Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2008 по делу n А62-3708/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ
СУД
300041, г. Тула, ул. Староникитская, д. 1, 20aas@mail.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
город Тула Дело № А62-3708/2007 09 апреля 2008 года Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 09 апреля 2008 года. Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Байрамовой Н.Ю., судей Никуловой М.В., Рыжовой Е.В., по докладу судьи Байрамовой Н.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем Котенковой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации г. Смоленск, г. Смоленск на решение Арбитражного суда Смоленской области от 14.12.2007 года по делу № А62-3708/2007 (судья Воронова В.В.), принятое по исковому заявлению Администрации г. Смоленска к Управлению Федеральной регистрационной службы по Смоленской области, г. Смоленск третьи лица: 1) Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области; 2) Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Смоленской области; 3) СОГУК «Центр по охране и использованию памятников истории и культуры» о признании незаконным отказа в государственной регистрации права, при участии в заседании представителей: от истца (заявителя жалобы): не явились (уведомлены), от ответчика: не явились (уведомлены), от третьих лиц: не явились (уведомлены), установил: Администрация города Смоленска (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Смоленской области (далее – УФРС по Смоленской области) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок площадью 1 412 кв.м, расположенный по адресу: г. Смоленск, ул. Маршала Жукова, кадастровый номер 67:27:003 19 29:0004, предоставленный истцу под сквером у памятника Н.В. Крыленко. Истец также просит суд обязать УФРС по Смоленской области осуществить государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования на вышеназванный земельный участок за Администрацией (л.д. 3-5, том 1). К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Смоленской области, СОГУК «Центр по охране и использованию памятников истории и культуры». Решением Арбитражного суда Смоленской области от 14.12.2007 года исковые требования Администрации оставлены без удовлетворения (л.д. 53-57, том 1). Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции от 14.12.2007 года, Администрация обратилась с жалобой, в которой просит отменить данное решение, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Администрации, ссылаясь на неполное исследование судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение судом норм материального права. По мнению заявителя жалобы, представленные им на государственную регистрацию документы соответствовали требованиям действующего законодательства. Истец полагает, что судом первой инстанции не дана надлежащая оценка тому обстоятельству, что постановление Администрации г. Смоленска от 01.11.2006 года «Об утверждении проектов границ и о предоставлении земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование» никем не оспорено и является действующим правовым актом, влекущим соответствующие правовые последствия. Оценивает как необоснованный вывод суда первой инстанции о том, что заявитель не вправе осуществлять самостоятельное использование спорного объекта. В обоснование этого ссылается на то, что в уставе города Смоленска к полномочиям Администрации отнесены вопросы местного значения, в том числе связанные с организацией озеленения, благоустройства и создания мест массового отдыха на территории города (л.д. 63-69, том 1). Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направили. Апелляционный суд пришел к выводу о возможности рассмотрения жалобы в отсутствие неявившихся представителей в порядке, установленном ст.ст. 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Оценив имеющиеся в деле доказательства, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене или изменению по следующим основаниям. Как установлено судом, Постановлением главы г. Смоленска № 3432 от 01.11.2006 года утверждены проекты границ земельных участков, в том числе спорного – площадью 1 412 кв.м под сквером у памятника Н.В. Крыленко по ул. Маршала Жукова (п. 1.9) (л.д. 10-12, том 1). Согласно п. 2. указанного постановления из земель, отнесенных к категории земель поселений, Администрации г. Смоленска в постоянное (бессрочное) пользование предоставлены земельные участки, в том числе спорный (п. 2.9.) 04.06.2007 года на основании названного постановления № 3432 от 01.11.2006 года Администрация обратилась в УФРС по Смоленской области с заявлением о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок (л.д. 7, том 1). 25.06.2007 года государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования была приостановлена на основании п. 1 статьи 19 Федерального закона № 122-ФЗ от 21.07.1997 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации) на 1 месяц, в связи с непредставлением документов, подтверждающих факт отнесения спорного объекта к неразграниченной государственной собственности (л.д. 8, том 1). 07.08.2007 года УФРС по Смоленской области приняло решение об отказе в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 67:27:003 19 29:0004, о чем сообщило Администрации письмом 01/069/2007-720 от 07.08.2007 года (л.д. 9, том 1). Основанием для отказа в государственной регистрации права послужило непредставление заявителем документов, подтверждающих факт отнесения спорного объекта к неразграниченной государственной собственности и, следовательно, подтверждающих право Администрации г. Смоленска на распоряжение земельным участком. Считая данный отказ в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования незаконным, Администрация обратилась с настоящим заявлением в суд. Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно исходил из следующего. Статья 18 Закона о регистрации предусматривает, что документы, предоставляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество, и вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц. План недвижимого имущества должен быть удостоверен соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества. Согласно абзацам 4, 8 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации в государственной регистрации может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства Управление ФРС РФ по Смоленской области во исполнение п. 1 статьи 13 Закона о регистрации провело правовую экспертизу документов, поданных заявителем на государственную регистрации, на предмет законности сделки и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества. В ходе указанной правовой экспертизы регистратор прав пришел к выводу, что заявителем не представлены документы, подтверждающие право Администрации г. Смоленска на распоряжение земельным участком ввиду непредставления доказательств отнесения спорного объекта к неразграниченной государственной собственности, в связи с чем за Администрацией не может быть зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования. Требования регистрирующего органа были законны, поскольку в силу п. 10 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов осуществляется распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Своим правом на устранение нарушений, препятствующих государственной регистрации, Администрация не воспользовалась, требований регистратора, изложенных в решении о приостановлении государственной регистрации, не исполнила. Кроме того, в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования должно было быть отказано еще и потому, что Администрацией не соблюден порядок предоставления земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование. Так, в ст. 268 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком предоставляется гражданам и юридическим лицам на основании решения государственного или муниципального органа, в зависимости от того, в государственной или муниципальной собственности находится земельный участок. Статья 34 Земельного кодекса РФ устанавливает общий порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для целей, не связанных со строительством. При этом возможность применения такого порядка и к юридическим лицам вытекает из содержания п.1 ст. 34 Земельного кодекса РФ, а также прямо следует из пункта 5 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», где сказано, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения могут предоставляться религиозным организациям (объединениям) в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно абзацу 4 пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. Непосредственный механизм выделения земельных участков на территории города Смоленска предусмотрен Положением о регулировании земельных отношений на территории города Смоленска, утвержденным Решением Смоленского городского Совета от 29.03.2002 № 290. В соответствии с пунктом 6.4. указанного Положения основанием для решения вопроса о предоставлении земельного участка в постоянное бессрочное пользование является заявление юридического лица о передаче земельного участка для целей, не связанных со строительством. Пунктом 5 ст. 34 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка с приложением проекта его границ. Доказательств соблюдения указанного порядка при принятии постановления № 3432 от 01.11.2006 года «Об утверждении проектов границ и о предоставлении земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование» (предварительное направление Администрацией города Смоленска в уполномоченный орган (Управление земельных отношений) заявления о предоставлении земельного участка в постоянное бессрочное пользование) истцом в нарушение ст. 65 АПК РФ судам обеих инстанций не представлено. При изложенных обстоятельствах довод заявителя жалобы о том, что постановление Главы администрации г. Смоленска «Об утверждении проектов границ и о предоставлении земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование» никем не оспорено и в соответствии с законодательством является основанием для государственной регистрации возникновения прав, не может быть признан достаточным условием для удовлетворения требований заявителя. По смыслу статьи 16 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» для проведения государственной регистрации прав не достаточно лишь одного акта органа местного самоуправления о распоряжении объектом недвижимости. Для такой регистрации необходима определенная совокупность документов, в числе которых должны быть и доказательства, подтверждающие легитимность прав лица, распорядившегося недвижимой вещью. Суд апелляционной инстанции не может согласиться с доводом заявителя о возможности использования спорного земельного участка самой Администрацией г.Смоленска как органом местного самоуправления для решения задач, предусмотренных уставом города, в том числе и для организации массового отдыха населения. В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2008 по делу n А68-6573/07-291/17. Отменить решение полностью и принять новый с/а »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Апрель
|