской Федерации от 30.01.1992 № 84 и постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 28.05.1992 № 2861-1 «О развитии сельскохозяйственной науки» в порядке исключения из общего правила, установленного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1, за Россельхозакадемией закреплены определенные правомочия собственника на переданное ей государственное имущество.

Согласно пункту 4 Устава Российской сельскохозяйственной академии наук, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2009 № 180, Россельхозакадемия наделена правом владения, пользования и распоряжения передаваемым ей имуществом, находящимся в федеральной собственности, в соответствии с законодательством Российской Федерации, Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике" и настоящим уставом, в том числе правом на создание, реорганизацию, ликвидацию подведомственных академии организаций (включая научные организации, организации научного обслуживания и социальной сферы), закрепление за ними федерального имущества, включенного в утверждаемый Правительством Российской Федерации реестр федерального имущества, передаваемого академии, а также правом на утверждение уставов подведомственных академии организаций и назначение их руководителей.

В соответствии с частью 5 статьи 6 Закона о науке организации подведомственные государственным академиям наук, имеют право сдавать в аренду без права выкупа временно не используемое указанными организациями и находящееся в федеральной собственности имущество, в том числе недвижимое, на основании решения соответствующей государственной академии наук, согласованного с соответствующим федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на управление и распоряжение объектами федеральной собственности. Пунктом 76 Устава Россельхозакадемии также определено, что Российская академия сельскохозяйственных наук (как научная организация) и подведомственные ей организации в соответствии с Федеральным законом

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11.08.2010 по делу n А28-19555/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также