Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2009 по делу n А09-2980/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворенияДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 300041, г. Тула, ул. Староникитская, д.1 ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Тула 28 ноября 2009 года Дело № А09-2980/2009
Резолютивная часть постановления оглашена 30 сентября 2009 года. Постановление изготовлено в полном объеме 28 ноября 2009 года. Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Тиминской О.А., судей Игнашиной Г.Д., Тимашковой Е.Н., по докладу судьи Тиминской О.А., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации г. Клинцы Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 28.07.2009 по делу № А09-2980/20099 (судья Мишакин В.А.), принятое по заявлению Администрации г. Клинцы Брянской области к Управлению Федеральной регистрационной службы по Брянской области 3-и лица: Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Брянской области, Управление имущественных отношений Брянской о признании незаконным действий при участии в заседании от заявителя: не явился от ответчика: не явился от третьих лиц: не явились
установил:
Администрация города Клинцы Брянской области (далее - Администрация) обратилась в арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании незаконными действий государственного регистратора Клинцовского отдела Управления Федеральной регистрационной службы по Брянской области Капелюш С.А., выразившихся в отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности городского округа г. Клинцы на земельный участок площадью 7771 квадратных метров с кадастровым номером 32:30:010204:40, расположенный по адресу: Брянская область, г. Клинцы, ул. Д. Бедного (район военкомата), в границах которого расположен пруд и изложенного в сообщении государственного регистратора Клинцовского отдела УФРС по Брянской области Капелюш С.А. от 19.02.2009г. № 05/017/2008-501, незаконными, а также об обязании государственного регистратора Клинцовского отдела УФРС по Брянской области С.А. Капелюш устранить указанное нарушение прав муниципального образования «городской округ города Клинцы» путем внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о праве собственности муниципального образования «городской округ город Клинцы» на спорный земельный участок, в границах которого расположен пруд (с учетом уточнений требований). Определением суда первой инстанции от 02.06.2009г. по настоящему делу была произведена замена ненадлежащего ответчика - государственного регистратора Клинцовского отдела Управления федеральной регистрационной службы Капелюш С.А. на Управление Федеральной Регистрационной службы по Брянской области (далее - УФРС). Решением суда от 28.07.2009 требования заявителя были оставлены без удовлетворения. Не согласившись с вынесенным судебным актом, Администрация подала апелляционную жалобу. Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке ст.ст. 156, 266 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания. Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзывов не нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего. Судом установлено, что 30.12.2008г. Администрация представила документы в Клинцовский отдел УФРС по Брянской области для осуществления государственной регистрации права муниципальной собственности городского округа г. Клинцы на земельный участок площадью 7771 кв.м. с кадастровым номером 32:30:010204:40, расположенный по адресу: Брянская область, г. Клинцы, ул. Д.Бедного (район военкомата), в границах которого расположен пруд. По данному обращению государственным регистратором Клинцовского отдела УФРС по Брянской области Капелюш С.А. принято решение об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности городского округа г. Клинцы на вышеуказанный земельный участок, изложенным в сообщении об отказе с государственной регистрации от 19.02.2009г. № 05/017/2008/501. В качестве оснований для отказа в регистрации УФРС указывает на отсутствие необходимых для осуществления государственной регистрации правовых оснований в виде одного из указанных в п. 1 ст. 17 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» правоустанавливающих документов; несоответствие представленных документов по форме или содержанию требованиям действующего законодательства, а также указывает, что право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Полагая, что действия регистрирующего органа, выразившиеся в отказе государственной регистрации права муниципальной собственности, не соответствуют нормам действующего законодательства, нарушают права и законные интересы муниципального образования, Администрация обратилась в суд с настоящим заявлением о признании их незаконными. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правильно руководствовался ч.4 ст.200 АПК РФ, в соответствии с которой при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Согласно п.1 ст.2 Федерального закона от 21.07.97 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации, Закон №122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Пункт 1 статьи 13 и пункт 4 статьи 16 Закона о регистрации предусматривают, что государственная регистрация может быть осуществлена после представления необходимых документов и уплаты государственной пошлины. В силу п. 2 ст. 16 Закона №122-ФЗ к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Пунктом 1 статьи 17 этого же закона установлены следующие основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним: - акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; - договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; - акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; - свидетельства о праве на наследство; - вступившие в законную силу судебные акты; - акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; - иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним заявителю от прежнего правообладателя в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; - иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав. Согласно пункту 3 статьи 9, пункту 1 статьи 13 и пункту 1 статьи 17 Закона о регистрации орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан осуществлять проверку юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, проверку законности сделок и проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти. На основании ч. 1 ст. 18 Закона № 122 - ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Статьей 30.1 Закона № 122-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок. Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства от 30.06.06 № 404 «Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности за землю» (далее - Постановление) определено, что право собственности соответствующего субъекта на земельный участок может быть зарегистрировано в ЕГРП только в двух случаях: а) если земельный участок ранее был предоставлен соответствующему органу государственной власти или органу местного самоуправления или созданному ими предприятию или учреждению; б) если на земельном участке расположено недвижимое имущество, принадлежащее РФ, субъекту РФ или муниципальному образованию. При этом данным Постановлением определен конкретный перечень документов, представляемых на государственную регистрацию в каждом из вышеуказанных случаях. Согласно п.2 ст.12 Закона №122-ФЗ Единый государственный реестр прав содержит, наряду со сведениями о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях. Однако последнее невозможно до установления факта, какому же лицу и на каком основании принадлежат указанные в документе объекты недвижимости. Как следует из материалов дела, основанием для отказа заявителю в государственной регистрации права послужило то обстоятельство, что Администрацией в нарушение ст. 20 Закона №122-ФЗ не были представлены необходимые документы на государственную регистрацию. Кроме того, право на объект спорного земельного участка не подлежит государственной регистрации в силу закона. Согласно расписке в получении документов на государственную регистрацию, заявителем были представлены на регистрацию спорного земельного участка следующие документы: заявление о государственной регистрации права собственности №05/017/2008-501 от 30.12.2008, квитанция от 03.09.08 № 0111 об уплате государственной пошлины, кадастровый паспорт земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 17.06.2008 № 30/08-3С-069, выданный Управлением Роснедвижимости по Брянской области ТМО по Клинцовскому, Красногорскому, Гордеевскому районам и г. Клинцы. Между тем из представленных на регистрацию учредительных документов юридического лица не усматривается принадлежность спорного земельного участка к объектам муниципальной собственности. В соответствии с кадастровым планом земельного участка спорный земельный участок является государственной собственностью, однако сведения о правообладателе отсутствуют. При проведении правовой экспертизы в ходе государственной регистрации регистратором был сделан запрос в отдел государственного контроля, надзора и охраны водных ресурсов Брянской области. Из полученного ответа следует, что пруд, находящийся по адресу: Брянская область, г.Клинцы, с.Займище, ул.Клинцовская, расположен на реке Московка (приток реки Ипуть) и может находиться исключительно в федеральной собственности. При таких обстоятельствах документов, подтверждающих право собственности Администрации на спорный объект, регистрирующему органу представлено не было. Кроме того, в соответствии с п.2 ст.102 Земельного кодекса РФ на землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков. Статья 20 Закона №122-ФЗ содержит перечень оснований для отказа в государственной регистрации прав. Так в государственной регистрации прав может быть отказано, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий; не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом №122-ФЗ для государственной регистрации прав; имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами. Учитывая изложенное, апелляционная инстанция считает, что по предъявленным на государственную регистрацию документам Управление исходя из его компетенции не имело возможности с определенностью установить наличие у Администрации прав, заявленных к регистрации, в связи с чем обоснованно отказало в государственной регистрации права. Довод Администрации, положенный Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2009 по делу n А23-3702/09Г-12-179. Отменить определение первой инстанции: Направить вопрос на новое рассмотрение (ст.272 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|