Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2009 по делу n А23-4283/08А-13-150. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 300041, г. Тула, ул. Староникитская, д.1 web: www.20aas.arbitr.ru; e-mail: [email protected]
ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Тула 15 апреля 2009 года Дело №А23-4283/08А-13-150 Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2009 года. Постановление в полном объеме изготовлено 15 апреля 2009 года. Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Стахановой В.Н., судей Тиминской О.А., Игнашиной Г.Д., при ведении протокола судебного заседания секретарем Солдатовой Т.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 20АП-1132/2009) Малоярославецкий районной администрации муниципального района « Малоярославецкий район» на решение Арбитражного суда Калужской области от 27.01.2009 по делу № А23-4283/08А-13-150 (судья Ипатов А.Н.), принятое по заявлению государственного учреждения - Калужского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации к отделу социальной политики Малоярославецкой районной администрации муниципального района «Малоярославецкий район», Малоярославецкой районной администрации муниципального района «Малоярославецкий район» о взыскании затрат на выплату социальных пособий в размере 16 000 руб., при участии в судебном заседании представителей: от заявителя: государственного учреждения – Калужского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации – Жохов В.О., консультант отдела правового обеспечения, доверенность от 18.08.2008 №0117/05/21369; от ответчиков: отдела социальной политики Малояровславецкой районной администрации муниципального района «Малоярославецкий район» - не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом; Малояровлавецкой районной администрации муниципального района «Малоярославецкий район» - не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. установил:
государственное учреждение – Калужское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – Фонд социального страхования) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к отделу социальной политики Малояровславецкой районной администрации муниципального района «Малоярославецкий район» (далее – отдел социальной политики), администрации муниципального района «Малоярославецкий район» (далее - администрация) о взыскании затрат на выплату социальных пособий в размере 16 000 руб. Решением Арбитражного суда Калужской области от 27.01.2009 заявленные требования удовлетворены. Не согласившись с принятым судебным актом, администрация обратилась в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. Представители отдела социальной политики, администрации в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, что подтверждается уведомлениями, имеющимися в деле, представитель администрации направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Руководствуясь ст.156 АПК РФ, апелляционный суд пришел к выводу, что неявка представителей отдела социальной политики, администрации не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие. Изучив имеющиеся в материалах дела доказательства, выслушав объяснения представителя Фонда социального страхования, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого решения. Как следует из материалов дела, 17.01.2007 между Фондом социального страхования и отделом социальной политики заключен договор №017 (л.д.27-28). По условиям указанного договора Фонд социального страхования перечисляет отделу социальной политики средства на выплату, в частности, единовременного пособия при рождении ребенка неработающим гражданам. Пунктом 4 договора установлено право Фонда социального страхования проверять отчет органа социальной защиты (отдела социальной политики) о расходовании средств, выделенных для выплаты пособий, а также документы, подтверждающие основания для назначения пособия и его выплаты. На основании решения Управляющего отделением государственного учреждения - Калужского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 08.08.2008 №9 Фондом социального страхования 19.08.2008 проведена проверка отдела социальной политики по вопросам правильности использования средств Фонда за период с 01.01.2007 по 31.12.2007 (л.д.13-14). В ходе проверки установлено, что отделом социальной политики в нарушение ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 19.05.1995 №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее - Закон №81-ФЗ), п.п. 23, 26 Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 №865, Суворовой Н.А. и Романенко О.И. назначено и выплачено пособие при рождении ребенка при наличии справки с места службы второго родителя на общую сумму 16 000 руб. По результатам проверки составлен акт от 19.08.2008 №9 (л.д.15-16). 10.09.2008 Фондом социального страхования вынесено решение о непринятии расходов на выплату единовременного пособия при рождении ребенка в сумме 16 000 руб., произведенных отделом социальной политики за счет средств Фонда (л.д.20-21). В тот же день Фондом социального страхования в адрес отдела социальной политики направлено письмо с требованием восстановить в бюджет Фонда социального страхования 16 000 руб. (л.д.18-19). Указанное требование оставлено отделом социальной политики без удовлетворения. Полагая, что денежные средства в указанной сумме должны быть выплачены администрацией за счет средств бюджета муниципального образования муниципального района «Малоярославецкий район», Фонд социального страхования обратился в суд с настоящим заявлением. Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим. Статьей 11 Закона N 81-ФЗ установлено, что право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее. Порядок назначения и выплаты единовременного пособия при рождении ребенка регулируется Положением о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 №865 (далее - Положение), принятым в соответствии с настоящим Законом. Единовременное пособие при рождении ребенка назначается и выплачивается одному из родителей либо лицу, его заменяющему, по месту работы (службы, учебы), а если родители либо лицо, их заменяющее, не работает (не служит, не учится) - органом социальной защиты населения по месту жительства ребенка (п.23 Положения). В соответствии со ст.4 Закона №81-ФЗ, п.п. «в» п.26 Положения единовременное пособие при рождении ребенка выплачивается лицам, проходящим военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов, лицам из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств, в случаях, когда выплата этого пособия предусмотрена международными договорами Российской Федерации, а также лицам, уволенным в связи с выводом воинских частей с территорий государств - бывших республик Союза ССР и других государств на территорию Российской Федерации, передислокацией воинских частей в пределах территории Российской Федерации, истечением срока трудового договора в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации, или в связи с переводом мужа из таких воинских частей в Российскую Федерацию, за счет средств федерального бюджета, выделяемых в установленном порядке федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, служба в качестве лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов. Из анализа указанных норм следует, что единовременное пособие при рождении ребенка должно быть назначено и выплачено по месту военной и приравненной к ней службы родителя ребенка либо лица, его заменяющего, за счет средств федерального бюджета, в случае, если один из родителей либо лицо, его заменяющее, проходит военную службу по контракту или приравненную к ней, а второй родитель либо лицо, его заменяющее, не работает (не служит и не обучается). Как установлено судом и следует из материалов дела, единовременное пособие при рождении ребенка в общей сумме 16 000 руб. назначено и выплачено отделом социальной политики за счет денежных средств Фонда социального страхования Суворовой Н.А. и Романенко О.И, которые в рассматриваемом случае являлись неработающими. При этом указанное пособие начислено и выплачено при наличии справок с места службы второго родителя. Из содержания справок следует, что они выданы капитану милиции МВД РФ ОВД Малоярославецкого района Калужской области Суворову П.Н. (л.д.10) и курсанту Московского ВИРЭ Космических войск Ромаменко В.Н. (л.д.12). Таким образом, Суворов П.Н. и Ромаменко В.Н. на момент получения пособий подпадали под категорию «лица, проходящие военную службу по контракту или приравненную к ней». Следовательно, единовременное пособие при рождении ребенка должно быть назначено и выплачено за счет средств федерального бюджета по месту военной и приравненной к ней службы родителя ребенка, в рассматриваемом случае - МВД РФ ОВД Малоярославецкого района Калужской области и Московского ВИРЭ Космических войск. Данная позиция согласуется с разъяснениями «О порядке назначения и выплаты единовременного пособия при рождении ребенка», утвержденными приказом Минздравсоцразвития РФ от 03.06.2008 №253н (зарегистрирован в Минюсте РФ 16.06.2008 № 11845), из которых следует, что в случае прохождения одним из родителей службы по контракту необходимо выплачивать пособие по рождению ребенка по месту службы данного родителя за счет средств федерального бюджета. На основании вышеизложенного суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что выплата пособий за счет средств Фонда социального страхования произведена отделом социальной политики Суворовой Н.А. и Романенко О.И. в сумме 16 000 руб. неправомерно. Суд апелляционной инстанции полагает, что сумма пособия, необоснованно выплаченного отделом социальной политики, правомерно взыскана судом первой инстанции с администрации, исходя из следующего. В соответствии с п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», согласно п. 10 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, а также по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, понятие которого установлено п. 1 указанной статьи БК РФ. При принятии такого искового заявления к публично-правовому образованию суду следует исходить из того, что указание истцом в исковом заявлении органа, не являющегося соответствующим главным распорядителем бюджетных средств, не препятствует рассмотрению спора по существу. В данном случае суд при подготовке дела к судебному разбирательству должен выяснить, какой орган на основании п. 10 ст. 158 БК РФ как главный распорядитель бюджетных средств должен выступить в суде от имени публично-правового образования, и надлежащим образом известить его о времени и месте судебного разбирательства. В том случае, если государственный (муниципальный) орган, являвшийся главным распорядителем бюджетных средств на момент возникновения спорных правоотношений, утратил соответствующий статус (в связи с передачей соответствующих полномочий иному органу иди в связи с ликвидацией), в качестве представителя публично-правового образования надлежит привлекать орган, обладающий необходимыми полномочиями на момент рассмотрения дела в суде, а при отсутствии такового (в случае, если соответствующие полномочия не переданы иному органу) - соответствующий финансовый орган публично-правового образования. В соответствии со ст. 158 БК РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, в частности, о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту. Согласно ст. 38 Устава муниципального района «Малоярославецкий район», принятого Районным собранием депутатов муниципального района «Малоярославецкий район» (постановление от 02.11.2005 №8), в компетенцию главы администрации муниципального образования муниципального района «Малоярославецкий район» входит осуществление функций распорядителя Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2009 по делу n А54-4575/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|