Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.05.2010 по делу n А29-10440/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

      ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

14 мая 2010 года

Дело № А29-10440/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2010 года.         

Полный текст постановления изготовлен 14 мая 2010 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Буториной Г.Г.,

судей Караваевой А.В., Лысовой Т.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Ермошиной С.Г.,

без участия представителей сторон,

рассмотрев апелляционную жалобу Эжвинского муниципального унитарного предприятия «Жилкомхоз»

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 09.02.2010 по делу                 №  А29-10440/2009, принятое судом в составе судьи Шипиловой Э.В.

по заявлению Эжвинского муниципального унитарного предприятия «Жилкомхоз»

к Управлению государственного пожарного надзора главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий России по Республике Коми

о признании недействительным (незаконным) предписания,

установил:

 

Эжвинское муниципальное унитарное предприятие «Жилкомхоз» (далее – заявитель, Предприятие, МУП «Жилкомхоз») обратилось с заявлением в Арбитражный суд Республики Коми к Управлению государственного пожарного надзора главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий России по Республике Коми (далее – ответчик, надзорный орган УГПН ГУ МЧС по Республике Коми) о признании недействительным предписания от 26.08.2009 № 58.

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 09.02.2010 заявленное требование удовлетворено частично. Предписание от 26.08.2009 № 58 признано недействительным в части выполнения мероприятий, направленных на обеспечение работников охраны и всего персонала подразделений, находящихся на территории участка водопроводно-канализационных сетей, средствами защиты от хлора (пункт 2). В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым решением, МУП «Жилкомхоз» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, неправильно применены нормы права, что выразилось в ошибочном истолковании постановления Правительства Российской Федерации от 01.03.1993 № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов» (далее – Постановление Правительства РФ от 01.03.1993 № 178), неприменении Положения о системах оповещения населения, утвержденного приказами от 25.07.2006 МЧС России № 422, Мининформсвязи России № 90, Минкультуры России № 376 (далее - Положение о системах оповещения), Регламента взаимодействия Правительства Республики Коми и Главного управления МЧС России по Республике Коми по решению некоторых вопросов в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности, утвержденного распоряжением распоряжение правительства Республики Коми от 30 декабря 2008 г. № 534-р (далее - Регламент взаимодействия), Порядка сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий Республики Коми от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением правительства Республики Коми от 29.04.2009 № 102 (далее - Порядок сбора и обмена информацией), постановления главы администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» от 10.04.2006 № 4/1016 «Об утверждении критериев информации о чрезвычайных ситуациях на территории муниципального образования городского округа «Сыктывкар» (далее - Постановление от 10.04.2006 № 4/1016).

УГПН ГУ МЧС по Республике Коми в отзыве на апелляционную жалобу возражает против приведенных в ней доводов.

Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.

Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела,  13.02.2009 надзорный орган выдал МУП «Жилкомхоз»  предписание № 3 о создании до 15.08.2009 в полном объеме локальной системы оповещения на потенциально опасном объекте (пункт 1) и обеспечении  до 15.08.2009 всего персонал производственных подразделений, находящихся на территории участка водопроводно-канализационных сетей, средствами индивидуальной защиты от хлора (пункт 2) (л. д. 96).

26.08.2009 сотрудниками УГПН ГУ МЧС по Республике Коми проведена проверка исполнения Предприятием предписания от 13.02.2009 № 3. В ходе проверки установлено, что данное предписание МУП «Жилкомхоз» не выполнило. Результаты проверки отражены в акте от 26.08.2009 № 86 (л. д. 24, 25, 93).

В этот же день надзорным органом в отношении заявителя составлен протокол № 34 об административном правонарушении по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Предприятию выдано предписание № 58 о создании до 01.12.2009 в полном объеме локальной системы оповещения на потенциально опасном объекте (пункт 1), обеспечении работников охраны и всего персонала подразделений, находящихся на территории участка водопроводно-канализационных сетей, средствами защиты от хлора (пункт 2) (л. д. 19, 21-23).

Не согласившись с предписанием от 26.08.2009 № 58, заявитель обжаловал его в арбитражный суд.

Суд первой инстанции частично удовлетворил заявление МУП «Жилкомхоз», признав недействительными  оспариваемое предписание в части выполнения мероприятий, изложенных в пункте 2 (обеспечение работников охраны и всего персонала подразделений, находящихся на территории участка водопроводно-канализационных сетей, средствами защиты от хлора). В удовлетворении остальной части заявленных требований арбитражный суд отказал.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее,  суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6  постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Закон о защите населения) определено, что чрезвычайной ситуацией является обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей; специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей - это специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения.

Согласно статье 14 Закона о защите населения  организации, в том числе обязаны: планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях; создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях; финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.

Постановлением Правительства РФ от 01.03.1993 № 178 с 1993 года предусмотрено проектирование и строительство локальных систем оповещения на действующих потенциально опасных объектах (ядерно, радиационно, химически опасные предприятии и гидросооружения) (пункт 1); определено, что зоны действия локальных систем оповещения в районах размещения химически опасных объектов устанавливаются в радиусе до 2,5 км вокруг объектов (пункт 2); предписано финансирование работ по созданию локальных систем оповещения осуществлять: при строительстве новых потенциально опасных объектов - за счет средств, выделяемых на строительство данных объектов; на действующих потенциально опасных объектах: осуществляющих хозяйственную деятельность - за счет собственных средств этих объектов; находящихся на бюджетном финансировании - за счет средств соответствующих бюджетов;  при создании объединенных локальных систем оповещения - за счет долевого участия потенциально опасных объектов (пункт 3).

В силу пункта 1 Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, утвержденных приказом МЧС России от 28.02.2003 № 105, к потенциально опасным объектам относятся объекты, на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся и транспортируются пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества.

Согласно Методическим рекомендациям по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения, утвержденным МЧС России 24.12.2002 (далее - Методические рекомендации), локальные системы оповещения предназначены для обеспечения доведения сигналов и информации оповещения до: руководителей и персонала объектов; объектовых сил и служб гражданской обороны; руководителей (дежурных служб) объектов (организаций), расположенных в зоне действия соответствующей локальной системы оповещения; оперативных дежурных служб органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации, города, городского района; населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения. При авариях (катастрофах), прогнозируемые последствия которых не выходят за границы потенциально опасного объекта, оповещаются: руководители и персонал объекта; объектовые силы и службы гражданской обороны; оперативные дежурные службы органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации, города, городского района. При авариях, прогнозируемые последствия которых выходят за границы потенциально опасного объекта, дополнительно оповещаются: персонал (руководители, дежурные службы) объектов (организаций), расположенных в зоне действия локальной системы оповещения; население, проживающее в зоне действия локальной системы оповещения (пункт 2.1). Рабочее место дежурного диспетчера (начальника смены) потенциально опасного объекта оборудуется техническими средствами, обеспечивающими: управление локальной системой оповещения; прямую телефонную и, при необходимости, радиосвязь с оперативными дежурными органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации, города или городского района; прямую проводную и радиосвязь дежурного диспетчера с оперативным персоналом систем аварийной сигнализации и контроля, а также с дежурными сменами аварийно-спасательных служб потенциально опасного объекта; прием сообщений, передаваемых по территориальной системе централизованного оповещения; контроль прохождения сигналов и информации, передаваемых по локальной системе оповещения; телефонную связь общего пользования (пункт 2.2.5). Технические средства локальных систем оповещения должны находиться в режиме постоянной готовности к передаче сигналов и информации оповещения и обеспечивать автоматизированное включение оконечных средств оповещения по сигналам территориальной автоматизированной системы централизованного оповещения и от дежурного диспетчера (начальника смены) потенциально опасного объекта (пункт 2.2.6). При создании локальных систем оповещения необходимо предусматривать их организационное, техническое и программное сопряжение с территориальной автоматизированной системой централизованного оповещения субъекта Российской Федерации, системами аварийной сигнализации и контроля потенциально опасного объекта (пункт 2.2.7).

В соответствии с пунктом 4 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного приказом МЧС России от 21.12.2005 № 993 (далее - Положения об организации обеспечения средствами защиты), организации обеспечивают средствами индивидуальной защиты работников этих организаций и подведомственных им объектов производственного и социального назначения.

Таким образом, объекты, на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся и транспортируются опасные химические вещества относятся к потенциально опасным объектам. На действующих потенциально опасных объектах должны создаваться локальные системы оповещения, которые  устанавливаются в радиусе до 2,5 км вокруг данных объектов. Локальные системы оповещения предназначены для обеспечения доведения сигналов и информации оповещения до: руководителей и персонала

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.05.2010 по делу n А82-18854/2009. Отменить решение полностью и принять новый с/а  »
Читайте также