Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 05.08.2010 по делу n А82-15143/2009. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

      ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

06 августа 2010 года

Дело № А82-15143/2009-27

Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2010 года.  

Полный текст постановления изготовлен 06 августа 2010 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Хоровой Т.В.,

судей Лобановой Л.Н., Немчаниновой М.В.,

при ведении протокола судебного заседания   судьей Хоровой Т.В.,

при участии в судебном заседании:

представителя ответчика:  Бухарова Р.Б., действующего на основании доверенности от 13.01.2010  №01-03/06/1436,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Научно-производственное объединение "Сатурн"

на решение Арбитражного суда Ярославской области от  24.05.2010 по делу №А82-15143/2009-27, принятое судом в составе судьи Розовой Н.А.,

по заявлению открытого акционерного общества "Научно-производственное объединение "Сатурн"

к Государственному учреждению -  Ярославскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации,

о  признании недействительным  решения от 07.08.2009  №2448  в части отказа  в принятии к зачету расходов в размере 3338200 руб.,

установил:

 

открытое акционерное общество "Научно-производственное объединение "Сатурн" (далее – Общество)  обратилось  с заявлением  в Арбитражный суд Ярославской области к Государственному учреждению -  Ярославскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее –  Фонд) о  признании недействительным  решения от 07.08.2009  №2448  в части отказа  в принятии к зачету расходов в размере 3338200 руб.

Решением Арбитражного суда Ярославской области от  24.05.2010 заявленные  Обществом  требования   удовлетворены  частично.  Решение Фонда  признано недействительным в части  непринятии к зачету  расходов, произведенных Обществом   на цели обязательного  социального страхования в части непринятия к зачету  11800 руб. расходов на санаторно-курортное лечение детей, находящихся  под опекой  работников Общества.

В  удовлетворении остальной части заявленных требований Обществу отказано.     

Общество с принятым решением  суда в части отказа  в удовлетворении его требований не согласилось и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит  решение суда  в указанной части отменить и принять по делу новый судебный акт.

По мнению Общества,  вывод суда  первой  инстанции  о том,  что выделенные в 2006  за  счет средств  экономии   бюджетные ассигнования на  санаторно-курортное  лечение  застрахованных граждан  должны  быть израсходованы  именно  в 2006  и о том,  что по данному факту  Обществом  в  Фонд должны  быть представлены документы,  подтверждающие   распределение путевок и фактическое  получение  услуги  по санаторно-курортному  лечению именно  в  названный  период,  является неправомерным, т.к.  Общество  считает, что  для  принятия  расходов к зачету нормами  действующего  законодательства  таких условий не  предусмотрено.

Таким образом,  Общество считает, что  решение суда первой  инстанции в оспариваемой  Обществом  части принято при неправильном  применении норм  материального права и  без учета  фактических обстоятельств по делу,  поэтому в  указанной  части  подлежит отмене.

Фонд представил отзыв на жалобу, в котором против доводов  Общества  возражает,  просит  решение суда  оставить без изменения.  При этом  Фонд  считает,  что  Обществом  не  соблюдены  условия  подтверждения  расходования  выделенных ему ассигнований на санаторно-курортное  лечение  работников  в 2006, т.к.  фактически  услуги  были оказаны  по истечении  указанного периода,  и на конец  года у  Общества отсутствовал  пакет документов, на основании которого  спорные  расходы  могли бы  быть  приняты к зачету.

В  качестве  приложения к  апелляционной жалобе  Обществом  представлены  копии счетов-фактур от 28.12.2006  №1650, от 28.12.2006 №1754,  от 29.12.2006 №1726,  копии товарных накладных от 28.12.2006  №900, от  08.12.2006 №949, от 29.12.2006 №939,  а  также копии выписок из приказов от 22.03.2006  №164  и от 25.09.2006 №388 на 6 листах  (данные документы  в суд первой инстанции  не  представлялись).

На основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  в  приобщении  названных документов  к  материалам дела  Обществу  отказано, о чем  арбитражным апелляционным судом вынесено протокольное определение.

Общество  явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей Общества.

Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела  и установлено судом первой  инстанции,  Фондом в отношении Общества проведена документальная выездная проверка   по вопросам  расходов  на цели обязательного социального страхования, произведенных  страхователем – плательщиком единого социального налога  в счет  начисленного единого социального налога,  подлежащего зачислению  в ФСС,  за период с  01.01.2006 по  31.12.2008.

По результатам проверки составлен акт от 16.07.2009 № 82с/с и вынесено решение от 07.08.2009 № 2448 о непринятии  к зачету расходов, произведенных  страхователем – плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования, в сумме 3 376 864,99  руб.

Общество  с решением Фонда в части непринятия к зачету расходов в сумме 3 338 200 руб.  не согласилось  и обратилось  с заявлением в суд.

Арбитражный суд Ярославской  области,  руководствуясь статьями 6, 8, 11  Федерального закона от 16.07.1999  №165-ФЗ «Об основах обязательного  социального страхования»,  Федеральным законом от 22.12.2005  №173-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 год», Постановлением Правительства  Российской Федерации от 21.04.2001  №309 «Об  утверждении  Положения о  приобретении, распределении, выдаче путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей», Федеральным законом от 19.12.2006  №234-ФЗ «О  бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год»,  в  удовлетворении  требований  Обществу  частично отказал. При этом суд первой  инстанции указал,  что из представленных  Обществом документов  усматривается,  что им  не были соблюдены требования,  предъявляемые к  условиям  подтверждения расходования выделенных ассигнований на  санаторно-курортное  лечение работников  в 2006, т.к.  услуги фактически были  оказаны за  пределами  2006 года и  на конец  финансового года у Общества  необходимый  пакет документов отсутствовал.

Второй арбитражный апелляционный  суд, изучив доводы жалобы, отзыв на жалобу, заслушав в судебном заседании  представителя Фонда,  исследовав  материалы дела, не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 16.07.1999 №165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон №165-ФЗ) участниками отношений по обязательному социальному страхованию являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица.

Согласно пункту 2 статьи 6  Федерального закона №165-ФЗ,  застрахованными лицами    признаются  граждане  Российской  Федерации,  а  так же  иностранные граждане  и лица без гражданства,  работающие  по трудовым договорам   или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Подпунктом 14 статьи 8 Закона №165-ФЗ к страховым выплатам, в частности, отнесена оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.

На  основании подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Закона №165-ФЗ страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование в том случае, если данные расходы произведены страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации.

Статьей 11 Федерального закона от  22.12.2005 №173-ФЗ   «О бюджете  Фонда социального страхования РФ на 2006 год» (далее – Закон №173-ФЗ) установлено, что в случаях получения дополнительных доходов за счет привлечения остатков средств по обязательному социальному страхованию на 1 января 2006 года по результатам исполнения бюджета Фонда за 2005 год, поступления в бюджет Фонда доходов по обязательному социальному страхованию сверх сумм, установленных статьей 2 настоящего Федерального закона, и снижения фактических расходов на финансирование пособий по обязательному социальному страхованию, установленных статьей 6 настоящего Федерального закона, Фонд может направлять указанные средства на дополнительное финансирование расходов на санаторно-курортное лечение работников.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2001 №309 "Об утверждении Положения о приобретении, распределении, выдаче путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей" (далее - Положение) установлены порядок и условия предоставления работникам и членам их семей за счет обязательного социального страхования путевок, в том числе и на санаторно-курортное лечение и оздоровление для профилактики заболеваний.

Пунктом 5 Положения установлено, что ассигнования на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей устанавливаются страхователю региональным отделением Фонда в пределах общей суммы ассигнований, предусмотренных региональному отделению на эти цели в соответствии с бюджетом Фонда на соответствующий год, с учетом расходования страхователем средств на выплату гарантированных государством пособий, потребности работников в санаторно-курортном лечении и оздоровлении, обеспечения путевками в предыдущие годы.

 Согласно пункту  10 Положения путевки на санаторно-курортное лечение и оздоровление заполняются по установленной форме и выдаются бухгалтерией страхователя не позднее срока, необходимого для своевременного прибытия к месту санаторно-курортного лечения или оздоровления.

Документом, подтверждающим пребывание работника в санаторно-курортном учреждении, является отрывной талон к санаторно-курортной путевке, возвращаемый работником страхователю, выдавшему путевку.

Средства обязательного социального страхования, израсходованные на оплату полной или частичной стоимости путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление для работников и членов их семей с нарушением настоящего Положения, региональными отделениями Фонда к зачету не принимаются (пункт  12 Положения).

 Таким  образом, выделенные страхователям бюджетные ассигнования на санаторно-курортное лечение застрахованных граждан, предусмотренные статьей 11 Закона №173-ФЗ,  являются экономией средств обязательного социального страхования, которые  Федеральным законом о бюджете  ФСС РФ на 2006 разрешено израсходовать в 2006 году на специально установленные законом цели.

  Федеральный закон от 19.12.2006 №234-ФЗ «О бюджете  Фонда социального страхования РФ на 2007 год» аналогичного расходования средств обязательного социального страхования не предусматривает.

  На  основании  изложенных выше  правовых норм,  суд первой  инстанции пришел к  обоснованному  выводу о том, что  в соответствии  с действовавшим законодательством выделенные в 2006 году за счет средств экономии ФСС бюджетные ассигнования на санаторно-курортное лечение застрахованных граждан  должны быть  израсходованы в 2006 году и в отношении  расходования данных  средств  в региональные  отделения Фонда  социального  страхования   должны быть  представлены   подтверждающих документов,  к которым относятся документы о приобретении и распределении путевок и о фактическом получении  застрахованным  лицом  услуги по санаторно-курортному лечению.  Согласно пункту 10 Положения доказательством получения услуги по санаторно-курортному лечению является отрывной талон к санаторно-курортной путевке.

 Средства обязательного социального страхования,  расходование которых на предусмотренные статьей 11 Федерального закона №173-ФЗ цели документально не подтверждено на конец финансового года,  остаются в собственности Фонда и не принимаются к зачету.       

Из  материалов дела  усматривается, что  во исполнение статьи 11  Закона №173-ФЗ  26.04.2006 Фондом социального страхования Российской Федерации издано постановление №57 «Об утверждении ассигнований на санаторно-курортное лечение  работников в 2006 году  за счет средств обязательного социального страхования, которым утверждены ассигнования  по виду расходов 760/2 «Полная (частичная) оплата путевок  на санаторно-курортное лечение  работников» внутриведомственной росписи  ФСС РФ на 2006 год,  региональным отделениям Фонда  до 25 мая 2006 года  предписано  утвердить и довести  до страхователей  ассигнования на  санаторно-курортное  лечение работников.

  Письмом  ФСС РФ от 28.04.2006 №02-18/03-4068  региональным отделениям Фонда разъяснено, что приобретение, распределение и выдача  путевок на санаторно-курортное лечение  работников осуществляется  в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации  от 21.04.2001  № 309 в части, не противоречащей  статье 11 Закона №173-ФЗ, которой предусмотрено дополнительное  финансирование расходов только на  санаторно-курортное лечение работников (застрахованных).   Страхователи в пределах  установленных им ассигнований  самостоятельно  осуществляют расходы на оплату стоимости путевки. Подтверждением  использования работниками  санаторно-курортных путевок  должны являться копии отрывных талонов  санаторно-курортных путевок, представляемых  страхователем при  осуществлении региональным отделением камеральных  проверок страхователей по  обязательному социальному страхованию.

Приказом Фонда  от 22.05.2006 №164 «О распределении  бюджетных ассигнований  для страхователей  регионального отделения  на санаторно-курортное лечение работников  в 2006 году»   для  страхователей  регионального отделения  установлены плановые  ассигнования на санаторно-курортное лечение работников  на 2006 год  согласно приложению №1 к названному приказу. Данные плановые ассигнования 

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 05.08.2010 по делу n А82-8860/2009. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также