Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2010 по делу n А09-12608/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

web: www.20aas.arbitr.ru;

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Тула

05 мая 2010 года.

                                 Дело №А09-12608/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2010 года.

Постановление изготовлено в полном объеме   05 мая 2010 года.

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Стахановой В.Н.,

судей                                 Полынкиной Н.А., Тучковой О.Г.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Стахановой В.Н.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 20АП-1731/2010) Управления Федеральной регистрационной службы по Брянской области

на решение Арбитражного суда Брянской области

от 11.03.2010 по делу №А09-12608/2009  (судья Копыт Ю.Д.), принятое

по заявлению Управления лесами Брянской области, государственного учреждения «Дятьковское лесничество»

к Управлению Федеральной регистрационной службы по Брянской области,

третье лицо: общество с ограниченной ответственностью «Лесные промыслы»,

о признании незаконными действий Дятьковского отдела Управления Федеральной регистрационной службы по Брянской области,

при участии в судебном заседании представителей: 

от заявителей: Управления лесами Брянской области – Пафнутьев О.Б., главный специалист отдела правовой и кадровой работы, доверенность от 02.02.2009 №24;

государственного учреждения «Дятьковское лесничество» - Знаменкин Н.В., доверенность от 25.01.2010 №2;

от ответчика: Управления Федеральной регистрационной службы по Брянской области – не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;

от третьего лица: общества с ограниченной ответственностью «Лесные промыслы» - Одинцов О.В., адвокат, доверенность от 28.04.2010,

                                                     установил:

 

Управление лесами Брянской области (далее - Управление), государственное учреждение «Дятьковское лесничество» (далее – ГУ «Дятьковское лесничество») обратились в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Брянской области (далее - УФРС по Брянской области) о признании незаконными действий, выразившихся во внесении в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи от 21.09.2009 №32-32-03/008/2009-700 о государственной регистрации соглашения от 31.08.2009 «о внесении изменений в договор аренды лесного участка ГУ «Дятьковское лесничество» Дятьковского участкового лесничества в границах бывшего Знебергского лесничества от 07.08.2008»,  и обязании УФРС по Брянской области  устранить допущенные нарушения путем исключения (погашения) из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи от 21.09.2009 №32-32-03/008/2009-700 о государственной регистрации соглашения от 31.08.2009 «о внесении изменений в договор аренды лесного участка ГУ «Дятьковское лесничество» Дятьковского участкового лесничества в границах бывшего Знебергского лесничества от 07.08.2008» (с учетом уточнения заявленных требований).

Решением Арбитражного суда Брянской области от 11.03.2010 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с принятым решением, УФРС по Брянской области  обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение норм материального  и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела.

Представитель УФРС по Брянской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, что подтверждается уведомлением, имеющимся в материалах дела, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Руководствуясь ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд апелляционной инстанции  пришел к выводу, что неявка представителя УФРС по Брянской области не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.

Суд апелляционной инстанции, выслушав пояснения представителей Управления, ГУ «Дятьковское лесничество», общества с ограниченной ответственностью «Лесные промыслы» (далее – ООО «Лесные промыслы»), изучив доводы жалобы и отзыва на нее, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, 07.08.2008 между ГУ «Дятьковское лесничество» (арендодатель) и ООО «Лесные промыслы» (арендатор) заключен договор аренды лесного участка ГУ «Дятьковское лесничество» Дятьковского участкового лесничества в границах бывшего Знеберского лесничества.

31.08.2009 между ГУ «Дятьковское лесничество» и ООО «Лесные промыслы» по согласованию с Управлением заключено соглашение «о внесении изменений в договор аренды лесного участка ГУ «Дятьковское лесничество» Дятьковского участкового лесничества в границах бывшего Знеберского лесничества от 07.08.2008».

Из содержания названного соглашения усматривается, что оно заключается во исполнение решения Арбитражного суда Брянской области от 17.04.2009 по делу №А09-14933/2008, а также в соответствии с мировым соглашением от 30.07.2009.

По заявлению ООО «Лесные промыслы» соглашение о внесении изменений в договор зарегистрировано Дятьковским отделом УФРС по Брянской области  21.09.2009  в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним под номером 32-32-03/008/2009-700.

Полагая, что действия УФРС по Брянской области, выразившиеся во внесении в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи от 21.09.2009 №32-32-03/008/2009-700 о государственной регистрации соглашения от 31.08.2009 «о внесении изменений в договор аренды лесного участка ГУ «Дятьковское лесничество» Дятьковского участкового лесничества в границах бывшего Знебергского лесничества от 07.08.2008» являются незаконными, Управление и ГУ «Дятьковское лесничество» обратились в суд с настоящим заявлением.

Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

Согласно ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражные суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, если полагают, что оспариваемый акт, решение, действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с п. 4 ст. 200 АПК РФ  при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд должен установить, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из содержания указанных норм следует, что основанием для признания решения государственного органа незаконным является одновременное наличие двух условий: несоответствие обжалуемого решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.

В соответствии со  статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон №122-ФЗ) государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

В силу части 1 статьи 17 Закона №122-ФЗ основаниями для государственной регистрации прав, в частности,  являются  вступившие в законную силу судебные акты.

В статье 18 Закона №122-ФЗ закреплено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, ограничение прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав, должны содержать описание недвижимого имущества и вид регистрируемого права.

При этом  ч. 1 ст. 13 Закона №122-ФЗ предусмотрено, что регистрирующий орган проводит правовую экспертизу  представленных документов.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 31.08.2009 между ГУ «Дятьковское лесничество» и ООО «Лесные промыслы» по согласованию с Управлением заключено соглашение «о внесении изменений в договор аренды лесного участка ГУ «Дятьковское лесничество» Дятьковского участкового лесничества в границах бывшего Знеберского лесничества от 07.08.2008».

Из содержания названного соглашения усматривается, что оно заключается во исполнение решения Арбитражного суда Брянской области от 17.04.2009 по делу №А09-14933/2008, а также в соответствии с мировым соглашением от 30.06.2009.

Между тем решение суда от 17.04.2009 по делу №А09-14933/2008 на момент государственной регистрации указанного соглашения (21.09.2009) не вступило в законную силу, поскольку было обжаловано Управлением в Двадцатый арбитражный апелляционный суд.

В силу ч.4 ст. 139, ст. 141 АПК РФ мировое соглашение утверждается арбитражным судом, в производстве которого находится дело.

Из пункта З мирового соглашения от 30.07.2009 усматривается, что оно вступает в силу после его утверждения Двадцатым арбитражным апелляционным судом (см л.д. 17).

Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2009 по делу №А09-14933/2008, вступившим в законную силу со дня его принятия, решение Арбитражного суда Брянской области от 17.04.2009 отменено,  в удовлетворении исковых требований ООО «Лесные промыслы» отказано.

При этом в указанном постановлении суд апелляционной инстанции отказал в утверждении мирового соглашения, ссылаясь на то, что его условия противоречат нормам ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации.

Указанный судебный акт постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 02.02.2010 оставлен без изменения.

Поскольку на момент государственной регистрации соглашения (21.09.2009) решение Арбитражного суда Брянской области     от    17.04.2009   по   делу №А09-14933/2008 не вступило в законную силу, а УФРС по Брянской области в рамках проведения правовой экспертизы представленных документов  указанное обстоятельство не выясняло, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что действия регистрирующего органа по осуществлению государственной регистрации соглашения от 31.08.2009 противоречат   нормам ст. ст. 13, 17, 18 Закона №122-ФЗ.

Кроме того, судом первой инстанции обоснованно отмечено, что  вопрос о вступлении в законную силу решения Арбитражного суда Брянской области от 17.04.2009 по делу №А09-14933/2008 является в рассматриваемом случае приоритетным.

При возникновении сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений государственная регистрация прав приостанавливается на основании п.1 ст. 19 Закона №122-Ф3.

В соответствии с п. 1.1. Положения об управлении лесами Брянской области, утвержденного постановлением администрации Брянской области от 29.12.2006 №842, Управление лесами Брянской области является органом исполнительной власти Брянской области по осуществлению полномочий, возложенных в соответствии с законодательством на исполнительные органы субъектов Российской Федерации в области лесных отношений.

Управление в силу ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации , п.п. 3.2., 3.2.2, 3.2.4 указанного выше Положения осуществляет отдельные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, в частности:

- предоставляет в пределах земель лесного фонда лесные участки в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключает договоры купли-продажи лесных насаждений, в том числе организует и проводит соответствующие аукционы;

- организует использование лесов, их охрану (в частности, тушение лесных пожаров), защиту (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводство на землях лесного фонда и обеспечивает охрану, защиту, воспроизводство лесов на указанных землях.

Согласно п. 1.3 Положения Управление осуществляет возложенные на него полномочия непосредственно или через государственные учреждения, подведомственные управлению, в частности, через государственное учреждение «Дятьковское лесничество».

Учитывая изложенное, суд первой инстанции  пришел к правильному выводу о том, что действия по государственной регистрации соглашения от 31.08.2009 нарушают права и законные интересы заявителей в сфере лесных отношений, а именно: нарушают право на предоставление указанного в соглашении лесного участка в пользование, проведение соответствующего аукциона, право на организацию использования лесов согласно нормам действующего законодательства и незаконно возлагают на заявителей обязанности по предоставлению дополнительного лесного участка без проведения аукциона.

При таких обстоятельствах  суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования заявителей, признав незаконными действия УФРС по Брянской области, выразившиеся во внесении в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи от 21.09.2009 №32-32-03/008/2009-700 о государственной регистрации соглашения от 31.08.2009 «о внесении изменений в договор аренды лесного участка ГУ «Дятьковское лесничество» Дятьковского участкового лесничества в границах бывшего Знебергского лесничества от 07.08.2008», и обязал УФРС по Брянской области устранить допущенные нарушения путем исключения (погашения) из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи от 21.09.2009 №32-32-03/008/2009-700 о государственной регистрации соглашения от 31.08.2009 «о внесении изменений в договор аренды лесного участка ГУ «Дятьковское лесничество» Дятьковского участкового лесничества в границах бывшего Знебергского лесничества от 07.08.2009».

Довод жалобы о том, что судом первой инстанции не учтено то обстоятельство, что ГУ «Дятьковское

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2010 по делу n А68-10379/2009. Изменить решение  »
Читайте также