Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2009 по делу n А62-5426/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

300041,  г. Тула,  ул. Староникитская, д.1

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

10 марта 2009 года                                                           Дело №А62-5426/2008

г. Тула

Резолютивная часть постановления объявлена 04.03.2009

Полный текст постановления изготовлен 10.03.2009

         Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи:                                     Еремичевой Н.В.,

судей:                                                                                Тимашковой Е.Н.,

                                                                                           Тучковой О.Г.,

при ведении протокола судебного заседания судьей  Еремичевой Н.В.,

при участии:

от ООО «Карго-Л»: не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом,

от Смоленской таможни ЦТУ ФТС России: Быкова А.П. – представителя (доверенность от 20.01.2009 №12-12/48),

         рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу     ООО «Карго-Л» на решение Арбитражного суда Смоленской области от 22.12.2008 по делу №А62-5426/2008 (судья Пузаненков Ю.А.),

УСТАНОВИЛ:

 

общество с ограниченной ответственностью «Карго-Л» (далее по тексту – ООО «Карго-Л», Общество) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Смоленской таможни Центрального таможенного управления Федеральной таможенной службы (далее по тексту – Смоленская таможня) от 18.07.2008 №10113000-430/2008 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.

Решением Арбитражного суда Смоленской области от 22.12.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.

  Не согласившись  с указанным решением, ООО «Карго-Л» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу  новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм  материального права.

В отзыве на апелляционную жалобу Смоленская таможня, опровергая доводы жалобы, считает, что решение суда первой инстанции принято в полном соответствии с нормами материального и процессуального права, а апелляционная жалоба необоснованна и удовлетворению не подлежит.

ООО «Карго-Л» заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без  участия его представителя. Данное ходатайство рассмотрено судом в порядке ст.ст. 158, 159 АПК РФ и удовлетворено с учетом надлежащего уведомления Общества о времени и месте судебного заседания.

  На основании ст.ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие  представителя  ООО «Карго-Л».

  Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя Смоленской таможни, явившегося в судебное заседание, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела,   06.04.2008 ООО «Карго-Л» в качестве перевозчика осуществляло международную грузовую перевозку товаров по договору-заявке №21032008 в адрес получателя в Российской Федерации ООО «Бизнес-Полис» (Москва).

Общество ввезло на территорию Российской Федерации через ОТО и ТК №7 Смоленской таможни на принадлежащих ему транспортных средствах (грузовой автомобиль «Скания», регистрационный номер GD7429, полуприцеп, регистрационный номер К9831, далее - ТС) под управлением водителя Общества Остапко Николайса следующие товары: полотно с петельным ворсом, трикотажное в количестве 178 мест, вес брутто 7 570 кг; ворсовое полотно (махровое) трикотажное, напечатанное, в количестве        279 мест, вес брутто 11 952 кг; ткань хлопчатобумажная с напечатанным рисунком, в количестве 9 мест, вес брутто 398 кг.

Указанные сведения о товарах содержались в представленных водителем в таможню товаросопроводительных документах (накладная СМR от 28.03.2008 №LV-0621720, книжка МДП №SX56021822, инвойс от 27.03.2008 №460N/TT-048/03-08), в которых отправителем товара указана фирма «Хилвью Бизнес Л.Л.П., Лондон, Великобритания (Нillviеw Вusiness L.L.P., London, Great Britain), грузополучателем - ООО «Бизнес-Полис», РФ,              г. Москва, ул. Красноказарменная, д. 15.

По результатам проведенных Смоленской таможней проверочных мероприятий (справка специалиста от 09.04.2008 №112-06/160, рапорт начальника Заднепровского т/п от 11.04.2008, протокол досмотра ТС от 06.06.2008, протокол изъятия вещей и документов от 07.06.2008) установлено, что в грузовых отсеках указанных ТС перемещаются товары заявленных наименований, однако их фактический вес брутто и количество мест не соответствовали указаниям товаросопроводительных документов. Так, фактический вес перемещавшегося товара (ткань хлопчатобумажная с напечатанным рисунком) составил 15 539 кг, то есть больше заявленного по документам (398 кг) на 15 141 кг (3 058 рулонов).

По данному факту Смоленской таможней 11.04.2008 в отношении Общества было возбуждено производство №10113000-430/2008 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.

В ходе административного расследования по делу был опрошен водитель Общества Остапко Н. (объяснение от 11.04.2008, протокол опроса от 08.07.2008), который показал, что при загрузке ТС в г. Каунас (Литва) он присутствовал, в отсеки грузились полиэтиленовые мешки серо-зеленого цвета с рулонами, содержимое которых он определил визуально как ткань, при этом, взвешивание товаров при погрузке не производилось, количество товара (грузовых мест) водитель не пересчитывал, разбивку загруженного товара на три вида в товаросопроводительных документах он видел, однако никаких сомнений в связи с этим у него не возникло и оговорок в накладную (СМR) он не внес.

Действия Общества квалифицированы таможней как административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 16.1. КоАП РФ, выразившееся в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о весе брутто перемещаемого товара при прибытии на таможенную территорию Российской Федерации, о чем составлен протокол от 17.07.2008 и вынесено оспариваемое постановление от 18.07.2008, которым Общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 50 000 руб.

Считая указанное постановление незаконным, ООО «Карго-Л» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

Перевозчиком в силу п. 16 ст. 11 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ТК РФ) является лицо, осуществляющее перевозку товаров через таможенную границу.

Пунктом 2 ст. 69 ТК РФ предусмотрено, что после пересечения перевозчиком таможенной границы он обязан доставить ввозимые им товары и транспортные средства в пункт пропуска и предъявить их таможенному органу.

Согласно п. 1 ст. 72 ТК РФ при прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации перевозчик обязан представить таможенному органу документы и сведения, предусмотренные ст. ст. 73 - 76 настоящего Кодекса, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется международная перевозка.

Статьей 73 ТК РФ установлено, что  при международной перевозке автомобильным транспортом перевозчик сообщает таможенному органу следующие сведения: о государственной регистрации транспортного средства; наименование и адрес перевозчика, отправителя и получателя товаров, наименование страны отправления и страны назначения товаров; о продавце и получателе товаров в соответствии с имеющимися у перевозчика коммерческими документами; о количестве грузовых мест, их маркировке и видах упаковок товаров; наименование, а также коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности не менее чем на уровне первых четырех знаков; вес брутто товаров (в килограммах) либо объем товаров в кубических метрах, за исключением крупногабаритных грузов; о наличии товаров, ввоз которых на таможенную территорию Российской Федерации запрещен или ограничен; о месте и дате составления международной товаротранспортной накладной (п. 1). Перевозчик сообщает названные сведения путем представления таможенному органу следующих документов: документов на транспортное средство; международной товаротранспортной накладной; имеющихся у перевозчика коммерческих документов на перевозимые товары (п. 2).

Таможенные органы, в силу ст. 367 ТК РФ, проверяют документы и сведения, представленные при таможенном оформлении товаров и транспортных средств в соответствии с настоящим Кодексом, в целях установления подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений, а также правильности их оформления.

В ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за сообщение таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Российской Федерации или при убытии с таможенной территории Российской Федерации товаров и (или) транспортных средств, либо для получения разрешения на внутренний таможенный транзит или для его завершения, либо при помещении товаров на склад временного хранения путем представления недействительных документов.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с разъяснениями, данными в п. 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 №18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», оценивая вину перевозчика в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, выразившегося в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о количестве товара, надлежит выяснять, в какой мере положения действующих международных договоров в области перевозок (Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) 1956 г., Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) 1951 г., Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 г., Конвенции Организации Объединенных Наций о морской перевозке грузов 1978 г. и других) предоставляли перевозчику возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена ответственность частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, а также, какие меры были приняты перевозчиком для их соблюдения.

При определении вины перевозчика, сообщившего таможенному органу недостоверные сведения о грузах, количество которых определяется весовыми параметрами, необходимо выяснять, значительна ли разница между количеством фактически перемещаемого товара и количеством, указанным в товаросопроводительных документах, а также насколько такое несоответствие могло быть очевидным для перевозчика, осуществляющего свою деятельность на профессиональной основе, исходя из осадки транспортных средств, его технических возможностей и других подобных показателей. Вопрос о том, значительно ли несоответствие между количеством фактически перемещаемого товара и количеством, указанным в товаросопроводительных документах, определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств данного правонарушения.

Судом установлено и следует из материалов дела, Обществом при прибытии в Российскую Федерацию в Смоленскую таможню представлены следующие товаросопроводительные документы на ввезенный товар: накладная СМR от 28.03.2008 №LV-0621720, книжка МДП №SX56021822, инвойс от 27.03.2008 №460N/TT-048/03-08. Сведения, заявленные о весе брутто данного товара (ткани хлопчатобумажной с напечатанным рисунком) являлись недостоверными, в частности, фактический вес брутто этого товара в грузовом отсеке ТС Общества значительно превышал заявленный, а именно, на 15 141 кг (3058 рулонов).

Согласно ст. 4    Конвенции   о   договоре    международной  перевозки  грузов 1956 года (далее - КДПГ) основным документом, подтверждающим заключение  договора международной перевозки, является международная  товаротранспортная   накладная.

В силу  ст. 6  КДПГ накладная должна содержать следующие сведения: место и дата ее составления; реквизиты (наименование и  адрес)  отправителя,  перевозчика, получателя; принятое обозначение характера груза и тип его упаковки и, в случае перевозки опасных грузов, их обычно признанное обозначение; число грузовых мест, их особая разметка и номера; вес груза брутто или выраженное в других единицах измерения количество груза; связанные с перевозкой расходы (стоимость перевозки, дополнительные расходы, таможенные пошлины и сборы, а также прочие издержки с момента заключения договора до сдачи груза); инструкции, требуемые для выполнения таможенных формальностей, и другие; указание, что перевозка производится независимо от всякой оговорки, согласно требованиям, установленным настоящей Конвенцией.

Сведения     о    наименовании,   количестве    и кодах перевозимых товаров, указанные в транспортной накладной, должны соответствовать  сведениям, содержащимся в коммерческих  документах, реквизиты которых указаны в накладной.

Согласно п.п. 1 и 2 ст. 8 КДПГ при принятии груза перевозчик обязан проверить точность записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, а также их маркировки и номеров; внешнее состояние груза и его упаковку.

Если перевозчик не имеет достаточной возможности проверить правильность записей, указанных в накладной, он должен вписать в накладную обоснованные оговорки.

При отсутствии в накладной обоснованных перевозчиком оговорок имеется презумпция, что груз и его упаковка были внешне в исправном состоянии в момент принятия груза перевозчиком и что число грузовых мест, а также их маркировка и номера

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2009 по делу n А23-2725/08Г-2-166. Решение отменить, дело рассмотреть по правилам рассмотрения в 1 инст.  »
Читайте также