Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2010 по делу n А09-7756/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворенияДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 300041, г. Тула, ул. Староникитская, д.1 ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Тула 16 марта 2010 года Дело № А09-7756/2009 Дата объявления резолютивной части постановления - 09 марта 2010 года Дата изготовления полного текста постановления - 16 марта 2010 года Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего - Заикиной Н.В., судей - Дайнеко М.М., Сентюриной И.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Позиловой И.В., при участии в заседании: от истца: Маслова Д.А. – представителя по доверенности №1/06-1955 от 29.12.2009, от МУП «Комплекс»: Зубрик В.А. - представителя по доверенности №355 от 23.09.2009, от ООО «Фрегат-Центр»: Каверина И.А. - представителя по доверенности от 07.09.2009, от Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации: Маслова Д.А. – представителя по доверенности №29/04-12 от 11.01.2010, иные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального образования «город Брянск» в лице Брянской городской администрации на решение Арбитражного суда Брянской области от 25 ноября 2009 года по делу № А09-7756/2009 (судья Данилина О.В.),
установил: Муниципальное образование «город Брянск» в лице Брянской городской администрации (далее по тексту - МО «город Брянск» в лице Брянской городской администрации), г. Брянск, обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к муниципальному унитарному предприятию «Комплекс» (далее по тексту - МУП «Комплекс»), г. Брянск, и обществу с ограниченной ответственностью «Фрегат - Центр» (далее по тексту - ООО «Фрегат - Центр»), г. Брянск, о признании недействительными договора аренды от 17.01.2008г. № 3 и записи регистрации права аренды № 32-32-01/011/2008-104 от 16.04.2008, а также об обязании возвратить полученное по недействительной сделке нежилое помещение общей площадью 834,7 кв. м, расположенное по адресу: 241011, г. Брянск, ул. Красноармейская, д. 76. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по управлению собственностью города Брянска, г. Брянск, и Управление Федеральной регистрационной службы по Брянской области (далее по тексту - УФРС по Брянской области), г. Брянск. Определением Арбитражного суда Брянской области от 06.11.2009 по настоящему делу произведена замена третьего лица - Комитета по управлению собственностью города Брянска, г. Брянск - его правопреемником - Управлением имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации, г. Брянск. Решением Арбитражного суда Брянской области от 25.11.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано. Не согласившись с указанным решением суда, Муниципальное образование «город Брянск» в лице Брянской городской администрации обратилась в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит его отменить. Заявитель считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным. Указывает, что при вынесении решения суд первой инстанции не полностью выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела. По мнению заявителя, суд первой инстанции не применил статьи закона, подлежащие применению, чем нарушил нормы материального и процессуального права. Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Брянской области от 25.11.2009 проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения арбитражного суда первой инстанции. Как следует из материалов дела, объект недвижимости: здание бывшей казармы №3 общей площадью 871,3 кв.м с кадастровым (условным) номером 32:28:3:0:2:76:АЗ:0, расположенное по адресу: Брянская область, г. Брянск, Советский район, ул. Красноармейская, д. 76, находится в собственности города Брянска. На основании договора о порядке использования муниципального имущества от 10.08.1999 № 19С/99, дополнительного соглашения к нему от 20.11.2007 № 44С/200 и постановления администрации г. Брянска от 14.01.2000 № 52 и приложения к нему указанный выше объект недвижимости был закреплен за МУП «Комплекс» Советского района города Брянска на праве хозяйственного ведения, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 03.10.2001 сделана запись регистрации № 32-1/28-44/2001-380. Данные обстоятельства подтверждаются впиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 08.07.2009 №01/031/2009-371. 17 января 2008 года между МУП «Комплекс» (арендодателем) и ООО «Фрегат - Центр» (арендатором) был заключен договор аренды административно -производственных помещений № 3. По условиям заключенного договора арендодатель предоставил, а арендатор принял во временное пользование на правах аренды встроенное нежилое помещение общей площадью 834,7 кв. м, расположенное в здании бывшей казармы № 3 в/ч 6703 общей площадью 871,3 кв. м по адресу: Брянская область, г. Брянск, Советский район, ул. Красноармейская, д. 76, для организации торговли товарами продовольственной группы и их хранения (п. 1.1 договора). Срок договора аренды был установлен сторонами на период времени с 17.01.2008 по 31.12.2022. (п. 1.2 договора). Во исполнение условий договора аренды № 3 от 17.01.2008 указанное нежилое помещение было передано арендатору по акту приема-передачи от 17.01.2008. Помещение принято арендатором без возражений по поводу его технического состояния. 16.04.2008 года договор аренды административно - производственных помещений № 3 от 17.01.2008 прошел государственную регистрацию, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись регистрации права аренды за № 32-32-01/011/2008-104. Полагая, что договор аренды административно - производственных помещений № 3 от 17.01.2008 недействителен в силу его ничтожности, поскольку заключен с нарушением требований действующего законодательства, истец обратился в арбитражный суд с иском о признании договора недействительным на основании ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, как сделки, не соответствующей требованиям закона, и применении последствий ее недействительности в виде признания записи регистрации права аренды № 32-32-01/011/2008-104 от 16.04.2008 недействительной и обязании возвратить полученное по недействительной сделке нежилое помещение общей площадью 834,7 кв.м, расположенное по адресу: 241011, г. Брянск, ул. Красноармейская, д. 76. Вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения искового требования суд апелляционной инстанции считает законным и обоснованным в силу следующего. В соответствии с пунктом 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Согласно ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации право владения, пользования и распоряжения своим имуществом принадлежит собственнику. Как следует из материалов дела, в рассматриваемом случае объект недвижимости: здание бывшей казармы № 3 общей площадью 9543 кв. м с кадастровым номером 32:28:3:0:2:76:A3:0, расположенный по адресу: Брянская область, г. Брянск, Советский район, ул. Красноармейская, д. 76, находится в собственности Муниципального образования «город Брянск». От имени муниципального образования права собственника имущества осуществляют органы местного самоуправления в рамках компетенции, установленной актами, определяющими их статус. Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что функции по управлению спорным объектом недвижимости возложены на Брянскую городскую администрацию. Постановлением Брянской городской администрации от 18.12.2007 N 2800-п «О заключении договоров аренды муниципального имущества, находящегося в хозяйственном ведении муниципальных унитарных предприятий города Брянска, и учете доходов от его использования» в соответствии со ст. 295 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (в редакции изменений и дополнений), ст. 18 Федерального закона Российской Федерации от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (в редакции изменений и дополнений) и положением «О порядке и условиях сдачи в аренду муниципального нежилого фонда города Брянска», принятым постановлением Брянского городского Совета народных депутатов от 25.08.2005 N 133-п, установлено, что муниципальным унитарным предприятиям города Брянска с 01 января 2008 года разрешено заключать договоры аренды нежилых помещений, находящихся в их хозяйственном ведении (на балансе), в соответствии с нормами, предусмотренными Положением «О порядке и условиях сдачи в аренду муниципального нежилого фонда города Брянска», принятым постановлением Брянского городского Совета народных депутатов, и Методикой определения размеров арендной платы за использование нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности г. Брянска, утвержденной постановлением Брянской городской администрации. Основные принципы, порядок и единые на территории города Брянска правила учета и передачи в аренду объектов муниципального нежилого фонда (зданий и сооружений, встроенно-пристроенных нежилых помещений) города Брянска, обязательные для исполнения всеми расположенными на территории города предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами и должностными лицами местного самоуправления и гражданами, на дату заключения оспариваемого договора аренды были отражены в Положении «О порядке и условиях сдачи в аренду муниципального нежилого фонда города Брянска», принятом постановлением Брянского Совета народных депутатов от 25.08.2005 N 133-п. Согласно п. 1.2 названного Положения арендодателем объектов муниципального нежилого фонда города Брянска является муниципальное унитарное предприятие, в хозяйственном ведении которого находится передаваемый в пользование на правах аренды объект. Арендодателем объектов, закрепленных на праве оперативного управления за муниципальным бюджетным учреждением, уставом которого не предусмотрена сдача в аренду закрепленного на праве оперативного управления недвижимого имущества, а также объектов, составляющих муниципальную казну, является комитет по управлению собственностью города Брянска. Учитывая вышеизложенное, спорный объект недвижимости закреплен за МУП «Комплекс» на праве хозяйственного ведения. Данные обстоятельства находят подтверждение в материалах дела и не оспорены сторонами. В силу ст. 608 Гражданского кодекса Российской Федерации право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду. Вместе с тем, право аренды, как право пользоваться имуществом, являющимся объектом аренды, всегда сопровождается определенными обязанностями в силу самого факта пользования. Эти обязанности вытекают из закона или договора и касаются порядка и условий пользования имуществом, его содержания, а также возврата после прекращения аренды. Пункт 2 статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает специальные правила распоряжения государственными и муниципальными унитарными предприятиями принадлежащим им на праве хозяйственного ведения недвижимым имуществом. Согласно названной норме права предприятия не вправе распоряжаться принадлежащим им на праве хозяйственного ведения недвижимым имуществом, в том числе продавать, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Аналогичная по смыслу норма содержится в статье 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Указанное ограничительное правило введено в интересах надежности имущественного оборота и устойчивости совершаемых сделок и направлено на защиту прав собственника имущества, заинтересованного в надлежащем использовании предприятиями переданного им на праве хозяйственного ведения объектов недвижимости, сдаваемых в последующем в аренду. Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» также не предусмотрены иные, чем в названной статье Гражданского кодекса РФ, условия передачи государственными и муниципальными унитарными предприятиями принадлежащего им на праве хозяйственного ведения недвижимого имущества. Из изложенного следует, что МУП «Комплекс», являясь балансодержателем муниципального имущества, должно было лично пользоваться закрепленным за ним на праве хозяйственного ведения имуществом и предоставлять его в аренду исключительно с согласия собственника, то есть при одобрении сделки Брянской городской администрацией. Согласие арендодателя могло быть выражено в различных формах и содержаться в условиях договора или в специальном письменном разрешении. Порядок передачи в аренду государственными и муниципальными унитарными предприятиями объектов муниципального нежилого фонда города Брянска, находящихся в хозяйственном ведении, предусмотрен в Положении «О порядке и условиях сдачи в аренду муниципального нежилого фонда города Брянска», действовавшем на дату заключения оспариваемого договора аренды и принятом постановлением Брянского Совета народных депутатов от 25.08.2005 N 133-п. В силу п. 3.1 названного положения заявка на получение права аренды объекта (далее по тексту раздела - заявка) оформляется арендатором по установленной форме и представляется арендодателю объекта с обязательным приложением установленных настоящим Положением документов. В соответствии с п. 3.3 Положения заявка направляется арендодателю, Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2010 по делу n А23-4614/09Г-2-251. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|