Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2009 по делу n А54-1193/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворенияДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 300041, г. Тула, ул. Староникитская, д.1 ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Тула 17 ноября 2009 года Дело № А54-1193/2009 С11
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Никуловой М.В., судей Байрамовой Н.Ю., Можеевой Е.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Андреевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 20АП-3727/2009) Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, г.Москва, на решение Арбитражного суда Рязанской области от 13 июля 2009 года по делу № А54-1193/2009 С11 (судья Калинина В.А.), принятое по иску администрации г.Рязани к Управлению Судебного департамента в Рязанской области, г.Рязань, к Российской Федерации в лице Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, г.Москва, третье лицо: Министерство финансов Российской Федерации, г.Москва, о взыскании 4 067 749 руб. 13 коп., при участии в заседании: от истца: Пронякиной О.О., представителя, доверенность №09 от 11.01.2009, от ответчиков: не явились, извещены судом надлежащим образом, от третьего лица: не явился, извещен судом надлежащим образом, установил:
администрация города Рязани (далее – администрация г.Рязани), г.Рязань, обратилась в Арбитражный суд Рязанской области с исковым заявлением к Управлению Судебного департамента в Рязанской области, г.Рязань, к Российской Федерации в лице Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, г.Москва, о взыскании убытков в размере 4 067 749 руб. 13 коп., возникших в связи с улучшением жилищных условий судей районных судов г.Рязани. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, привлечено Министерство финансов Российской Федерации (далее – Минфин РФ), г.Москва. Решением Арбитражного суда Рязанской области от 13.07.2009 (судья Калинина В.А.) в удовлетворении исковых требований к Управлению Судебного департамента в Рязанской области отказано. Суд взыскал с Российской Федерации в лице Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу администрации г.Рязани убытки, связанные с улучшением жилищных условий судей районных судов г.Рязани, в сумме 4 067 749 руб. 13 коп. (т.3, л.д.71-77). Разрешая спор по существу, суд первой инстанции исходил из того, что убытки у истца возникли в результате неисполнения государством в лице уполномоченных органов обязанности по компенсации истцу из федерального бюджета затрат на приобретение федеральным судьям жилых помещений, то есть вследствие незаконного бездействия федеральных органов государственной власти. Не согласившись с такой позицией суда области, Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права, просит решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование своих доводов податель жалобы ссылается на то, что расходы истца возникли после 01.01.2005, когда вступил в действие новый порядок обеспечения жилой площадью судей, предусматривающий использование судами РФ выделенных средств федерального бюджета на приобретение (строительство) жилья, но не на компенсацию за ранее предоставленное жилье. Отмечает, что затраты истца не могут быть возмещены за счет заявителя, поскольку средства федерального бюджета, выделенные ему до 01.01.2005 на эту цель, израсходованы. В связи с этим считает, что отвечать за возмещение истцу спорной денежной суммы должна Российская Федерация в лице органа, осуществляющего контроль за расходованием казны. Указывает, что денежные средства на компенсацию стоимости жилья, предоставленного федеральным судьям, заявителю не выделяются. Обращает внимание на то, что последний может нести ответственность только в пределах выделенных лимитов бюджетных средств. Истец с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве. Указывает, что обязанность обеспечения деятельности судов федерального значения, в том числе материального и социального обеспечения судей, возложена Федеральным законом РФ №7-ФЗ от 08.01.1998 «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» на ответчика, который является главным распорядителем средств федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенным ведомственной классификацией расходов федерального бюджета в соответствии с пунктом 1 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ. Третье лицо представило письменные возражения на доводы апелляционной жалобы, изложенные в отзыве. Отмечает, что ответчик как представитель Российской Федерации по делу является главным распорядителем средств федерального бюджета по спорным правоотношениям. Полагая законным и обоснованным принятый судебный акт, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения. В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца поддержал свою позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу. Ответчики и третье лицо, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили. Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Законность и обоснованность судебного акта проверены в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Исследовав материалы дела, оценив доводы жалобы и отзывов на нее, выслушав мнение представителя истца, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения оспариваемого судебного акта. Судом первой инстанции установлено, что решением Советского районного суда г.Рязани от 30.12.2004 по иску Танишиной М.О. к администрации г.Рязани о предоставлении жилого помещения исковые требования удовлетворены. Суд обязал администрацию г.Рязани предоставить Танишиной М.О. благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, на семью из трех человек, в соответствии с нормами жилищного законодательства, с учетом права на дополнительную жилую площадь согласно Закону РФ «О статусе судей в РФ» (т.1, л.д. 8-9). Решением Советского районного суда г.Рязани от 30.12.2004 по иску Синяковой Г.А. к администрации г.Рязани о предоставлении жилого помещения исковые требования удовлетворены. Суд обязал администрацию г.Рязани предоставить Синяковой Г.А. благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, на семью из трех человек, в соответствии с нормами жилищного законодательства, с учетом права на дополнительную жилую площадь согласно Закону РФ «О статусе судей в РФ» (т.1, л.д. 10-12). Решением Советского районного суда г.Рязани от 11.01.2005 по иску Платоновой И.В. к администрации г.Рязани о предоставлении жилого помещения исковые требования удовлетворены. Суд обязал администрацию г.Рязани предоставить Платоновой И.В. благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, на семью из четырех человек, в соответствии с нормами жилищного законодательства, с учетом права на дополнительную жилую площадь согласно Закону РФ «О статусе судей в РФ» (т.1, л.д. 13-15). Определениями Советского районного суда г.Рязани от 16.05.2005 изменен способ исполнения решений от 30.12.2004, с администрации в пользу Танишиной М.О. взыскана стоимость благоустроенного жилого помещения в сумме 639 658 руб. 35 коп., в пользу Синяковой Г.А. – 1 226 288 руб. 04 коп. (т.1, л.д. 17-22). Позднее, 25.05.2006, определением суда произведена индексация ранее взысканных в пользу Танишиной М.О. и Синяковой Г.А. денежных сумм, в пользу Танишиной М.О. взыскано 760 949 руб. 07 коп. и в пользу Синяковой Г.А. - 1 459 643 руб. 17 коп. (т.1, л.д. 23-26). Определением Советского районного суда г.Рязани от 26.05.2005 изменен способ исполнения решения суда от 11.01.2005, с администрации в пользу Платоновой И.В. взыскана стоимость благоустроенного жилого помещения в сумме 1 524 574 руб. 32 коп., которая затем определением суда от 05.12.2005 индексирована путем увеличения до 1 693 550 руб. 51 коп. Впоследствии указанная сумма была повторно проиндексирована определением суда от 20.06.2006 до 1 847 156 руб. 89 коп. (т.1, л.д. 27-33). Во исполнение вышеуказанных судебных актов администрацией г.Рязани на счет Советского районного отдела УФССП были перечислены денежные средства на общую сумму 4 067 749 руб. 13 коп., что подтверждается платежными поручениями (т.1, л.д. 34-41). Ссылаясь на указанные обстоятельства, администрация г.Рязани неоднократно обращалась в Судебный департамент при Верховном Суде РФ и в Управление Судебного департамента в Рязанской области с требованием о компенсации из федерального бюджета расходов, возникших в связи с улучшением жилищных условий федеральных судей, о чем свидетельствуют письма №15-1068 от 13.09.2007, №15-1068 от 22.02.2008, №1145 от 11.11.2008 (т.1, л.д. 42-43, 45, 46). Указывая на то, что расходы, возникшие в связи с улучшением жилищных условий федеральных судей, не были возмещены истцу, последний обратился в арбитражный суд с настоящим иском. Удовлетворяя заявленные исковые требования к Российской Федерации в лице Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о необходимости взыскания образовавшихся у истца убытков за счет средств федерального бюджета. Проверив в порядке апелляционного производства правильность применения норм материального и норм процессуального права, соответствие выводов Арбитражного суда Рязанской области фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам. В соответствии со статьей 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Бездействие государства, выразившееся в неисполнении обязанностей по компенсации истцу расходов по улучшению жилищных условий федеральных судей, в силу статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации дает ему право требовать от государства возмещения этих расходов как вреда, причиненного неправомерным бездействием государственных органов. В силу статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Нормами статьи 76 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. В соответствии с положениями Федерального конституционного закона №1-ФКЗ от 31.12.1996 «О судебной системе Российской Федерации», Федерального закона №30-ФЗ от 10.02.1999 «О финансировании судов Российской Федерации», действовавшими в спорный период, финансирование судов Российской Федерации осуществляется за счет средств федерального бюджета, материальное и социально-бытовое обеспечение судьям предоставляется за счет государства. Так, согласно пункту 3 статьи 19 Закона Российской Федерации №3132-1 от 26.06.1992 «О статусе судей в Российской Федерации» в редакции, действовавшей в спорный период, местная администрация обязана не позднее шести месяцев после наделения судьи полномочиями и (или) в случае необходимости улучшения его жилищных условий предоставить ему во внеочередном порядке по месту нахождения суда благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры или дома с учетом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере не менее 20 кв. м или в виде отдельной комнаты. Указанное жилое помещение предоставляется судье за счет средств местного бюджета с последующей компенсацией из федерального бюджета в срок не более шести месяцев либо приобретается судом за счет средств федерального бюджета, выделяемых суду на эти цели. Позднее, Федеральным законом от 22.08.2004 №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 01.01.2005 были внесены изменения в пункт 3 статьи 19 Закона Российской Федерации №3132-1 от 26.06.1992 «О статусе судей в Российской Федерации», согласно которым судьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации, отдельными жилыми помещениями с учетом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере 20 кв. м или в виде отдельной комнаты, приобретаемыми за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели судам Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Статьей 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы на функционирование федеральной судебной системы отнесены к расходам, финансируемым исключительно из федерального бюджета. Исходя из перечисленных правовых норм предоставление судьям жилья в собственность или улучшение их жилищных условий является обязанностью Российской Федерации. В случае, если данную функцию выполняет местная казна, соответствующие расходы компенсируются за счет средств федерального бюджета. Как усматривается из материалов дела, во исполнение решений Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2009 по делу n А54-2015/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|