Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2009 по делу n А62-6791/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

300041,  г. Тула,  ул. Староникитская, д.1

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

23 марта 2009 года                                                                  Дело №А62-6791/2008

г. Тула

Резолютивная часть постановления объявлена  18.03.2009

Полный текст постановления изготовлен  23.03.2009

            Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи:                                     Еремичевой Н.В.,

судей:                                                                                Тимашковой Е.Н.,

                                                                                           Тучковой О.Г.,

при ведении протокола судебного заседания судьей  Еремичевой Н.В.,

при участии:

от ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра»: Антипова М.А. - представителя (доверенность от 19.12.2008 №67-01/503255);

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области: Романова А.А. – представителя (доверенность от 19.01.2009 №67/04-19), Шупляковой Ю.Н. – представителя (доверенность от 15.07.2008 №2044/04);

            рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу       Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области на решение Арбитражного суда Смоленской области от 30.01.2009 по делу     №А62-6791/2008 (судья  Яковенкова В.В.),

УСТАНОВИЛ:

 

открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» (далее по тексту – ОАО «МРСК Центра», Общество) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании незаконным постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области (далее по тексту – УФАС по Смоленской области, административный орган) от 16.12.2008 №14Ш-08 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.31 КоАП РФ.

Решением Арбитражного суда Смоленской области от 30.01.2009  заявленные требования удовлетворены.

УФАС по Смоленской области не согласилось с данным решением  и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.

В отзыве на апелляционную жалобу ОАО «МРСК Центра», опровергая доводы жалобы, считает, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, и просит в удовлетворении апелляционной жалобы УФАС по Смоленской области отказать.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, сотрудниками УФАС  по Смоленской области совместно с представителями Региональной энергетической комиссии Смоленской области, Управления Федеральной службы по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Смоленской области в период с 26.11.2007 по 26.01.2008 проведена внеплановая проверка соблюдения ОАО «Смоленскэнерго» (в последующем реорганизовано в форме присоединения к ОАО «МРСК Центра», свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ от 31.03.2008 серия 77 011080075) требований ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861 (далее по тексту – Правила технологического присоединения), требований стандартов раскрытия информации, утвержденных постановлением Правительства РФ от  21.01.2004 №24.

В ходе проверки установлено следующее:

- ОАО «Смоленскэнерго» нарушало сроки согласования заявок на технологическое присоединение по отдельным потребителям, мощность энергопринимающих устройств которых не превышает 750 кВА, а также превышающих данную мощность, в частности: ОАО «Смолстром-Сервис» (объект присоединения - строительная площадка, расположенная по адресу:       г. Смоленск, микрорайон Киселевка, в районе д. Алтуховка, суммарной присоединяемой мощностью 249 кВт, заявка подана 28.08.2007, технические условия и договор выданы 01.10.2007); ЗАО «Рудняконсервмолоко» (объект присоединения - ООО «Промконсервы», расположенное по адресу: Смоленская область, Рудня, п. Молкомбината, суммарная присоединяемая мощность 2 270 кВт, заявка подана 07.12.2006, технические условия выданы 02.02.2007, договор от 16.02.2007); Самарцев А.А. (объект присоединения магазин непродовольственных товаров, расположенный по адресу: г. Смоленск,            ул. Николаева, д. 32, кв. 54, суммарная присоединяемая мощность энергопринимающих устройств 3 кВт, заявка подана 06.06.2007, технические условия выданы 04.07.2007 №295), что является нарушением п.п. 15, 22 Правил технологического присоединения;

- ОАО «Смоленскэнерго» отказало в технологическом присоединении Богоявлинскому В.В. (объект электроснабжения - жилой дом, расположенный по адресу: г. Смоленск, 10-тый Северный переулок, д. 26, с суммарной присоединяемой мощностью 9,78 кВт); Борисову И.Н. (объект электроснабжения жилой дом, расположенный по адресу: г. Смоленск,              ул. Высокая, д. 26, с суммарной присоединяемой мощностью 10 кВт) в связи с тем, что указанные объекты не вошли в инвестиционную программу «Развитие системы электроснабжения г. Смоленска на 2007-2010 годы», утвержденную постановлением Главы администрации г. Смоленска от 02.03.2007 №564-АДМ, и ввиду отсутствия заявок на технологическое присоединение в данных районах, что является нарушением п. 30 Правил технологического присоединения;

- отдельными техническими условиями определены требования по проектированию основного электроснабжения с учетом реконструкции существующих объектов ОАО «Смоленскэнерго» без обоснования данных требований, ограничение потребителей по выбору определенной марки или производителя соответствующего оборудования при наличии на рынке аналогичного товара, а именно: технические условия от 22.11.2006 №565, выданные ООО «АН Гарант-Жилье» по адресу: г. Смоленск, ул. Рыленкова,        д. 61А, д. 59А; технические условия от 21.05.2007 №201/29, выданные ООО «Гражданстрой» по адресу: Смоленская область, Смоленский район,                    д. Быльники; технические условия от 20.06.2007 №238/30, выданные ООО «КрасХольц» по адресу: Смоленская область, п. Красный, ул. Советская, д. 73, цех по выпуску дорожных щеток; технические условия от 01.10.2007 №1594, выданные ОАО «Смолстром-Сервис» по адресу: г. Смоленск, микрорайон Киселевка, в районе д. Алтуховка; технические условия от 19.02.2007 №61/29, выданные ДНТ «Великополье» по адресу: Смоленская область, Угранский район, д. Великополье, что является нарушением п.п. 19, 25 Правил технологического присоединения.

Полагая, что в результате вышеуказанных действий (бездействия) Обществом нарушены положения п.п. 3, 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части злоупотребления доминирующим положением путем технологически необоснованного отказа или уклонения от заключения договора на оказание услуг по передаче электрической энергии, навязывания контрагентам невыгодных и технологически необоснованных условий договора (технических условий), УФАС по Смоленской области вынесло определение от 10.11.2008 о возбуждении производства по административному делу.

Усмотрев в действиях Общества признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 14.31 КоАП РФ, УФАС по Смоленской области составило протокол об административном правонарушении от 26.11.2008 №1/Ш-14.

По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении УФАС по Смоленской области вынесено постановление от 16.12.2008 №14Ш-08 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым ОАО «МРСК Центра» было привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.31 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 2 288 927 руб. 10 коп.

Не согласившись с данным постановлением, ОАО «МРСК Центра» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.  

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

Согласно ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно п.п. 3, 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе: навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования); экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, предусмотрена в статье 14.31 КоАП РФ.

Согласно п. 1 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических лиц и физических лиц, процедуру технологического присоединения, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и критерии наличия (отсутствия) технологической возможности технологического присоединения определяют Правила технологического присоединения.

Согласно названным Правилам любые юридические и физические лица имеют право на технологическое присоединение своих энергопринимающих устройств (энергетических установок) к электрическим сетям при наличии технической возможности для этого и соблюдении ими установленных правил такого присоединения. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого с сетевой организацией в сроки, установленные Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.

Правила устанавливают следующую процедуру технологического присоединения: подача заявки на технологическое присоединение с требованием выдачи технических условий; подготовка технических условий и направление проекта договора, включающего технические условия; заключение договора; выполнение технических условий со стороны присоединяемого лица и со стороны сетевой организации; выполнение действий по присоединению и обеспечению работы энергопринимающего устройства в электрической сети; проверка выполнения технических условий и составление акта о технологическом присоединении (п.7 Правил технологического присоединения).

Пунктом 15 Правил технологического присоединения установлено, что  сетевая организация обязана направить заявителю (за исключением лиц, указанных в пунктах 12 и 14 настоящих Правил) для согласования проект договора в течение 15 рабочих дней с даты получения заявки. При сложном характере технологического присоединения для организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью или иных владельцев объектов такой сети указанный срок по инициативе сетевой организации может быть увеличен до 40 рабочих дней. Заявитель уведомляется об увеличении срока и основаниях его изменения.

При отсутствии сведений, указанных в пункте 9 настоящих Правил, сетевая организация в течение 6 рабочих дней с даты получения заявки уведомляет об этом заявителя и в течение 15 рабочих дней с даты получения недостающих сведений направляет ему для согласования проект договора и технические условия.

Согласно п. 22 Правил технологического присоединения для заявителей - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, суммарная присоединенная мощность энергопринимающих устройств которых не превышает 750 кВА, а также для физических лиц сетевая организация обязана в течение 15 рабочих дней с даты получения заявки направить для согласования проект договора и технических условий.

При отсутствии в заявке сведений, указанных в пункте 12 настоящих Правил, сетевая организация в течение 6 рабочих дней с даты получения заявки уведомляет об этом заявителя и в течение 15 рабочих дней с даты

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2009 по делу n А54-3212/2006. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также