Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2009 по делу n А23-2147/09А-9-68. Отменить решение полностью и принять новый с/а,Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 300041,  г. Тула,  ул. Староникитская,  д.1

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г.Тула                                                                                          Дело №А23-2147/09А-9-68

15 сентября 2009 года

Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2009 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 15 сентября 2009 года.

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего                                        Тимашковой Е.Н.,

судей                                                                        Тиминской О.А., Еремичевой Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Тимашковой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационные номера 20АП-3026/2009 и 20АП-3042/2009) Территориального отдела №1 Управления охраны окружающей среды, административно-технического и экологического контроля и ИП Вдовиной Е.В. на  решение Арбитражного суда  Калужской области от 19 июня 2009 года по делу  №А23-2147/09-9-68 (судья Храпченков Ю.В.) , принятое

по заявлению ИП Вдовиной Е.В.

к Территориальному отделу №1 Управления охраны окружающей среды, административно-технического и экологического контроля

об отмене постановлений №02/2 и №01/2 от 13.04.2009 по делам об административных правонарушениях,

       

при участии:

от заявителя: не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом,

от ответчика:  не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом,

 

УСТАНОВИЛ:

 

     индивидуальный предприниматель Вдовина Елена Викторовна (далее – ИП Вдовина Е.В., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений по делам об административных правонарушениях №02/2 и №01/2 от 13.04.2009, вынесенных территориальным отделом №1 Управления охраны окружающей среды, административно-технического экологического контроля Министерства природных ресурсов Калужской области (далее – Управление, административный орган), предусматривающие наказание в виде административного штрафа по статье 8.2 КоАП РФ в размере 30 000 рублей и по ст. 8.41 КоАП РФ в размере 4 000 рублей.

Решением Арбитражного суда Калужской области от 19.06.2009 заявленные требования удовлетворены в части признания незаконным постановления №02/2 от 13.04.2009 по делу об административном правонарушении. В удовлетворении остальной части требований отказано.

Не согласившись с судебным актом, предприниматель и Управление подали апелляционные жалобы, в которых просят его отменить, соответственно, в части неудовлетворения и удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.

Представители сторон в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, что подтверждается уведомлениями, имеющимися в деле. Стороны представили письменные заявления о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.

Руководствуясь ст.156 АПК РФ, арбитражный суд пришел к выводу, что неявка представителей сторон не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие данных лиц.

         Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что обжалуемое решение суда  подлежит частичной отмене по следующим основаниям.

Как  следует из материалов дела, на основании приказа Министерства природных ресурсов Калужской области №90-09/02 от 05.03.2009 изданного в связи с обращением Главы администрации муниципального района «Малоярославецкий район» была проведена внеплановая проверка соблюдения индивидуальным предпринимателем Вдовиной Е.В. норм и правил в области охраны окружающей среды на находящихся в её пользовании объектах хозяйственной деятельности.

По результатам внеплановой проверки был составлен акт №1-1-1/2 от 07.04.2009 и протоколы об административных правонарушениях №3-1-2/2 и №3- 1-1/2, в которых сделан вывод о том., что индивидуальным предпринимателем Вдовиной Е.В. не соблюдались экологические требования при обращении с отходами производства и потребления, за что предусмотрена ответственность по статье 8.2 КоАП РФ и не внесена в установленные сроки плата за негативное воздействие на окружающую среду, за что предусмотрена административная ответственность, установленная в статье 8.41 КоАП РФ.

Указанные акт и протоколы об административных правонарушениях были составлены в присутствии предпринимателя.

Данные обстоятельства явились основанием для принятия Управлением постановлений по делам об административных правонарушениях №01/2 от 13.04.2009 и №02/2 от 13.04.2009.

Не согласившись с вынесенными постановлениями, предприниматель Вдовина Е.В. обратилась в арбитражный суд с заявлением.

Рассматривая дело по существу и частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.

В силу ч. 6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Статьей 8.41 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В соответствии со статьей 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 №632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

В соответствии с пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993 (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.03.1993 N 190), плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.

Пунктом 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 №557 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.07.2006 №8077) установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Следовательно, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды. Указанная правовая позиция изложена в постановлении ВАС РФ от 17.03.2009 №14561/08.

Согласно постановлению №02/2 от 13.04.2009 основанием для привлечения предпринимателя к административной ответственности по ст.8.41 КоАП РФ послужил вывод Управления о том, что ИП Вдовиной Е.В. производился вывоз и размещение отходов производства и потребления.

Однако в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.

Закон об отходах определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.

Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

При этом статья 12 Закона об отходах устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.

Согласно положениям статей 65 и 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Однако надлежащих доказательств того, что  предприниматель занималась размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах, Управлением в материалы дела не представлено.

При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции об отсутствии в действиях ИП Вдовиной Е.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.41 КоАП РФ является правильным.

Довод Управления о том, что организация, осуществляющая вывоз мусора, с которой предпринимателем заключен договор, также не возмещает государству ущерб за негативное воздействие на окружающую среду, отклоняется судом, поскольку неуплата  установленной законом платы за негативное воздействие на окружающую среду лицом обязанным это делать не может повлечь за собой ответственность другого лица.

С учетом сказанного решение суда в данной части следует признать законным и обоснованным.

        Рассматривая требования Предпринимателя в части признания недействительным постановления о привлечении к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку в деятельности Вдовиной Е.В. образуется мусор от бытовых помещений, отходы упаковочного картона и отходы (мусор) от уборки территорий и помещений, которые согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 №786, относятся к 4-му и 5-му классам опасности, то она обязана соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в том числе разрабатывать и представлять на утверждение в полномочный орган проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с Правилами разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16.06.2000 №461, а также подтверждать отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в соответствии с п.2 ст.14 Федерального закона РФ от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», иметь составленные на основе данных о составе и свойствах опасных отходов паспорта, проводить инвентаризацию отходов.

          С таким выводом суд апелляционной инстанции  согласен  ввиду следующего.

 В соответствии со ст.11 ст.18 Федерального закона Российской Федерации от  24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции, действовавшей в период проведения проверки, далее – ФЗ об отходах производства) индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в частности:

соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека;

разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;

проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения.

Согласно положениям ст.18 ФЗ об отходах производства в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам,

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2009 по делу n А54-2963/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также