Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.04.2010 по делу n А29-859/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

      ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

20 апреля 2010 года

Дело № А29-859/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2010 года.   

Полный текст постановления изготовлен 20 апреля 2010 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Лысовой Т.В.,  судей Караваевой А.В., Перминовой Г.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Буйских Э.Н.,

без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,

рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Аконит»

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 02.03.2010 по делу № А29-859/2010, принятое судом в составе судьи Шипиловой Э.В.,

по заявлению прокурора города Инты Республики Коми

к обществу с ограниченной ответственностью «Аконит»

о привлечении к административной ответственности,

установил:

 

прокурор города Инты Республики Коми (далее – заявитель, Прокурор) обратился в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Аконит» (далее – ответчик, Общество, ООО «Аконит») к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее  -  КоАП РФ).

Решением суда первой инстанции от 02.03.2010 данное требование удовлетворено. ООО «Аконит» привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 45000 рублей.

Не согласившись с вынесенным решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 02.03.2010 отменить. По мнению ответчика, вмененное ему административной правонарушение является малозначительным, поскольку нарушения, выявленные прокуратурой при проведении проверки, не имеют существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, никаких последствий не наступило. Кроме того, нарушения пунктов 3.16, 3.19 Отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения», утвержденного приказом Минздрава РФ от 04.03.2003 № 80 (далее – ОСТ), пункта 5.4 Инструкции по санитарному режиму аптечных организаций (аптек), утвержденной приказом Минздрава РФ от 21.10.1997 № 309 (далее – Инструкция по санитарному режиму), не относятся к нарушению требований статьи 32 Федерального закона от 22.06.1998 № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» (далее – Закон № 86-ФЗ) и потому не являются грубым нарушением лицензионных условий. Нарушение пункта 4.1.2 Инструкции  по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 13.11.1996 № 377 (далее – Инструкция по хранению), не имеет места, так как лекарственные препараты Нафтизин, Афлутоп, Фенезепам, Сенадексин находились во вторичной заводской упаковке. Также в силу статьи 4 Закона № 86-ФЗ лекарственные препараты к лекарственным средствам не относятся. Рецепты на лекарственные средства, входящие в минимальный ассортимент, обслуживаются в течение 5 рабочих дней с момента обращения больного в аптечное учреждение.

ООО «Аконит» обращает внимание на то, что в нарушение части 2 статьи 28.4 КоАП РФ Прокурором вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, а не постановление о возбуждении дела об административном правонарушении. В данном постановлении не указаны конкретное место его вынесения, время совершения административного правонарушения, отсутствует запись о разъяснении прав и обязанностей законному представителю Общества. Более того, директор ООО «Аконит» Тюхова Л.В. не была извещена Прокурором о месте и времени вынесения постановления. Присутствовавшая при его вынесении главный бухгалтер Екимова Г.А. законным представителем Общества не являлась, поскольку приказ от 02.12.2009 № 24-к не наделил ее такими правами. Также ответчик полагает, что акт проверки не может являться доказательством по настоящему делу, поскольку он составлен без участия понятых и директора ООО «Аконит», законному представителю Общества не вручен. Протокол осмотра помещений при проверке аптечного учреждения не составлялся.

В отзыве на апелляционную жалобу Прокурор считает решение суда от 02.03.2010 и обоснованным, просит оставить его без изменения, жалобу Общества – без удовлетворения. Указывает на отсутствие оснований для признания выявленных в ходе прокурорской проверки нарушений законодательства малозначительными, так как данные нарушения являются грубыми и многочисленными, способными нанести вред конституционным правам граждан, их жизни и здоровью. Возражения ответчика относительно существа выявленных нарушений не соответствуют действующему законодательству. Порядок производства по делу об административном правонарушении заявителем соблюден: в постановлении от 25.01.2010 указано место его вынесения – г. Инта; и.о. директора Екимовой Г.А. разъяснены процессуальные права и обязанности, что подтверждается ее росписями в названном постановлении и письменном объяснении; возложение обязанностей директора на период его отпуска на Екимову Г.А. свидетельствует о наличии у нее всех прав и обязанностей, которыми учредительные документы наделяют руководителя ООО «Аконит», в том числе права на представление интересов Общества в различных организациях. Основания для применения обеспечительных мер в виде осмотра помещений ответчика в рассматриваемом случае отсутствовали.    

Лица, участвующие в деле, явку представителя в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. ООО «Аконит» ходатайствовало о рассмотрении дела без его участия.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей заявителя и ответчика.

Законность решения Арбитражного суда Республики Коми от 02.03.2010  проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО «Аконит» имеет лицензию от 22.06.2006 серия ФС-2 № 014261 (рег.№ 99-02-010588) на осуществление фармацевтической деятельности. Срок действия лицензии до 22.06.2011. Согласно приложению № 3 к указанной лицензии в аптечном пункте по адресу: г. Инта, ул. Мира, 10, Общество может осуществлять розничную торговлю лекарственными средствами без права работы с сильнодействующими и ядовитыми веществами, согласно спискам ПККН.

20.01.2010 Прокуратурой г. Инты совместно со специалистами ММЛПУ «Интинская ЦГБ» в вышеназванном аптечном пункте проведена проверка соблюдения ООО «Аконит» действующего законодательства, регулирующего вопросы хранения и реализации лекарственных средств, изделий медицинского назначения. В ходе проверки выявлены нарушения пунктов 2.9, 3.16, 3.19, 5.6 ОСТа, пункта 5.4 Инструкции по санитарному режиму, пунктов 4.1.2, 4.5.2 Инструкции по хранению, пункта 8 статьи 32 Закона № 86-ФЗ, пункта 1.5 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2005 № 785 (далее – Порядок отпуска лекарственных средств), Приказа Минздравсоцразвития РФ от 29.04.2005 № 312. Данные нарушения зафиксированы в акте проверки.

Усмотрев в действиях Общества признаки административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, Прокурор 25.01.2010 в присутствии Екимовой Г.А., исполняющей обязанности директора ООО «Аконит» на основании приказа от  02.12.2009 № 24-к, вынес постановление о возбуждении производства об административном правонарушении и обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях ООО «Аконит» состава правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ. Нарушений при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не установлено. Административное наказание назначено с учетом степени тяжести совершенного административного правонарушения, его характера и обстоятельств, а также факта привлечения Общества к административной ответственности за аналогичное правонарушение.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта исходя из следующего.

Часть 4 статьи 14.1 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с подпунктом 47 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 128-ФЗ) фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.

При осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия, под которыми понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий (статья 2 Закона № 128-ФЗ).

Порядок лицензирования фармацевтической деятельности, а также лицензионные требования и условия осуществления данной деятельности определены в Положении о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 № 416 (далее – Положение о лицензировании).

В силу пункта 5 Положения о лицензировании под грубым нарушением лицензионных требований и условий понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами «а» - «д» пункта 4 настоящего Положения.

Согласно подпункту «в» пункта 4 Положения лицензиат, осуществляющий розничную торговлю лекарственными средствами, обязан соблюдать требования статьи 32 Закона № 86-ФЗ и правил продажи лекарственных средств, утверждаемых в соответствии со статьей 26 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Пункт 4 статьи 32 Закона № 86-ФЗ устанавливает, что правила и порядок отпуска лекарственных средств определяются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств.

Приказом Минздрава РФ от 04.03.2003 № 80 утвержден Отраслевой стандарт «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения».

В силу пункта 2.9 ОСТа в аптечной организации в удобных для ознакомления местах торгового зала должны быть размещены, в частности,  информация о группах населения, имеющих право на бесплатное и льготное обеспечение и внеочередное обслуживание, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, утвержденный в установленном порядке. Однако в торговом зале аптечного пункта ООО «Аконит» отсутствовала полная информация о группах населения, имеющих  право на внеочередное обслуживание (инвалиды 1 и 2 группы, не имеющие отношение к Великой Отечественной войне), и перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача (страницы 1 - 2 акта проверки - л.д. 16 - 17).

Также в нарушение пунктов 3.16 и 3.19 ОСТа, пункта 5.4 Инструкции по санитарному режиму, аптечный пункт по адресу: г. Инта, ул. Мира, 10, не имеет шкафов для хранения верхней и санитарной одежды, в нем отсутствует специальное помещение (шкаф) для хранения моющих и дезинфицирующих средств, инвентаря и материалов, применяемых при уборке помещений и обработке оборудования (страница 2 акта проверки – л.д. 17).

Доводы апелляционной жалобы о том, что эти нарушения не являются грубыми нарушениями лицензионных условий, отклоняются, поскольку ОСТ утвержден Минздравом РФ в порядке реализации пункта 4 статьи 32 Закона № 86-ФЗ, а требование о наличии у лицензиата помещений и оборудования, соответствующих установленным к ним требованиям, в том числе в части обеспечения санитарного режима, включено в подпункт «а» пункта 4 Положения о лицензировании, нарушение которого является грубым нарушением лицензионных условий. Действие ОСТа и Инструкции по санитарному режиму распространяется на все аптечные организации, к которым относятся и  аптечные пункты. 

В соответствии с пунктом 4.1.2 Инструкции по хранению лекарственные средства, требующие  защиты от действия света, следует хранить в таре из светозащитных материалов, в темном помещении или шкафах, окрашенных внутри черной краской с плотно  пригнанными дверцами  или плотно сбитых ящиков  с плотно пригнанной крышкой. Между тем Обществом данное требование было выполнено не в полном объеме: лекарственные препараты Нафтизин, Афлутоп, Феназепам, Сенадексин хранились во вторичной заводской упаковке на открытых стеллажах на свету (страницы 4 – 8 акта проверки – л.д. 19 - 23).

Изложенный в апелляционной жалобе вывод ООО «Аконит» о том, что лекарственные препараты не относятся к лекарственным средствам, основан на неверном толковании норм статьи 4 Закона № 86-ФЗ, поскольку из ее буквального содержания следует, что понятие «лекарственные препараты» является частью понятия «лекарственные средства». Наличие вторичной заводской упаковки не освобождает аптечную организацию от обязанности хранить соответствующие лекарственные средства в темном помещении или закрытом шкафу.

Пункт 5.6 ОСТа устанавливает специальные требования к хранению лекарственных препаратов (лекарственных средств) списков «А» и «Б». В нарушение данных требований у Общества  в проверенном аптечном пункте не имелось запирающихся деревянных шкафов для  хранения препаратов списка «Б», а также отсутствовали перечни суточных и разовых доз препаратов списка «Б». Лекарственные препараты, относящиеся к списку «Б» (сироп для детей «Орвирем» 100 мл, таблетки «Ацикловир» 20 мл № 20), хранились на открытых стеллажах совместно с лекарственными препаратами общего списка (драже «Сонапакс» 10 мг № 20, «Аминазин» 100 мг № 10, «Эглонил» 50 мг № 30, «Феназепам» 1мг № 50 и др.) либо в картонных лотках на

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.04.2010 по делу n А28-13463/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также