Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.04.2010 по делу n А17-7088/2009. Изменить решение (ст.269 АПК)
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции г. Киров 29 апреля 2010 года Дело № А17-7088/2009 Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 29 апреля 2010 года. Второй арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Лысовой Т.В., судей Караваевой А.В., Перминовой Г.Г.,при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Метелевой Е.А., без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного унитарного предприятия «Племенной завод «Светоч» на решение Арбитражного суда Ивановской области от 26.02.2010 по делу № А17-7088/2009, принятое судом в составе судьи Герасимова В.Д., по заявлению федерального государственного унитарного предприятия «Племенной завод «Светоч» к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области о признании бездействия незаконным,
установил:
федеральное государственное унитарное предприятие «Племенной завод «Светоч» (далее – заявитель, Предприятие, ФГУП «Племенной завод «Светоч») обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области (далее – ответчик, Управление Росимущества), выразившееся в непринятии решений и несовершении действий, предусмотренных пунктами 5 и 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) и обязании ответчика принять решения и совершить действия, предусмотренные пунктами 5 и 6 статьи 36 ЗК РФ. Решением суда первой инстанции от 26.02.2010 требования заявителя удовлетворены частично: бездействие Управления Росимущества, выразившееся в непринятии решения в отношении заявки ФГУП «Племенной завод «Светоч» от 20.05.2009 о передаче в аренду земельного участка площадью 56602707 кв.м. с кадастровым номером 37:15:000000:111, признано незаконным. В удовлетворении требования об обязании ответчика принять решение о заключении с Предприятием договора аренды вышеназванного земельного участка и совершить действия, предусмотренные пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ, отказано. С Управления Росимущества в пользу заявителя взысканы расходы на уплату государственной пошлины в сумме 2000 руб. Не согласившись с данным решением в части отказа в удовлетворении требований, ФГУП «Племенной завод «Светоч» обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, просит решение от 26.02.2010 изменить и удовлетворить требования заявителя в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы Предприятие указывает на то, что в соответствии с пунктами 1 и 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 (далее – Положение о Росимуществе) данное Агентство осуществляет деятельность по управлению федеральным имуществом как непосредственно, так и через свои территориальные органы. Суд правомерно признал территориальное управление государственным органом, в который направляются заявки относительно возможности приобретения прав на земельные участки, расположенные на территории Ивановской области. В связи с этим территориальное управление Росимущества обладает и правом на их предоставление, то есть является уполномоченным органом в смысле статьи 29 ЗК РФ. По мнению заявителя, содержание подпункта «е» пункта 4.8 Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 01.11.2008 № 374 (далее – Типовое положение), не может быть истолковано как норма, нейтрализующая требование пункта 6 статьи 36 ЗК РФ о сроках принятии решения. Данная норма не дает уполномоченному органу право не соблюдать указанные сроки в случае, если иной исполнительный орган государственной власти не дал ему соответствующее поручение. Кроме того, ФГУП «Племенной завод «Светоч» обращает внимание на то, что в нарушение части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд не разрешил вопрос о способе устранения имеющих место нарушениях прав и законных интересов Предприятия и не установил срок для совершения соответствующих действий. В отзыве на апелляционную жалобу Управление Росимущества считает доводы заявителя несостоятельными, полагает необходимым проверить законность и обоснованность всего решения суда от 26.02.2010 в полном объеме, поскольку вывод суда о незаконности бездействия ответчика не соответствует обстоятельствам дела, что является основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции и принятия по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований Предприятия в полном объеме. Управление Росимущества указывает на то, что в связи с отсутствием у него полномочий по принятию решения о предоставлении заявителю земельного участка в аренду, ответчик не мог совершить соответствующие действия. Поэтому несовершение им в рассматриваемом случае действий, предусмотренных пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ, не может являться незаконным. Кроме того, до обращения Предприятия в суд Управление Росимущества не бездействовало: установив, что принятие решения о передаче земельного участка в аренду не входит в его компетенцию, оно обратилось в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (письмо от 11.08.2009 № 11-2953). Также ответчик обращает внимание на то, что суд не проверил заявку ФГУП «Племенной завод «Светоч» на соответствие требованиям пункта 5 статьи 36 ЗК РФ и приказа Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 № 370. Управление Росимущества не усматривает каких-либо препятствий для реализации имущества Предприятия в ходе конкурсного производства без заключения договора аренды земельного участка, в том числе препятствий по оценке его имущества, на основании чего делает вывод о том, что права и законные интересы заявителя не нарушены. Лица, участвующие в деле, явку представителей в апелляционный суд не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Управление Росимущества ходатайствовало о рассмотрении дела без его участия. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей заявителя и ответчика. Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Согласно апелляционной жалобе решение суда первой инстанции от 26.02.2010 обжалуется ФГУП «Племенной завод «Светоч» только в части отказа в удовлетворении требования об обязании ответчика принять решение о заключении с Предприятием договора аренды вышеназванного земельного участка и совершить действия, предусмотренные пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ. Однако в отзыве на апелляционную жалобу Управление Росимущества просит проверить законность и обоснованность обжалуемого заявителем судебного акта в полном объеме. В связи с чем, руководствуясь частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 № 36 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции», апелляционный суд осуществляет проверку законности и обоснованности решения Арбитражного суда Ивановской области от 26.02.2010 в целом. Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением Арбитражного суда Ивановской области от 24.07.2006 по делу № А17-1342/06-1-Б ФГУП «Племенной завод «Светоч» было признано банкротом, в отношении Предприятия введена процедура конкурсного производства. 20.05.2009 ФГУП «Племенной завод «Светоч» с целью формирования конкурсной массы направило в Управление Росимущества заявку на передачу в аренду земельного участка площадью 56602707 кв.м. с кадастровым номером № 37:15:000000:111, расположенного по адресу: Ивановская область, Родниковский район, ГУППЗ «Светоч». Данный земельный участок был закреплен за Предприятием на праве бессрочного (постоянного) пользования постановлением главы администрации Родниковского района от 04.09.1992 № 297. Не получив от Управления Росимущества ответ на указанную заявку, Предприятие пришло к выводу о наличии бездействия, нарушающего положения пункта 2 статьи 3, пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 137-ФЗ), статей 20, 29, 36 ЗК РФ, пункта 4.1 Типового положения, и препятствующее формированию конкурсной массы, реализации имущественного комплекса должника и расчетам кредиторами. В связи с этим заявитель оспорил данное бездействие в арбитражный суд Принимая решение о частичном удовлетворении требований Предприятия, суд первой инстанции исходил из того, что ненаправление ответчиком в адрес ФГУП «Племенной завод «Светоч» извещения о результатах рассмотрения его заявки ни в срок, установленный пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ, ни в иное время до обращения в арбитражный суд, следует рассматривать в качестве неправоверного бездействия Управления Росимущества. Вместе с тем в соответствии с пунктом 4.8 Типового положения, пунктом 4.8 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области, утвержденного приказом Росимущества от 27.02.2009 № 49 (далее - Положение об Управлении Росимущества), ответчик предоставляет в установленном порядке земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, в аренду на основании поручения Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее – Федеральное агентство). Ответчик неоднократно направлял в указанное Агентство письма по вопросу о наделении его полномочиями на заключение с Предприятием договора аренды земельного участка. Полученный ответ от 07.12.2009 № ПП-10/31106 такие полномочия Управлению Росимущества не предоставил. Поэтому суд отказал в удовлетворении требования ФГУП «Племенной завод «Светоч» об обязании ответчика принять решение и совершить действия, предусмотренные пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ. Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, апелляционный суд считает, что решение Арбитражного суда Ивановской области от 26.02.2010 подлежит изменению по следующим основаниям. В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными действий государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемое действие не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц рассматриваются и арбитражными судами, и судами общей юрисдикции, что предопределяет единство критериев для определения понятия «бездействие». Согласно пункту 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). В силу пункта 2 статьи 3 Закона № 137-ФЗ юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 01.01.2010 в соответствии с правилами статьи 36 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент обращения Предприятия с заявкой). Пункт 5 статьи 36 ЗК РФ предусматривает, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 36 ЗК РФ). Согласно пункту 1 статьи 3.1 Закона № 137-ФЗ земельный участок, предоставленный ФГУП «Племенной завод «Светоч» в постоянное бессрочное пользование для ведения сельскохозяйственного производства (государственный акт ИВО-15 № 000041, л.д. 20 – 27), относится к федеральной собственности. Следовательно, полномочиями по распоряжению этим участком обладает Российская Федерация (статья 9 ЗК РФ). В соответствии с пунктом 1, 5.3, 5.37.4 Положения о Росимуществе Федеральное агентство является органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, осуществляет юридические действия по защите интересов Российской Федерации в случае предоставления Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.04.2010 по делу n А29-9803/2009. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|