Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2009 по делу n А68-9119/08-666/8. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

300041,  г. Тула,  ул. Староникитская,  д.1

web: www.20aas.arbitr.ru;         e-mail: 20aas.arbitr.ru;

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

       

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город  Тула

08 июня 2009  года.

                                              Дело №А68-9119/08-666/8

Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня  2009 года.

Постановление изготовлено в полном объеме   08 июня  2009 года.

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Стахановой В.Н.,

судей                                  Полынкиной Н.А., Заикиной Н.В., 

при ведении протокола судебного заседания судьей  Стахановой В.Н.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 20АП-738/2009) администрации г. Тулы

на решение Арбитражного суда Тульской области от 02.02.2009

по делу № А68-9119/08-666/8  (судья Рыжикова Н.А.), принятое

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Анарион»

к администрации г. Тулы

о признании незаконным отказа от 19.08.2008 №5904к и обязании заключить договор купли-продажи земельного участка за плату 2,5 % кадастровой стоимости,

при участии в судебном заседании представителей: 

от заявителя: общества с ограниченной ответственностью «Анарион» - Домарев А.В., доверенность от 20.03.2009 б/н, Судоргина Н.В., доверенность от 20.03.2009 б/н;

от ответчика: администрации г. Тулы – не явились, извещены надлежащим образом,

                                                     установил:

 

общество с ограниченной ответственностью «Анарион» (далее – ООО «Анарион», Общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к администрации г. Тулы  о признании незаконными действий администрации г. Тулы, выразившихся в  виде отказа в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 71:30:050411:64, площадью 9955 кв.м, расположенного по адресу: г. Тула, ул. Овражная, д. 17, ООО «Анарион» за плату 2,5 % кадастровой стоимости земельного участка (с учетом уточнения заявленных требований).

Решением Арбитражного суда Тульской области от 02.02.2009 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с принятым судебным актом, администрация г. Тулы  обратилась в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.

Определением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2009 производство   по   делу    приостановлено    до    принятия решения по делу NА82-251/2008-14, рассматриваемому Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Определением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2009 производство по апелляционной жалобе администрации г. Тулы  возобновлено.

Представитель  администрации г. Тулы  в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, что подтверждается уведомлением, имеющимся в деле, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Руководствуясь ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что неявка представителя администрации г. Тулы  не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем дело рассмотрено в  его отсутствие.

Изучив имеющиеся в материалах дела доказательства, выслушав пояснения представителя Общества, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.

Как установлено судом, ООО «Анарион» является собственником нежилого здания общей площадью 1028, 7 кв.м лит. Б, б, Б1, Б2, нежилого здания (склад ГСМ) общей площадью 108,1 кв.м лит. Ж, нежилого здания (склад)  общей площадью 468, 9 кв.м лит. В, что подтверждается повторным свидетельством  о государственной регистрации права серии 71-АВ №221368 от 23.01.2009 (т.2,л.141), повторным свидетельством о государственной регистрации права серии 71-АВ №221369 от 23.01.2009 (т.2,л.140), повторным свидетельством о государственной регистрации права серии 71-АВ №221367 от 23.01.2009 (т.2,л.139).

Данные объекты недвижимости  находятся на земельном участке с кадастровым номером 71:30:050411:64, площадью 9955 кв.м, расположенном по адресу: г. Тула, ул. Овражная, д. 17.

Право собственности на указанные здания перешло к Обществу по договору купли-продажи от 23.07.2007 №3/07 (т.1,л.8).

28.05.2008 ООО «Анарион» обратилось  в администрацию г. Тулы  с заявлением о предоставлении в собственность за плату 2,5 % кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: г. Тула, ул. Овражная, д. 17.

Письмом от 18.08.2008 N5904к администрация г. Тулы отказала в предоставлении в собственность за плату 2,5 % кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: г. Тула, ул. Овражная, д. 17 (т.1,л.51), сославшись на то, что  в силу п. 1 ст. 2 Федерального закона  от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие  Земельного кодекса Российской Федерации» (далее - Закон №137-ФЗ), Закона Тульской области от 18.03.2008 №984-ЗТО, ООО «Анарион» не является непосредственным приобретателем зданий в порядке приватизации.

Полагая, что действия администрации г. Тулы, выразившиеся в отказе в предоставлении в собственность  земельного участка с кадастровым номером 71:30:050411:64,    площадью  9955 кв.м,   расположенного   по  адресу:  г. Тула, ул. Овражная, д. 17, являются незаконными, ООО «Анарион» обратилось в суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта, оспариваемых действий (бездействие) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исходя из анализа указанных норм следует, что для признания арбитражным судом оспариваемых действий незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: их несоответствие закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

        Согласно  ч.1 ст.125 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

        От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 статьи 125 ГК РФ, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (ч.2 ст. 125 ГК РФ).

         Как разъяснено в п.5 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 25.02.1998 № 8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и иных вещных прав», от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в пункте 2 статьи 125 ГК РФ.

         Согласно ст. 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

         В соответствии с ч. 10 ст.3 Закона №137-ФЗ  и  ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, и находящимися в муниципальной собственности, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

         В силу ч.3 ст.34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.

         Согласно ст. 21 Устава г. Тулы распоряжение объектами муниципальной собственности, в том числе и земельными участками, осуществляется администрацией города.

         Из изложенного следует, что администрация г. Тулы осуществляет права собственника в отношении земельных участков, находящихся в  муниципальной собственности.

         Статьей 36 ЗК РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными  законами, исключительное   право   на   приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические  лица  -   собственники   зданий,  строений,   сооружений.   Указанное   право осуществляется гражданами и юридическими липами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

В соответствии с п.1.1. ч.1  ст. 36 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении:

1) земельных участков, находящихся в федеральной собственности, - уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

2) земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

3) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления.

         Согласно п.5 ст.36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или  юридические лица,  указанные  в настоящей  статье, совместно обращаются в   исполнительный   орган   государственной   власти   или   орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

         Исходя из п.6 данной статьи исполнительный орган государственной власти или местного самоуправления,  предусмотренные статьей  29  настоящего  Кодекса,  в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Согласно пункту 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие данного Кодекса, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.

Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции от 24.07.2007) определяется субъектный состав лиц, которым до 1 января 2010 года осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

К таким лицам относятся:

- коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, в том числе возведенных на месте разрушенных или снесенных либо реконструированных зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности;

- граждане и некоммерческие организации, являющиеся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий,

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2009 по делу n А09-2793/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также