Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.05.2010 по делу n А31-1415/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции г. Киров 17 мая 2010 года Дело № А31-1415/2009 Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 17 мая 2010 года. Второй арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Лысовой Т.В., судей Буториной Г.Г., Караваевой А.В.,при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Метелевой Е.А., без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства Костромской области на решение Арбитражного суда Костромской области от 27.02.2010 по делу № А31-1415/2009, принятое судом в составе судьи Денисенко Л.Ю., по заявлению Департамента лесного хозяйства Костромской области к администрации города Костромы третьи лица: Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области, Маркова Надежда Алексеевна, Бирюзова Роза Абдулхаковна, Сизова Ольга Николаевна, Комитет по управлению городскими землями и муниципальным имуществом администрации города Костромы, Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Костромской области, о признании постановления незаконным,
установил:
Департамент лесного хозяйства Костромской области (далее – заявитель, Департамент лесного хозяйства) обратился в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании незаконным постановления администрации города Костромы (далее – ответчик, Администрация) от 14.05.2004 № 1349 «Об уточнении размеров и предоставлении земельного участка по адресу: Красная маевка, д. 28в, Марковой Н.А. и Бирюзовой Р.А.» в редакции постановления от 12.01.2005 № 8. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области (далее – ДИЗО), Маркова Надежда Алексеевна (далее – Маркова Н.А.), Бирюзова Роза Абдулхаковна (далее – Бирюзова Р.А.), Сизова Ольга Николаевна (далее – Сизова О.Н.), Комитет по управлению городскими землями и муниципальным имуществом администрации города Костромы (далее – Комитет), Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Костромской области (далее – Управление Росимущества). Определением суда первой инстанции от 24.04.2009 производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду. Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29.09.2009 указанное определение отменено, дело направлено в Арбитражный суд Костромской области для рассмотрения по существу. Решением суда первой инстанции от 27.02.2010 заявителю отказано в удовлетворении требований. Не согласившись с вынесенным решением, Департамент лесного хозяйства обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 27.02.2010 отменить. Заявитель указывает на то, что о нарушении оспариваемым постановлением своих прав и законных интересов узнал 05.02.2009, когда была завершена внеплановая проверка соблюдения лесного законодательства по факту занятия лесного участка в лесничество», проводившаяся на основании поручения Костромской межрайонной природоохранной прокуратуры от 01.12.2008 № 9-35-2008, приказов Департамента лесного хозяйства от 09.12.2008 № 534 и от 29.12.2008 № 625. Поэтому на момент обращения в суд – 13.03.2009, срок, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не истек. В отзыве на апелляционную жалобу Администрация считает решение суда от 27.02.2010 законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, жалобу – без удовлетворения. Полагает, что доводы Департамента лесного хозяйства не могут быть основанием для отмены судебного акта, поскольку они аналогичны тем доводам, которым суд первой инстанции дал верную правовую оценку при рассмотрении настоящего дела. В отзыве на апелляционную жалобу Комитет также не усматривает оснований для отмены решения суда от 27.02.2010, указывает на то, что заявитель узнал о существовании оспариваемого постановления из материалов предписания Костромской межрайонной природоохранной прокуратуры от 01.12.2008, полученных Департаментом лесного хозяйства 03.12.2008. Следовательно, на момент обращения его в суд процессуальный срок, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, истек. Кроме того, Комитет полагает, что в 2004 году постановление о предоставлении земельного участка, изданное Администрацией в пределах полномочий, никак не могло нарушать права и законные интересы заявителя, созданного в декабре 2006 года. ДИЗО в отзыве на апелляционную жалобу указывает на отсутствие у него каких-либо претензий к гражданам, являющимся арендаторами земельного участка по договору № 1.4752.2, заключенному Комитетом на основании постановления Администрации от 14.05.2004 № 1349. Маркова Н.А., Бирюзова Р.А., Сизова О.Н., Управление Росимущества отзывы на апелляционную жалобу не представили. Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в апелляционный суд не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Департамент лесного хозяйства, Администрация, Комитет и ДИЗО ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей заявителя, ответчика и третьих лиц. Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 29.01.2003 Администрацией принято постановление № 258 о предоставлении Бирюзовой Р.А. и Марковой Н.А. в аренду сроком на 11 месяцев земельного участка площадью 617,82 кв.м. по адресу: г. Кострома, ул. Красная Маевка, 28в, для завершения строительства индивидуального жилого дома. В январе-феврале 2004 специалистами МУП «Землемер» выполнены работы по установлению границ домовладения № 28в по ул. Красная Маевка. В результате общая площадь земельного участка составила 1164,65 кв.м. Проект межевания согласован с Управлением архитектуры и градостроительства Администрации, Комитетом, Управлением природных ресурсов г. Костромы, Комитетом природных ресурсов по Костромской области. Утверждена проектная документация. Землеустроительное дело по межеванию земельного участка утверждено 12.03.2004. Постановлением Администрации от 14.05.2004 № 1349 (в редакции постановления от 12.01.2005 № 8) указанный земельный участок площадью 1164,65 кв.м. по адресу: г. Кострома, ул. Красная Маевка, 28в, предоставлен Марковой Н.А. и Бирюзовой Р.А. в аренду для эксплуатации индивидуального жилого дома сроком на 11 месяцев. 15.02.2005 на основании данного постановления между Комитетом и физическими лицами заключен договор аренды земельного участка № 1.4752.2 сроком на 11 месяцев, в дальнейшем продленный на неопределенный срок. 12.12.2008 по поручению Костромской межрайонной природоохранной прокуратуры от 01.12.2008 № 9-35-2008 по фактам незаконного захвата земель лесного фонда, в том числе по адресу: г. Кострома, ул. Красная Маевка, 28в, комиссией Департамента лесного хозяйства было проведено натурное обследование в квартале 62 выделы 22, 23 Пригородного участкового лесничества ОГУ «Костромское лесничество». По результатам обследования установлено, что жилое строение № 28в по ул. Красная Маевка вместе с приусадебным участком находится на землях лесного фонда в квартале 62 выделы 22, 23 Пригородного участкового лесничества ОГУ «Костромское лесничество». Считая, что Администрация не вправе распоряжаться земельными участками лесного фонда, Департамент пришел к выводу о незаконности изданного ею постановления от 14.05.2004 № 1349 (в редакции постановления от 12.01.2005 № 8), в связи с чем оспорил его в арбитражный суд. Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что согласно постановлению Костромской областной думы от 31.10.1996 № 381 «О внесении изменений в административно-территориальные границы города Костромы по состоянию на 15 октября 1993 года», межевому делу по установлению и закреплению на местности границы города, решению Думы г. Костромы от 14.10.2004 № 98 «О согласовании установления и описания границ муниципального образования город Кострома Костромской области», Закону Костромской области от 30.12.2004 № 237-ЗКО «Об установлении границ муниципальных образований в Костромской области и наделении их статусом», землеустроительному делу 1999 года по передаче в ведение Администрации земель лесного фонда, расположенных в черте г.Костромы, спорные лесные участки находятся в границах г.Костромы. В согласовании материалов межевания земельного участка по адресу: г. Кострома, ул. Красная Маевка, 28в, принимали участие управления природных ресурсов города и области. Поэтому, учитывая нормы пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции от 08.12.2003), суд посчитал, что, принимая оспариваемое постановление, Администрация не вышла за рамки своих полномочий, установленных действующим на тот момент законодательством. Право федеральной собственности на участки лесного фонда зарегистрировано 28.04.2004. Окончательно вопрос о принадлежности спорного участка Российской Федерации был решен Арбитражным судом Костромской области только в 2007 году (дело № А31-2835/2007-10). Суд расценил действия Департамента лесного хозяйства по оспариванию фактически исполненного постановления Администрации как злоупотребление правом, указав на длительное и безосновательное неосуществление уполномоченными лицами, с 1999 года знавшими о строительстве дома, контроля за участком лесного фонда и непринятие ими предусмотренных законодательством мер к пресечению освоения участка под строительство. Кроме того, суд сделал вывод о пропуске заявителем срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения Арбитражного суда Костромской области от 27.02.2010 исходя из следующего. В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. В силу части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указанное заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. Из письма Костромской межрайонной природоохранной прокуратуры от 01.12.2008 № 9-35-2008 (т. 2 л.д. 88) и пояснений представителя заявителя, данных в судебном заседании Арбитражного суда Костромской области 24-27.02.2010 (т. 2 л.д. 144 – 145), следует, что Департамент лесного хозяйства 03.12.2008 получил от прокуратуры информацию о факте незаконного занятия земельных участков лесного фонда, расположенных в квартале 62 выделы 22, 23. Оспариваемое постановление Администрации было приложено к названному письму прокуратуры и получено Департаментом лесного хозяйства также 03.12.2008. Заявление о признании незаконным постановления от 14.05.2004 № 1349 (в редакции постановления от 12.01.2005 № 8) было направлено в суд первой инстанции по почте 13.03.2009 (т. 1 л.д. 20). Таким образом, Арбитражный суд Костромской области сделал правильный вывод о том, что Департамент лесного хозяйства обратился в суд за защитой нарушенных прав и законных интересов с пропуском срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Однако, решив вопрос о наличии у Администрации полномочий на издание оспариваемого постановления, суд рассмотрел спор по существу заявленных требований, то есть фактически восстановил указанный срок. Поэтому его пропуск не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований Департамента лесного хозяйства. В соответствии со статьями 7 и 10 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года в редакции, действовавшей на момент издания оспариваемого постановления (далее – ЛК РФ), все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов (поселений), а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд. Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от иных земель. В лесной фонд не входят леса, расположенные на землях обороны, землях городских поселений - городские леса, землях сельских поселений. Согласно статье 9 Лесного кодекса к участкам лесного фонда относятся участки леса, а также участки лесных земель, не покрытых лесной растительностью, и участки нелесных земель. Границы участков лесного фонда должны быть обозначены в натуре с помощью лесохозяйственных знаков и (или) указаны в планово-картографических материалах (лесных картах). К участкам лесного фонда и правам пользования ими применяются положения гражданского законодательства об объектах гражданских прав, а также положения земельного законодательства Российской Федерации о земельных участках, если иное не установлено настоящим Кодексом. Земельный кодекс Российской Федерации Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.05.2010 по делу n А28-16162/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|