Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 06.07.2010 по делу n А82-4137/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

  ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

7 июля 2010 года

Дело № А82-4137/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 7 июля 2010 года.        

Полный текст постановления изготовлен 7 июля 2010 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Перминовой Г.Г.,

судей Буториной Г.Г., Караваевой А.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ермошиной С.Г.,

при отсутствии  в судебном заседании представителей сторон

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия городского округа город Рыбинск "Пассажирское автотранспортное предприятие №1"

на решение Арбитражного суда Ярославской области от  12.05.2010 по делу №А82-4137/2010, принятое судом в составе судьи Ловыгиной Н.Л.,

по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Ярославской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

к муниципальному унитарному предприятию городского округа город Рыбинск "Пассажирское автотранспортное предприятие №1"

о привлечении к административной ответственности,

установил:

 

Управление государственного автодорожного надзора по Ярославской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – заявитель, Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о привлечении муниципального унитарного предприятия городского округа город Рыбинск "Пассажирское автотранспортное предприятие №1" (далее – ответчик, Предприятие, МУП городского округа город Рыбинск «ПАТП №1») к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Ярославской области от 12.05.2010 заявленное требование удовлетворено, Предприятие признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

МУП городского округа город Рыбинск «ПАТП №1» с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.

По мнению ответчика, суд первой инстанции при рассмотрении спора не применил нормативные акты, подлежащие применению, - Федеральный закон от 08.11.2007 N259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" и Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 №112, в связи с чем пришел к неверному выводу о том, что отсутствие в автобусе кондуктора является нарушением лицензионных требований и условий.

Управление в отзыве опровергло доводы апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения, просит рассмотреть жалобу в отсутствие представителя.

Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Ответчик уведомил суд о невозможности явки в судебное заседание. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.

Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела,   МУП городского округа город Рыбинск «ПАТП №1» на основании лицензии от 01.01.2003 №АСС-76-21370 осуществляет перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (л.д. 15).

15.04.2010 Управлением государственного автодорожного надзора по Ярославской области проведена внеплановая проверка соблюдения Предприятием законодательства Российской Федерации о лицензировании деятельности, связанной с  регулярной перевозкой пассажиров автомобильным транспортом, результаты которой оформлены актом №95 от 15.04.2010 (л.д. 9).

В ходе проверки установлено, что Предприятием нарушены нормы Положения «О лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 №637 (далее – Положение о лицензировании), а именно: нарушается продолжительность междусменного отдыха водителей, не обеспечено соблюдение сроков проведения медицинского освидетельствования водителя, служебное расследование по факту дорожно-транспортного происшествия проведено с нарушением порядка, установленного законодательством, на линии работают водители без кондуктора.

15.04.2010 в отношении МУП городского округа город Рыбинск «ПАТП №1» начальником Рыбинского отдела Управления государственного автодорожного надзора по Ярославской области составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ. Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии законного представителя Предприятия (л.д. 5-6).

В соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ Управление обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о привлечении Предприятия к административной ответственности.

Удовлетворяя требование заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что материалами дела доказаны факты нарушений Предприятием лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров, что образует объективную сторону  правонарушения по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

В соответствии с подпунктом 62 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N128-ФЗ) деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, подлежит лицензированию.

В статье 2 Федерального закона N 128-ФЗ указано, что при осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия (совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий).

Согласно подпунктам «б» и «в» пункта 4 Положения о лицензировании к лицензионным требованиям и условиям при осуществлении перевозок пассажиров относятся, в том числе соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.

В статье 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" предусмотрено, что юридические лица, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей.

Согласно пункту 4 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20.08.2004 N 15 (далее – Положение №15), работодатель составляет графики работы (сменности) на линии для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводит их до сведения водителей не позднее, чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, предусмотренные Положением №15, являются обязательными при составлении графиков работы (сменности) водителей. Расписания и графики движения автомобилей во всех видах сообщений должны разрабатываться с учетом норм Положения.

В соответствии с пунктом 25 указанного Положения №15 продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10, 11, 12 Положения (пункт 9 Положения №15).

 Водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть разделен на две части. Разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения представительного органа работников. Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через 4 часа после начала работы. Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня должна быть не более двух часов без учета времени для отдыха и питания, а общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены), установленной пунктами 7, 9, 10 и 11 указанного Положения. Перерыв между двумя частями смены предоставляется в месте дислокации или месте, определенном для отстоя автобусов и оборудованном для отдыха водителей. Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается (пункт 13 Положения №15).

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.

Положения названных нормативных правовых актов, касающиеся деятельности по перевозке пассажиров, относятся к лицензионным требованиям и условиям, обязательным для исполнения лицензиатами.

Нарушение продолжительности междусменного отдыха водителей, допущенное Предприятием, подтверждается актом проверки от 15.04.2010,  копиями путевых листов №11046 от 10.03.2010 (окончание работы в 20 час. 50 мин.) и №12203 от 11.03.2010 (выезд в 6 час. 28 мин) – междусменный отдых составил 9 час. 38 мин., №11667 от 14.03.2010 (окончание работы в 20 час. 03 мин.) и №11874 от 15.03.2010 (выезд в 5 час. 35 мин.) – междусменный отдых составил 9 час. 32 мин.

Статьей 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрена обязанность юридических лиц, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств.

Единый порядок оповещения, проведения служебного расследования и разбора дорожно-транспортных происшествий установлен Приказом Минавтотранса РСФСР от 26.04.1990 N 49 "Об утверждении Положения о порядке проведения служебного расследования дорожно-транспортных происшествий".

В соответствии с пунктами 1.2. и 1.5 указанного нормативного акта целью служебного расследования является установление обстоятельств, условий и причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, выявление нарушений установленных норм и правил, регламентирующих безопасность дорожного движения, а также разработка мероприятий по устранению причин происшествий. Служебное расследование должно производиться во взаимодействии с органами дознания, следствия и организациями, несущими ответственность за состояние автомобильной (железной) дороги, речных переправ и других сооружений, а в случае ранения или гибели работников предприятия автомобильного транспорта - с привлечением представителя профсоюзного комитета данного предприятия.

В ходе служебного расследования дорожно-транспортного происшествия, случившегося 19.03.2010 с участием автобуса ПАЗ 3205, государственный номерной знак АВ 271 76, принадлежащего ответчику, соблюдение данного положения Предприятием не обеспечено: не выявлены обстоятельства, предшествовавшие происшествию, причины происшествия. Служебное расследование проведено без взаимодействия с органами дознания.

При определении содержания объективной стороны совершенного Предприятием правонарушения по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ в вину вменено неисполнение обязанности по обеспечению наличия в автобусе  кондуктора. Ответчик, не соглашаясь с данным выводом, указывает, что в силу пункта 49 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом" продажа билетов для проезда в городском и пригородном сообщениях производится в транспортных средствах (кондукторами или водителями).

Оценивая данный довод, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 1  статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

В силу частей 1 и 3 статьи 7 указанного Федерального закона по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 06.07.2010 по делу n А82-18452/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также