Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2010 по делу n А62-7788/2009. Изменить решение

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

300041,  г. Тула,  ул. Староникитская, д.1

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула

23 апреля 2010 года

 Дело № А62-7788/2009  

Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2010 года

Постановление в полном объеме изготовлено  23 апреля  2010 года

Двадцатый арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего  судьи          Капустиной Л.А.,    

судей                                                      Заикиной Н.В., Каструба М.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Голубевой А.К., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 20АП-1354/2010) Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области на решение  Арбитражного суда Смоленской области от 25 января 2010 года по делу №А62-7788/2009 (судья Воронова В.В.), принятое по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «БВС-групп», г.Смоленск, к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области об урегулировании разногласий при заключении договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: город Смоленск, улица Шейна, д.20, площадью 274 кв.м.,

         при участии в судебном заседании:

от истца: Курзинера Е.Э., представителя, доверенность  от 21.09.2009;

от ответчика: не явился, извещен судом надлежащим образом,

установил:

            общество с ограниченной ответственностью «БВС-групп» (далее – ООО «БВС-групп»), г.Смоленск, обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с исковым заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора купли-продажи земельного участка, кадастровый номер 67:27:0030507:3, общей площадью 274 кв.м, расположенного по адресу: г.Смоленск, ул.Шейна, 20,  в части пункта 2.2 и просил изложить указанный пункт в следующей редакции: «В соответствии с Областным законом №36-З от 05.04.2002 цена участка составляет трехкратный размер ставки земельного налога за земельный участок.

       В соответствии с п.9 Положения о земельном налоге на территории г.Смоленска, утвержденного решением  Смоленского городского Совета от 28.10.2005 №147 в отношении  земельных участков, на которых  размещены здания, строения и сооружения материально-технического, продовольственного снабжения сбыта и заготовок установлена ставка земельного налога в размере 0,18% кадастровой стоимости земельного участка.

      Согласно разрешенному использованию земельного участка, он предоставлен под встроенно-пристроенный магазин, который является сооружением   материально-технического, продовольственного снабжения сбыта и заготовок.

     Согласно кадастрового паспорта участка его кадастровая стоимость составляет 1 696 695 руб. 68 коп.

      Цена земельного участка по настоящему договору составляет 9 162 руб. 16 коп.» (т.1, л.д.4-10).

         Решением Арбитражного суда Смоленской области  от 25.01.2010 года (судья Воронова В.В.)  исковые требования удовлетворены: пункт 2.2 спорного договора купли-продажи изложен в редакции: «Цена участка составляет 9 162 руб. 16 коп. (девять тысяч сто шестьдесят два рубля 16 коп.)» (т.1, л.д.88-92).

         Принимая судебный акт, первая инстанция исходила из того, что на выкупаемом земельном участке расположен магазин, который относится к объекту   материально-технического, продовольственного снабжения сбыта и заготовок, и для него решением Смоленского городского Совета от 28.10.2005 №147 установлена налоговая ставка в размере 0,18% от кадастровой стоимости.

Не согласившись с судебным актом первой инстанции, Департамент  имущественных и земельных отношений Смоленской области обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения,  просит его отменить и принять новый судебный акт (т.1, л.д.97-100).

В обоснование своих доводов заявитель ссылается на то, что на спорном земельном участке расположено нежилое помещение, используемое под магазин розничной торговли, и  при расчете выкупной стоимости для него должна применяться налоговая ставка, равная 1,5% кадастровой стоимости. Считает, что занимаемое магазином помещение не может быть отнесено к  объектам материально-технического, продовольственного снабжения сбыта и заготовок. Обращает внимание на письмо председателя Смоленского городского Совета от 03.12.2009 №И-2181 о недопустимости расширительного толкования решения Смоленского городского Совета от 28.10.2005 №147.

Истец представил письменные возражения на доводы апелляционной жалобы, изложенные в отзыве. Ссылается на грамматическое толкование  решения Смоленского городского Совета от 28.10.2005 №147. Считает необоснованным применение к спорным правоотношениям понятия «магазин», содержащегося в статье 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации, отмечая, что данная норма  используется исключительно для целей главы 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации. Указывает на отсутствие необходимости принимать во внимание   письмо председателя Смоленского городского Совета от 03.12.2009 №И-2181, заявляя о том, что последний не наделен полномочиями по толкованию нормативно-правовых актов. Полагая законным и обоснованным принятый судебный акт, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании второй инстанции представитель истца поддержал свою позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.

Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, завив письменное ходатайство о проведении судебного разбирательства в его отсутствие.

С учетом мнения представителя истца указанное ходатайство удовлетворено судебной коллегией на основании статей 41, 159, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Жалоба рассмотрена в отсутствие неявившейся стороны в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Законность и обоснованность судебного акта  проверены в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее,  выслушав представителя истца,  суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения решения Арбитражного суда Смоленской области.

  Из материалов дела усматривается, что истец является собственником встроенно-пристроенного магазина,  общей площадью 208 кв.м, расположенного по адресу: г.Смоленск, ул.Шейна, 20. Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о государственной регистрации  права от 13.10.2008, выданного Управлением Федеральной регистрационной службы на основании  договора купли-продажи от 08.09.2008, заключенного между ОАО «Смоленскоблгражданстрой» и ООО «БВС-групп» (т.1, л.д.14, 23).

  07.07.2009 истец, руководствуясь статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, обратился  к ответчику с заявлением  о предоставлении в собственность земельного участка, на котором расположен принадлежащий ему магазин (т.1, л.д.28).

Приказом Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области №1191 от 15.07.2009  ООО «БВС-групп» из земель, отнесенных к категории земель населенных пунктов, было решено предоставить в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером 67:27:0030507:3 площадью 274 кв.м, расположенный по адресу: г.Смоленск, ул.Шейна, 20, под встроенно-пристроенным магазином (т.1, л.д.39).

16.07.2009 ответчиком был составлен проект договора купли-продажи земельного участка, согласно пункту 2.2 которого цена земельного участка была определена в сумме 76 351 руб. 31 коп.  (т.1, л.д.40). При расчете выкупной стоимости ответчиком была применена налоговая ставка в размере 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка, установленная для категории «прочие объекты» решением  Смоленского городского Совета от 28.10.2005 №147 (т.1, л.д.43).

Полагая, что принадлежащий истцу объект недвижимости должен быть отнесен к категории объектов материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, для которых решением Смоленского городского Совета от 28.10.2005 №147 установлена налоговая ставка в размере 0,18% от кадастровой стоимости, ООО «БВС-групп» направило в адрес Департамента протокол разногласий по пункту 2.2 договора купли-продажи земельного участка (т.1, л.д.44-46).

В связи с неурегулированностью сторонами разногласий по указанному пункту в добровольном порядке, ООО  «БВС-групп» обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об их обоснованности.

Судебная коллегия апелляционной инстанции не может признать принятое решение законным в силу следующего.

Редакцией статьи 2 Федерального закона №137-ФЗ от 25.10.2001 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», действовавшей в период возникновения спорных отношений, предусматривалось, что до 1 января 2010 года в соответствии с пунктом 1 Закона осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности определенной категории субъектов, к числу которых были отнесены:

коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения;

коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений;

граждане и некоммерческие организации, являющиеся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.

При этом пунктом 2 статьи 2 Федерального закона №137-ФЗ от 25.10.2001 устанавливалось, что лица, не указанные в пункте 1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения:

свыше 3 миллионов человек - в размере от пяти- до тридцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;

от 500 тысяч до 3 миллионов человек - в размере от пяти- до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;

до 500 тысяч человек, а также за пределами границ населенных пунктов в размере от трех- до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.

До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется минимальный для соответствующей местности размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.

В пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №11 «О некоторых  вопросах, связанных с применением земельного законодательства»  разъяснено, что, определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.

Поэтому, если на момент заключения договора купли-продажи земельного участка субъектом Российской Федерации конкретная цена земельного участка согласно статье 2 Закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации не определена, подлежит применению соответствующая минимальная ставка земельного налога.

Областным законом Смоленской области №36-з от 05.04.2002 «Об установлении  цены земли на территории Смоленской области», действовавшим на момент подачи заявления о выкупе,  цена выкупа земельных участков устанавливалась в поселениях с численностью населения до 500 тысяч человек, а также за пределами черты поселений в размере трехкратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка (на начало текущего календарного года).

В силу статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации право установления налоговых ставок отнесено к компетенции представительных органов муниципальных образований.

В статье 9 Положения  о земельном налоге на территории г.Смоленска, утвержденного решением Смоленского городского Совета от 28.10.2005 №147, установлены налоговые ставки в отношении земельных участков. Так, для земельных участков, на которых размещены здания, строения и сооружения материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, предусмотрена налоговая ставка в размере 0,18% от кадастровой стоимости земельного участка; для земельных участков, специально не поименованных в Положении (прочих земельных участков) установлена налоговая ставка в размере 1,5% от кадастровой стоимости.

На спорном земельном участке расположено принадлежащее истцу встроенно-пристроенное помещение магазина. Согласно пояснениям, представителя истца, данным в суде апелляционной инстанции, магазин осуществляет розничную торговлю.

Приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 №П/0152 «Об утверждении технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов» установлен типовой перечень видов разрешенного использования земельных участков.

В пункте 5 указанного перечня в качестве  вида разрешенного использования указаны земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, с указанием в составе вида разрешенного использования  земельных участков для размещения объектов оптовой и розничной торговли.

В пункте 9 перечня в качестве  вида разрешенного использования указаны земельные участки, предназначенные для размещения

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2010 по делу n  А23-5923/09А-9-285. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также