Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2009 по делу n А68-1214/2009. Отменить решение полностью и принять новый с/аДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 300041, г. Тула, ул. Староникитская, д.1 ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Тула 22 июня 2009 года Дело №А68-1214/2009-56/15
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2009 года. Постановление изготовлено в полном объеме 22 июня 2009 года. Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Игнашиной Г.Д., судей Полынкиной Н.А., Стахановой В.Н., по докладу судьи Игнашиной Г.Д., при ведении протокола судьей Игнашиной Г.Д., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации г. Тулы на решение Арбитражного суда Тульской области от 13.04.2009 по делу № А68-1214/2009-56/15 (судья Андреева Е.В.) по заявлению Тульской городской Думы к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тульской области, 3-и лица: общественная организация «Объединение малых предприятий и предпринимателей Тульской области», администрация г.Тулы, о признании недействительным решения от 25.11.2008 № 24/43-2008, при участии: от заявителя: не явились, извещены надлежаще, от ответчика: Фризен Н.П. по доверенности, Еремина С.А. по доверенности, от администрации г. Тулы: Рогожина С.В., от общественной организации «Объединение малых предприятий и предпринимателей Тульской области»: Данилова Ю.И., Хыдыркулиева Р.В. (протокол № 3 общего собрания участников № 3),
УСТАНОВИЛ: дело рассмотрено после перерыва, объявленного в судебном заседании 16.06.2009. Тульская городская Дума (далее - Дума) обратилась в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Управление) о признании недействительным решения от 25.11.2008 №24/43-2008. Решением суда первой инстанции от 13.04.2009 в удовлетворении требований отказано. Администрация г. Тулы (далее - Администрация) обжаловала решение суда в апелляционном порядке и просит это решение отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Общественная организация «Объединение малых предприятий и предпринимателей Тульской области» и Управление возражали против доводов жалобы по основаниям, изложенным в отзыве. Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав пояснения представителей, суд апелляционной инстанции полагает, что имеются основания для изменения решения суда первой инстанции на основании п.4 ч.1 ст. 270 АПК РФ. Как установлено судом, решением Думы от 24.09.2008 №52/1173 утверждена муниципальная программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании город Тула на 2009-2010 годы». 07.10.2008 общественная организация «Объединение малых предприятий и предпринимателей Тульской области» обратилась в Управление с заявлением о несоответствии указанной муниципальной программы федеральному законодательству, выразившемся в необоснованности выбора приоритетных видов деятельности и незаконности установления ограничений для получения имущественной и финансовой поддержки субъектами малого и среднего предпринимательства. По результатам рассмотрения данного заявления Управлением принято решение № 24/43-2008 от 25.11.2008, согласно которому Тульская городская Дума нарушила ч.1 ст.15 Федерального закона «О защите конкуренции» (далее - Закон), поскольку пункты 5.8, 5.9, 5.10.2, 5.11, 5.12, 5.13 муниципальной программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании город Тула на 2009-2010 годы» (далее – Программа), утвержденной решением Думы №52/1173 от 24.09.2008, содержат нормы, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Не согласившись с указанным решением, Дума обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным. Суд апелляционной инстанции соглашается с решением суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным решения антимонопольного органа в части признания пунктов 5.8, 5.9, 5.11, 5.12, 5.13 Программы противоречащими антимонопольному законодательству. При этом исходит из следующего. В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе: формирование и осуществление муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей. Статьей 14 данного Закона закреплены основные принципы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в частности, равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих критериям, предусмотренным федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, к участию в соответствующих программах и оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Пунктом 5.9 Программы установлено, что имущественную поддержку может получить только субъект малого и среднего предпринимательства, осуществляющий деятельность не более пяти лет с момента государственной регистрации и осуществляющий деятельность в приоритетных направлениях, указанных в п.5.5 Программы. В силу п.5.13 Программы финансовую поддержку может получить только субъект малого и среднего предпринимательства, осуществляющий деятельность в приоритетных направлениях, указанных в п.5.5 Программы, и не более десяти лет с момента государственной регистрации. Таким образом, помимо установления приоритетных видов деятельности, названные пункты также устанавливают дополнительные условия для получения имущественной поддержки в виде срока осуществления деятельности. Вместе с тем, как указано выше, одним из основных принципов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства согласно ст. 14 Закона является оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Согласно п.6 ч.1 ст. 19 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в соответствии с полномочиями органов местного самоуправления муниципальная помощь может предоставляться только в целях поддержки субъектов малого предпринимательства, осуществляющих приоритетные виды деятельности. Кроме того, в силу ч.ч. 3,4 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" поддержка не может оказываться в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства: 1) являющихся кредитными организациями, страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами; 2) являющихся участниками соглашений о разделе продукции; 3) осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса; 4) являющихся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, нерезидентами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации. 4. Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотренная статьей 17 настоящего Федерального закона, не может оказываться субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых. Поскольку федеральное законодательство ограничений для получения имущественной и финансовой поддержки субъектами малого и среднего предпринимательства, исходя из срока деятельности с момента государственной регистрации, не содержит, то включение такого условия в программу противоречит ст. 15 Закона, где содержится запрет на принятие органами местного самоуправления актов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. С учетом изложенного п.п. 5.9, 5.13 Программы правомерно признаны Управлением не соответствующими антимонопольному законодательству. Доводы жалобы о том, что установление такого критерия, как период осуществления деятельности, произведено правомерно, судом во внимание не принимается, поскольку нормативное содержание программы не должно противоречить федеральному законодательству. Пункты 5.8 и 5.12 Программы устанавливают единственный способ оказания имущественной и финансовой поддержки малому и среднему предпринимательству путем их предоставления на конкурсной основе. Вместе с тем, одним из основных принципов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в силу ст. 14 Закона является оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Статья 20 Закона предусматривает возможность получения муниципальной помощи с предварительного письменного согласия антимонопольного органа (ч.2). В этом случае каких-либо дополнительных процедур, в том числе проведения торгов, не требуется. Таким образом, включение в программу положений о предоставлении имущественной и финансовой поддержки малому и среднему предпринимательству исключительно на конкурсной основе при наличии законодательно установленной возможности предоставлять такую поддержку с согласия антимонопольного органа без проведения торгов противоречит антимонопольному законодательству, вследствие чего п.п. 5.8 и 5.12 Программы правомерно признаны Управлением ограничивающими конкуренцию. Суд также учитывает, что согласно ст.16 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях. В соответствии с Федеральным законом от 08.11.2008 №195-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» до 1 июля 2010 года разрешено заключение на новый срок без проведения торгов договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества, заключенных до 1 июля 2008 г. с субъектами малого и среднего предпринимательства. Таким образом, предоставление имущественной и финансовой поддержки малому и среднему предпринимательству только на конкурсной основе лишит субъектов малого и среднего предпринимательства предусмотренного указанным Федеральным законом права на заключение на новый срок без проведения торгов договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества, что также свидетельствует о том, что п.п. 5.8 и 5.12 Программы содержат положения, ограничивающие конкуренцию. Правильными также являются выводы суда первой инстанции в отношении п. 5.11 Программы, в котором в качестве обязательного условия для получения имущественной поддержки организациям инфраструктуры предусмотрено наличие положительного заключения общественно-экспертного совета по малому и среднему предпринимательству при главе администрации города Тулы. Статьей 13 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» установлены цели создания советов в области развития малого и среднего предпринимательства. Какими-либо полномочиями по выдаче заключений совет законодательством не наделен. Исчерпывающий перечень полномочий общественно-экспертного совета по малому и среднему предпринимательству при главе администрации города Тулы установлен постановлением главы администрации г. Тулы от 23.01.2008 N 178 "Об общественно-экспертном Совете по малому и среднему предпринимательству при главе администрации города Тулы", в котором также отсутствует такое полномочие, как выдача заключений. С учетом изложенного включение в п. 5.11 Программы такого условия имущественной поддержки, как наличие положительного заключения общественно-экспертного совета по малому и среднему предпринимательству при главе администрации города Тулы, не соответствует ст. 13 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и постановлению главы администрации г. Тулы от 23.01.2008 N 178 "Об общественно-экспертном Совете по малому и среднему предпринимательству при главе администрации города Тулы" и фактически ограничивает конкуренцию. Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда первой инстанции о признании правомерным решения Управления в части признания противоречащим антимонопольному законодательству п. 5.10.2 Программы. Отказывая в удовлетворении заявленных требований в указанной части, суд первой инстанции исходил из того, что поддержка организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, оказывается органами местного самоуправления на тех же условиях, что и субъектов малого и среднего предпринимательства. Суд апелляционной инстанции полагает указанный вывод ошибочным ввиду следующего. Пункт 5.10.2 Программы устанавливает требование к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, – осуществление деятельности не менее 5 лет с момента государственной регистрации. В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» инфраструктурой поддержки субъектов малого Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2009 по делу n А23-522/09Г-8-31. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|