Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2015 по делу n А09-1440/2015. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

07 октября 2015 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула                                                                                                      Дело № А09-1440/2015

Резолютивная часть постановления объявлена   30.09.2015

Постановление изготовлено в полном объеме    06.10.2015

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего  Капустиной Л.А., судей Волковой Ю.А. и Рыжовой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Корнеевой Е.В., в отсутствие лиц, участвующих в деле, рассмотрев в открытом судебном заседании  апелляционную жалобу администрации Выгоничского района Брянской области (Брянская область, п. Выгоничи,   ОГРН 1023201935393, ИНН 3208002852)  на решение Арбитражного суда Брянской области от 21.05.2015 по делу № А09-1440/2015 (судья Петрунин С.М.), установил следующее.

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Козеев Эдуард Владимирович (ОГРИП 309325434400171)  (далее – глава крестьянского хозяйства) обратился в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к администрации Выгоничского района Брянской области (далее – администрация) о признании недействительным решения от 13.11.2014 № 2218 об отказе в предоставлении в долгосрочную аренду земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для размещения многолетних насаждений, площадью 37 705 кв. метров, расположенного в 370 м на юг от жилого дома по адресу: п. Мусинский Выгоничского района Брянской области, ул. Мусинская, 4, для растениеводства,  признании незаконным бездействия администрации, выразившегося в неутверждении и невыдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в установленный законом срок,  возложении на  администрацию обязанности  утвердить и выдать заявителю схему расположения испрашиваемого земельного участка (т. 1, л. д. 2).

Решением суда от 21.05.2015 (т. 1, л. д. 75) заявление удовлетворено. Посчитав, что поданное  главой крестьянского хозяйства заявление соответствует установленным законодательством требованиям, суд пришел к выводу о  обоснованности  требований.

В апелляционной жалобе администрация просит решение отменить, в удовлетворении заявления отказать. Оспаривая судебный акт, заявитель ссылается на то, что уточненное заявление в администрацию не поступало, в связи с чем она была лишена возможности обосновать свою позицию по делу. Указывает на то, что заявитель не обосновал конкретный вид деятельности, которым намерен заниматься на испрашиваемом земельном участке; не указал показатели расширения сферы деятельности; увеличение численности членов крестьянского фермерского хозяйства (работников). Отмечает, что указание заявителя на занятие растениеводством носит общий характер и не позволяет прийти к выводу об обоснованности размера испрашиваемого земельного участка и соответствия заявленного вида деятельности видам разрешенного использования земельного участка. Информирует о том, что в настоящее время заявителю предоставлена значительная площадь земель, которые не обрабатывается и не используется по назначению.

В отзыве заявитель просит решение оставить без изменения,  апелляционную жалобу – без удовлетворения. Указывает на то, что в заявлении о предоставлении участка указана цель использования – осуществление фермерским хозяйством его деятельности и расширение деятельности КФХ, использование земельного участка для растениеводства,  в обоснование размера испрашиваемого земельного участка приведены  сведения о численности членов КФХ – 6 человек и численности работников – 5 человек, виды деятельности КФХ указаны в приложенной выписке ЕГРИП.  Отмечает, что растениеводство является видом сельскохозяйственной деятельности, представляющим собой возделывание культурных растений, используемых во многих отраслях промышленности,  что соответствует целевому назначению испрашиваемого земельного участка. Ссылается на то, что запрошенные администрацией документы,  подтверждающие  увеличение численности работников или увеличение иных показателей КФХ, указание конкретных видов культур, которые предполагается возделывать на спорном участке, не входят в перечень документов, предусмотренных пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее – Закон № 74-ФЗ). Отмечает, что согласно статье 3.1 Закона Брянской области «Об обороте земель сельскохозяйственного назначении в Брянской области» от 25.05.2006 минимальный размер образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения устанавливается не менее трех гектаров.

Лица, участвующие в деле,  извещенные надлежащим образом о времени и месте  его рассмотрения, в том числе путем размещения информации на сайте суда, в суд апелляционной инстанции  представителей не направили. Судебное разбирательство проводилось в  их отсутствие  в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Определениями суда от 30.07.2015 (т. 1, л. д. 128) и от 07.09.2015 (т. 1, л. д. 136)  рассмотрение дела  откладывалось для получения от главы крестьянского хозяйства документов, прилагаемых к его обращению от 21.01.2014.

Лица, участвующие в деле,  извещенные надлежащим образом о времени и месте  егорассмотрения дела, в том числе путем размещения информации на сайте суда, в суд апелляционной инстанции  представителей не направили. Судебное разбирательство проводилось в  их отсутствие   в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.

Как видно из материалов дела, глава крестьянского хозяйства  27.10.2014 обратился в администрацию  с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 10 лет земельного участка площадью 37 705 кв. метров, расположенного в 370 м на юг от жилого дома по адресу: п. Мусинский Выгоничского района Брянской области, ул. Мусинская, д. 4, в целях осуществления деятельности фермерского хозяйства, расширения такой деятельности. В указанном заявлении глава крестьянского хозяйства также просил администрацию утвердить и выдать ему схему расположения вышеуказанного земельного участка на кадастровом плане территории Орменского сельского поселения (т. 1, л. д. 37).

Письмом от 13.11.2014 № 2218 администрация отказала в  предоставлении  испрашиваемого земельного  участка  в аренду, сославшись на то, что в заявлении не обоснован размер испрашиваемого земельного участка (отсутствуют показатели расширения сферы деятельности, отсутствует увеличение численности членов КФХ, работников).

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства, полагая, что указанный отказ является незаконным, нарушает его права и законные интересы,  обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением. 

В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу пункта  4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В случае если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Таким образом, в соответствии со статьями  198,  200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996  № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением  части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Поскольку заявление о предоставлении земельного участка в собственность  было подано 27.10.2014, к спорным правоотношениям   применимы нормы земельного законодательства Российской Федерации в редакции до 01.03.2015 (статья 35 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ).

В силу статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте  земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Закон № 101-ФЗ)  правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, названным Законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно пунктам 1 и 4 статьи 10  Закона № 101-ФЗ (в редакции до 01.03.2015)  участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах) за исключением участков, находящихся в фонде перераспределения земель, которые могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с данным Кодексом, а также федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.

Таким законом является Закон № 74-ФЗ, который определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств.

Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности регламентирован статьей 12 указанного Федерального закона.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.11.2013 № 7865/13, положение статьи 12 Закона № 74-ФЗ является специальным  и устанавливает процедуру предоставления земельного участка, отличную от общего порядка предоставления земельных участков.

В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона № 74-ФЗ (в редакции до 01.03.2015) в целях получения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, расширения такой деятельности главы фермерских хозяйств или зарегистрированные в качестве юридических лиц фермерские хозяйства подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – многофункциональный центр) заявления, в которых должны быть указаны определенные сведения, в том числе:

1) цель использования земельных участков (осуществление фермерским хозяйством его деятельности, расширение такой деятельности);

2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);

3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);

4) срок аренды земельных участков;

5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);

6) предполагаемое местоположение земельных участков.

Анализ положений  статьи 12 Закона № 74-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что при  обращении заявитель должен обосновать как размер   испрашиваемого участка, так и цель  его использования и конкретный  вид деятельности КФХ на данном участке, определив при этом число  членов  хозяйства для осуществления  определенного им вида деятельности, предоставив при этом соответствующие документы.

Данные требования закона направлены, прежде всего, на исключение  формального и произвольного  подхода в рассмотрении  вопроса  предоставления земель фермерским хозяйствам.

Земли сельскохозяйственного назначения должны использоваться по своему назначению, а потому обоснование планируемого использования необходимо для анализа соотношения планируемых видов деятельности с теми силами, которые предполагается применять при обработке земли, чтобы   исключить нерациональное отношение  к ней.

Таким образом, одно лишь формальное указание в заявлении на число членов, цель и планируемый вид деятельности недостаточно для  принятия положительного решения  в отношении испрашиваемого участка. Иной подход повлечет вероятность предоставления 

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2015 по делу n А68-248/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также