Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2009 по делу n А23-2971/08А-18-193. Отменить решение полностью и принять новый с/а

 

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

300041,  г. Тула,  ул. Староникитская,  д.1

web: www.20aas.arbitr.ru;       e-mail: [email protected]

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Тула                                                                              Дело №А23-2971/08А-18-193

19 марта  2009 года

Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2009 года

Полный текст постановления изготовлен            19  марта  2009 года

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего      Стахановой В.Н.,                                                                   

судей                                      Тиминской О.А., Игнашиной Г.Д.,                                         

при ведении протокола судебного заседания  судьей Стахановой В.Н.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер      20АП-274/2009) общества с ограниченной ответственностью  «Трак Экспресс»

на  решение Арбитражного суда Калужской области от 28.11.2008

по делу №А23-2971/08А-18-193 (судья Ефимова Г.В.), принятое

по заявлению  общества с ограниченной ответственностью «Трак Экспресс»

к Центральной акцизной таможне

о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыдаче ПТС на автомобили,

при участии в судебном заседании представителей:       

от заявителя:  ООО «Трак Экспресс» - Захарченко А.С., доверенность от 01.12.2008 №22/08;

от ответчика: Центральной акцизной таможни  - Фролова Ю.Ю., главный государственный таможенный инспектор правового отдела, доверенность от 09.06.2008 №07-16/10937,

установил:        

                 

         в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в судебном заседании 12.02.2009  объявлен перерыв до 19.02.2009.

Открытое акционерное общество «Трак Экспресс» (далее – Общество, ООО «Трак Экспересс») обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к Центральной акцизной таможне (далее – ЦАТ, таможенный орган) о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыдаче  паспортов транспортных средств (далее – ПТС) на автомобили, оформленные по грузовой таможенной декларации (далее – ГТД) №10009180/281207/0000941   и обязании устранить допущенные нарушения его прав и законных интересов путем  выдачи ПТС на автомобили, указанные в ГТД. 

Решением Арбитражного суда Калужской области от 28.11.2008 в удовлетворении  заявленного  требования отказано.

Не согласившись с принятым решением, ООО «Трак Экспресс» обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, апелляционная инстанция полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ООО «Трак Экспресс»  ввезло на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада в уставный капитал  автомобили грузовые – тягачи седельные Volvo FH12  380,  2000 года выпуска,  номер шасси YV2A4DMAXYB255490,  Volvo FH12  380,  2000 года выпуска, номер шасси YV2A4DMAXYB270202, Volvo FH12  420, 1998 года выпуска, номер шасси  YV2A4DAAXXB218216.

С целью таможенного оформления  указанных автомобилей 28.12.2007 Общество  подало  в   Калужский акцизный пост Центральной акцизной таможни грузовую таможенную  декларацию,  заявив  в графе 36 «Преференции» льготу по уплате ввозной таможенной пошлины.

В  этот же день ГТД принята таможенным органом   и  ей присвоен  номер  10009180/281207/0000941.

В ходе таможенного контроля таможня пришла к выводу о необоснованности  указанной льготы, в связи с чем  30.01.2008  таможенный  орган  принял решение об отказе в выпуске транспортных средств по названной  декларации в заявленном режиме.

Решением  Арбитражного суда Калужской области от 07.04.2008 по делу №А23-348/08А-9-31    принятое  решение таможенного органа  по   ГТД №10009180/281207/0000941 признано незаконным.

Во исполнение названного судебного акта  решение таможни о запрете выпуска товаров отменено.  Выпуск указанных автомобилей   разрешен 15.08.2008, о чем  имеется соответствующая отметка в ГТД.

После завершения  таможенного оформления   и выпуска  транспортных средств  паспорта транспортных средств (далее – ПТС)  на  указанные автомобили  таможней не выданы, поскольку, по мнению таможни,  транспортные средства соответствуют экологическому классу 2, тогда как с 01.01.2008 на территории Российской Федерации разрешен выпуск в обращение автомобильной техники экологического класса  3.

Считая, что  запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, действуют на день принятия таможенной декларации, все оформленные в таможенном отношении  автомобили  соответствуют  экологическому классу  2, то на них должны быть выданы ПТС,  01.09.2008  Общество  обратилось   в таможенный орган.

В ответ на обращение Общества  таможня  в адрес  ООО «Трак   Экспресс»  направила  копию  служебной записки  правового отдела ЦАТ.

Считая бездействие таможенного органа  по невыдаче ПТС на автомобили,  оформленные по ГТД №10009180/281207/0000941,  незаконным,  ООО «Трак Экспресс» обратилось с настоящим заявлением в Арбитражный суд Калужской области.

Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд  первой инстанции исходил  из того, что  требования  о соответствии транспортного средства  экологическому классу  не относятся к  запретам и ограничениям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, в связи с чем пришел к выводу, что Таможенный кодекс  Российской Федерации (далее - ТК РФ), а именно положения ст. 7 ТК РФ,  регулирующие  порядок    применения    вышеуказанных  запретов и ограничений,  не применяются к спорным правоотношениям.

Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 198 АПК  РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемое решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица в силу указанной нормы требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения и действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью  1 статьи  1 ТК РФ установлено, что таможенное регулирование осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу (ч. 2 ст. 1 ТК РФ).

Таким образом, нетарифные запреты и ограничения рассматриваются в качестве составной части механизма таможенного регулирования.

Согласно ч. 4 ст. 403 ТК РФ таможенные органы, в частности,    обеспечивают соблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу.

Одним из принципов перемещения товаров через таможенную границу России является соблюдение установленных запретов и ограничений.

Так, ч. 1 ст. 13 ТК РФ установлено, что товары, ограниченные к ввозу на таможенную территорию РФ, допускаются к ввозу (а в случаях, предусмотренных Кодексом, выпускаются таможенными органами) при соблюдении требований и условий, установленных международными договорами РФ или законодательством РФ.

Статьей  158 ТК РФ  установлено, что вне зависимости от заявленного таможенного режима лица обязаны соблюдать запреты и ограничения, не носящие экономического характера и установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Как указано в пункте 5 части 2 статьи 13 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (далее – Закон № 164-ФЗ), Правительство Российской Федерации устанавливает разрешительный порядок экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений, а также определяет перечень отдельных видов товаров, в отношении которых применяется такой порядок.

В силу  подпункта "б" пункта 1 статьи 32 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (далее – Закон № 164-ФЗ) независимо от положений главы 5   в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами,  исходя из национальных интересов,  могут вводиться меры, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами, если эти меры касаются представления таможенным органам Российской Федерации одновременно с грузовой таможенной декларацией документов о соответствии товаров обязательным требованиям.

Подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения. В частности, при декларировании товаров представляются разрешения, лицензии, сертификаты и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (статья 131 ТК РФ).

Из     анализа     указанных     норм следует, что   в  соответствии с Законом  № 164-ФЗ  исходя из национальных интересов могут вводиться меры, не носящие экономического характера, если они необходимы для соблюдения общественной морали или правопорядка, охраны жизни и здоровья граждан, окружающей среды и т.д.

В пункте 1 статьи 23 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее – Закон №184-ФЗ)  указано, что в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, проводится обязательное подтверждение соответствия продукции требованиям технического регламента. При этом объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации.

Согласно  ст.29 Закона №184-ФЗ для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании.

В целях защиты населения и окружающей среды от воздействия выбросов автомобильной техникой вредных (загрязняющих) веществ постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2005 N 609 утвержден специальный технический регламент "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ" (далее - Регламент).

Пунктом 2 Регламента определено, что  настоящий регламент устанавливает требования к выбросам вредных (загрязняющих) веществ автомобильной техникой, оборудованной двигателями внутреннего сгорания.

Автомобильная техника, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации  - это  впервые изготовленная в Российской Федерации, а также ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации автомобильная техника (п. 3 Регламента).

Пунктом 4 указанного регламента предусмотрено, что объектами технического регулирования являются автомобильная техника, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации, и установленные на ней двигатели внутреннего сгорания в части выбросов, а также топливо для таких двигателей.

В пункте 5 данный регламент подразделяет автомобильную технику на типы, а в пункте 6 - на экологические классы согласно приложению N 2.

В соответствии с пунктом 11 указанного Регламента соответствие автомобильной техники и установленных на ней двигателей требованиям настоящего регламента удостоверяет сообщение, касающееся официального утверждения типа транспортного средства и (или) двигателя, предусмотренное Правилами ЕЭК ООН, или сертификат соответствия, выдаваемый в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В рассматриваемом случае ООО «Трак   Экспресс»   ввезло на таможенную территорию Российской Федерации  автомобили грузовые – тягачи седельные Volvo FH12, в отношении   которых  установлены ограничения,   не носящие экономического характера,  заключающиеся в обязанности  декларанта  представить  одобрения типа транспортного средства, в котором отражена информация об экологическом классе автотранспортного средства или сертификат соответствия на товар.

Из   разъяснений    Федеральной таможенной службы Российской Федерации (далее - ФТС России),     изложенных    в письме    от 19.02.2007 N 01-06/5905 о подтверждении экологического класса автомобильной техники,  следует, что таможенное оформление и выпуск новой автомобильной

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2009 по делу n А62-5683/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также