Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2009 по делу n А62-1218/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

300041,  г. Тула,  ул. Староникитская, д.1

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула

15 сентября 2009 года

                                           Дело  № А62-1218/2009

Резолютивная часть постановления объявлена  11 сентября 2009 года

Постановление изготовлено в полном объеме  15 сентября 2009 года

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Полынкиной Н.А.,

судей                                  Еремичевой Н.В., Тимашковой Е.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Соколовой Т.А.,

рассмотрев апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области на решение Арбитражного суда Смоленской области  от 15.07.2009 по делу № А62-1218/2009 (судья Ткаченко В.А.),

при участии в судебном заседании:

от истца – Францкевич Ю.Н. – пред. по дов. б/н от 02.06.2008, паспорт 66 00 №203819,

ответчик не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом,

установил: общество с ограниченной ответственностью «СмолГрейн» (далее – ООО «СмолГрейн») обратилось в Арбитражный суд Смоленской области  с исковым заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области о  понуждении ответчика заключить договоры купли-продажи земельных участков с кадастровым номером 67:27:0010526:6, площадью 55 765 кв.м; с кадастровым номером 67:27:0010526:10, площадью 1 506 кв.м; с кадастровым номером 67:27:0010526:11, площадью 2 813 кв.м, расположенных по адресу: г.Смоленск, ул.Задорожная, 14, по цене 2,5 процента кадастровой стоимости земельного участка (с учетом уточнения).

Принятым по делу решением  исковые требования удовлетворены.

Не  согласившись с указанным судебным актом, Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области обратился  апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, отказав в удовлетворении заявленных требований. Оспаривая названный судебный акт, заявитель считает, что обстоятельства дела исследованы судом не в полном объеме, судебный акт принят с нарушением норм материального и процессуального права.

По мнению заявителя, ошибочен вывод суда о том, что любой собственник недвижимого имущества, приобретенного из государственной (муниципальной) собственности, имеет право на получение земельного участка на льготных условиях независимо от того, приобрел ли он недвижимость непосредственно при приватизации или на вторичном рынке, тогда как в последнем случае правоотношения сторон при расчете выкупной цены регулируются ч.2, а не ч.1 ст.2 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ».

Законность  и обоснованность решения проверены в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ. При  этом оснований для его отмены, предусмотренных ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстан­ции не установлено.

Как установлено судом и следует из материалов дела,  в   1992   году   относящийся к государственной   собственности   административно-производственный комплекс зданий по адресу: г. Смоленск, ул. Задорожная 14, вошел в состав приватизированного имущества ОАО «Гнездовозернопродукт».   

На   основании договора   купли-продажи   от   18.04.2008,   заключенного  между   ООО «СмолГрэйн»   и  ОАО  «Гнездовозернопродукт», к ООО «СмолГрэйн»  перешло право собственности на указанный комплекс зданий, а именно на  следующие   объекты   недвижимости,   расположенные   по адресу: г. Смоленск, ул. Задорожная. 14:

- пожарное депо, общей площадью 183,4 кв.м, этажность -1, 1977 г.п.;

- здание   механических   мастерских,   общей   площадью   462,1   кв.м, этажность -1, 1956 г.п.;

- здание столярных мастерских, общей площадью 183,8 кв.м, этажность -1, 1951 г.п.;

- здание бани, общей площадью 580,6, кв.м, этажность - 2, 1958 г.п.;

- зерносклад №1, общей площадью 1234,9 кв.м, этажность -1, 1947 г.п.;

- зерносклад №2, общей площадью 1259,5 кв.м, этажность -1, 1948 г.п.;

- здание материального склада,  общей площадью 324,8 кв.м,  этажность -1, 1960 г.п.;

- зерносклад №5, общей площадью 1212,3 кв.м, этажность -1, 1951 г.п.;

- зерносклад №6, общей площадью 1225,1 кв.м, этажность -1, 1952 г.п.;

- зерносклад №7, общей площадью 1227,6 кв.м, этажность -1, 1952 г.п.;

- зерносклад №10, общей площадью 1231,3 кв.м, этажность -1, 1967 г.п.;

- зерносклад №11, общей площадью 1161,9 кв.м, этажность -1, 1968 г.п.;

- зерносклад №9, общей площадью 1038,7 кв.м, этажность -1, 1953 г.п.;

- склад №9, общей площадью 95,2 кв.м, этажность -1, 1985 г.п.;

- здание зерносушилки ДСП-16,  общей площадью 307,3 кв.м,  этажность -1, 1968 г.п.;

- семстанцию, общей площадью 538,6 кв.м, этажность    3, 1968 г.п.;

- здание сенонавеса, общей площадью 43,8 кв.м, этажность -1, 1990 г.п.;

- здание подстанции, общей площадью 65,5 кв.м, этажность -1, 1969 г.п.;

- котельную   незавершенную     строительством,     площадь     застройки  230 кв.м.

На   момент   заключения   договора   купли-продажи   имущества   от 18.04.2008  вышеуказанные   объекты   недвижимости   находились   на земельном   участке   площадью   66 987  кв.м,   кадастровый   номер 67:27:0010526:4,   категория   земель   -   земли   населенных   пунктов, принадлежащем   ОАО   «Гнездовозернопродукт»   на   праве   бессрочного пользования.

В связи с продажей объектов недвижимости, расположенных на данном земельном   участке,   ОАО   «Гнездовозернопродукт»   отказалось   от   права бессрочного пользования земельным участком.

Приказом Главного земельного управления Смоленской области от 24 октября   2008   г.  №  814   был   утвержден   проект   преобразования   данного земельного   участка,   согласно   которому  было   образовано   три   земельных участка,   на   которых   располагаются  принадлежащие   истцу   на   праве собственности  объекты недвижимости: земельный участок с кадастровым номером 67:27:0010526:10, площадью 1506 кв.м   (уч. №4 в соответствии с проектом преобразования земельного участка),   на   котором  расположено   принадлежащее   истцу   здание механических мастерских, площадью 462,1 кв.м; земельный участок с кадастровым номером 67:27:0010526:11, площадью 2813 кв.м   (уч. №5 в соответствии с проектом преобразования земельного участка),  на   котором   расположены   принадлежащие   истцу   здание   бани общей   площадью   580,6   кв.м   и   здание  котельной   (незавершенное строительство), площадь застройки 230,0 кв.м; земельный участок с кадастровым номером 67:27:0010526:6, площадью 55765 кв.м (уч.№6 в соответствии с проектом преобразования земельного участка),   на   котором  расположены   оставшиеся   принадлежащие   истцу объекты недвижимости в количестве 17 шт.

12.12.2008   истец     обратился   в   Департамент   имущественных   земельных   отношений   Смоленской   области   с   заявлением   о   выкупе земельных участков по основанию,  предусмотренному пунктом 1 статьи 2 Закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ».

На   основании   приказа   Главного   земельного   управления   Смоленской области от 29.12.2008 №1161 ООО «СмолГрэйн» в собственность предоставлены за плату вышеуказанные земельные участки, расположенные по адресу: г. Смоленск, ул. Задорожная, 14, с кадастровыми номерами 67:27:0010526:6; 67:27:0010526:10; 67:27:0010526:11.

Ответчик направил в адрес истца следующие договоры:

- договор купли-продажи земельного участка №1276 от 12 января 2009 года;

- договор купли-продажи земельного участка №«1277 от 12 января 2009 года;

- договор купли-продажи земельного участка №«1278 от 12 января 2009 года.

Согласно   приложенным   к   договорам   актам   установления   выкупной стоимости земельного участка, заявленного на приобретение в собственность, от   12   января   2009   г.   расчет  выкупной   стоимости   земельных   участков производился из расчета трехкратной ставки земельного налога.

Письмом от 27.02.2009 № 3822/06 ответчик, сославшись на пункт 1 статьи 2 Закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ», сообщил истцу  об отсутствии у него права выкупа земельных участков по льготной цене (2,5 процента от кадастровой стоимости), указав, что   производственные   здания   приобретены   заявителем   не   из государственной или муниципальной собственности.

В связи тем,  что ООО «СмолГрэйн» не согласилось с произведенным ответчиком расчетом выкупной цены, общество обратилось в суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил  из того, что истец относится к категории собственников, для которых действует льготная цена выкупа земельного участка, в силу п.1 ст.2 Закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ», поскольку здания на спорном земельном участке ранее были приобретены в процессе приватизации государственного имущества.

Суд апелляционной инстанции считает данные выводы Арбитражного суда Смоленской области законными и обоснованными, исходя из следующего.

В силу пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующими в момент его заключения. Согласно статье 424 Кодекса в предусмотренных законом случаях применяются цены, устанавливаемые или регулируемые уполномоченным на то государственным органом.

Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права их аренды в порядке и на условиях, установленных Кодексом, федеральными законами. Порядок определения стоимости земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при продаже их собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений установлен статьей 2 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», содержащей императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.

Выкупная цена в договоре купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, должна определяться по правилам и в порядке, установленным действующим законодательством. По смыслу статей 422 (пункт 1), 424 (абзац 2 пункта 1) Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» формирование условий о выкупной цене в договоре купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, должно осуществляться только в соответствии с требованиями закона.

Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» определено, что до 01.01.2010 в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения.

При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:

двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;

двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.

Из содержания приведенной нормы следует, что ее действие распространяется на собственников строений, зданий, сооружений, находившихся ранее в государственной или муниципальной собственности.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 09.04.2009 №14649/08, для приобретения собственником такого объекта недвижимости земельного участка по льготной цене, установленной пунктом 1 статьи 2 Закона о введении в действие Земельного кодекса, достаточно установить факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий.

Таким образом, пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» подлежит применению и в тех случаях, когда соответствующие объекты недвижимости не были непосредственно приватизированы лицом, желающим приобрести земельный участок.

Как следует из материалов дела, по договору купли-продажи от 18.04.2008 ООО «СмолГрейн» приобрело у ОАО «Гнездовозернопродукт» объекты недвижимости, указанные в п.1.1. договора (27 наименований), расположенные на земельном участке площадью 66 987 кв.м, ранее находившиеся в государственной собственности.

В подтверждение приобретения спорных объектов недвижимости из государственной собственности в материалы дела представлены: план приватизации Гнездовского хлебоприемного предприятия в акционерное общество открытого типа (л.д. 36-44), акт оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992 (л.д. 46-47), подтверждающий факт передачи в порядке приватизации от Гнездовского хлебоприемного предприятия ОАО «Гнездовозернопродукт» объектов недвижимости (27 наименований), впоследствии приобретенных ООО «СмолГрейн» по договору купли-продажи от 18.04.2008.

Поскольку в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» законодатель не ставит право лица, в чьей собственности находятся объекты недвижимости, на получение земельного участка под такими объектами на льготных условиях в зависимость от того факта, приобретены ли эти объекты лицом, имеющим право на выкуп, из государственной или муниципальной собственности в порядке приватизации или в результате последующих сделок, суд первой инстанции правомерно счел обоснованными доводы истца об определении цены за выкупаемый земельный участок из расчета два с половиной процента от его кадастровой стоимости, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.

Суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанием заявителя жалобы на то обстоятельство, что истец не имеет права на выкуп земельного участка на льготных условиях, предусмотренных п.1 ст.2 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», поскольку он приобрел право собственности на расположенные на спорном участке объекты недвижимости не непосредственно

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2009 по делу n А54-1046/2009. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также