Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2015 по делу n А09-5117/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

05 октября 2015 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула                                                                                                       Дело №  А09-5117/2015

Резолютивная часть постановления объявлена  28.09.2015

Постановление изготовлено в полном объеме    05.10.2015

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего  Мордасова Е.В., судей Еремичевой Н.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Глухаревой Е.А.,  при участии в судебном заседании представителя заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Транснефтьстрой» (г. Москва, ОГРН 1097746540121, ИНН 7728710129) – Масленникова М.В. (доверенность от 12.12.2014 № 18-01-06/353-14), представителей заинтересованного лица –   государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Фокинском районе городского округа г. Брянска – Музыченко Е.М. (доверенность от 23.09.2015 № 7789), Ширшовой С.Н. (доверенность от 10.08.2015           № 7486), Ананенко А.П. (доверенность от 23.09.2015),  рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Фокинском районе городского округа                      г. Брянска на решение Арбитражного суда Брянской области от 19.06.2015 по делу                               № А09-5117/2015,  установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Транснефтьстрой» (далее –                     ООО «Транснефтьстрой», общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Фокинском районе городского округа города Брянска (далее –  Управление) о признании недействительными решений об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах от 17.02.2015 № 042 004 15 РК 0000043 и № 042 004 15 РК 0000044.

В ходе судебного разбирательства общество уточнило требования и просило признать недействительными решения об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах от 17.02.2015 № 042 004 15 РК 0000043 и № 042 004 15 РК 0000044, а также обязать Управление принять меры для устранения допущенных нарушений прав и законных интересов ООО «Транснетьстрой», путем принятия в течение 10 рабочих дней со дня вступления судебного акта в законную силу в порядке, предусмотренном пунктом 7 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ» (далее – Федеральный закон № 212-ФЗ), решения о зачете сумм излишне уплаченных страховых взносов в размере 12 840 956 руб., в том числе 10 735 203 руб. в ПФР и 2 105 753руб. в ФФОМС.

Решением суда от 01.07.2015 в заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с решением суда, Управление обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований. В обоснование своей позиции заявитель указывает, что, законодательством не предусмотрена правопреемственность в части определения базы для начисления страховых взносов. Полагает, что при реорганизации юридического лица в форме присоединения организации  правопреемник при определении базы для начисления страховых взносов не вправе учитывать  выплаты, начисленные в пользу работников в реорганизованном лице. Считает, что поскольку сведения персонифицированного учета уже включены в лицевые счета застрахованных лиц, то их зачет противоречит пункту 22 статьи 59 Федерального закона № 212-ФЗ. Также указывает на пропуск обществом срока исковой давности.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу просила оставить решение суда первой инстанции без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.

Изучив материалы дела, оценив доводы  апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, выслушав представителей, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ООО «Транснефтьстрой» в лице своего филиала в г. Брянске 11.11.2014 обратилось в Управление с заявлением о зачете сумм излишне уплаченных за 2011 год страховых взносов в Пенсионный фонд и Фонд обязательного медицинского страхования. 14.11.2014 Общество представило в Управление уточненные расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам за 9 месяцев 2011 года и за 2011 год по филиалу ООО «Транснефтьстрой» и повторно 20.03.2015 подало заявление о зачете сумм излишне оплаченных страховых взносов в счет предстоящих оплат.

Управлением проведены камеральные проверки уточненных расчетов, по результатам которых составлены акты от 15.01.2015 № 0420000000002 и № 042000000003.

Руководителем Управлением рассмотрены материалы проверки и 17.02.2015 приняты оспариваемые решения.

В соответствии с решением № 042 004 15 РК 0000044 по проверке уточненного расчета за октябрь–декабрь 2011 года отказано в привлечении к ответственности и предложено уплатить недоимку в сумме 12 362 232руб., в том числе на страховую часть пенсии – 9 229 631руб., на накопительную часть – 1 105 356 руб., в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 1 232 249 руб., в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования – 794 999 руб.

По решению № 042 004 15 РК 0000043 по проверке расчета за период с 01.07.2011 по 20.09.2011  отказано в привлечении общества к ответственности и предложено уплатить недоимку на страховую часть пенсии – 356 635 руб., на накопительную часть пенсии – 43 581 руб., в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования –            47 719 руб., в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования –                      30 786 руб.

Не согласившись с принятыми решениями и отказами в проведении зачета, выраженными в письмах от 09.12.2014 № 10154 и от 30.03.2015 № 2050, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции, удовлетворяя требования общества, правомерно исходил из следующего.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 Кодекса, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

 В соответствии с пунктом 5 Федерального закона № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Согласно статье 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страховые взносы на обязательное пенсионное страхование определены законодателем как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет пенсионного фонда и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

В течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных – для плательщиков страховых взносов – физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно (пункт 3 статьи 15 Федерального закона № 212-ФЗ).

В силу положений пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 212-ФЗ облагаемая база плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

Особенностью исчисления и уплаты страховых взносов является накопительный порядок исчисления облагаемой базы путем суммирования в течение календарного года произведенных за каждый месяц выплат в пользу работников и других физических лиц.

Порядок осуществления зачета или возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов урегулирован статьей 26 Федерального закона № 212-ФЗ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона № 212-ФЗ сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачёту в счёт предстоящих платежей плательщика страховых взносов по страховым взносам, погашения задолженности по пеням и штрафам за правонарушения, предусмотренные Федерального закона № 212-ФЗ, либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Как следует из пункта 1 статьи 8 Федерального закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона № 212-ФЗ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Федерального закона № 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Федерального закона № 212-ФЗ.

Плательщики страховых взносов, указанные в пункте 1 части 1 статьи 5 Федерального закона № 212-ФЗ, определяют базу для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом (пункт 3 статьи 8 Федерального закона № 212-ФЗ).

Для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Федерального закона № 212-ФЗ, согласно части 4 статьи 8 Федерального закона                                 № 212-ФЗ, база для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме, не превышающей, учитывая постановление Правительства Российской Федерации от 27.11.2010 № 933 «О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2011 года»,                         463 000 руб. нарастающим итогом с начала расчётного периода. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 463 000 руб. нарастающим итогом с начала расчётного периода, страховые взносы не взимаются (пункт 4 статьи 8 Федерального закона № 212-ФЗ в редакции, действовавшей в проверяемый период).

Из вышеизложенного следует, что при всех прочих равных условиях, плательщик страховых взносов исчисляет базу для их начисления с начала расчётного периода нарастающим итогом; при достижении сумм выплат и иных вознаграждений, произведённых в пользу физического лица, 463 000 руб. – страховые взносы взиманию с него не подлежат.

ООО «Брянскнефтегазспецстрой» с 01.01.2011 по 27.09.2011 производило исчисление базы для начисления страховых взносов с выплат и вознаграждений, выданных физическим лицам, нарастающим итогом.

С 27.09.2011 – даты прекращения деятельности ООО «Брянскнефтегазспецстрой» в качестве юридического лица в связи с его реорганизацией в форме присоединения к                 ООО «Транснефтьстрой» – обществом исчисление базы для начисления страховых взносов с выплат и вознаграждений, выданных тем же физическим лицам, уплата страховых взносов по ним производились как с начала расчётного периода. То есть общество не учло того, что при исчислении страховых взносов нарастающим итогом с 01.01.2011, страховые взносы в сумме 12 840 956 руб. не подлежали уплате.

В силу пункта 1 статьи 10 Федерального закона № 212-ФЗ расчётным периодом по страховым взносам признается календарный год. Исключения из этого составляют пункты 3, 4, 5 статьи 10 Федерального закона № 212-ФЗ, согласно которым следует, что если организация была создана после начала календарного года, первым расчетным периодом для нее является период со дня создания до окончания данного календарного года. Если организация была ликвидирована или реорганизована до конца календарного года, последним расчетным периодом для нее является период с начала этого календарного года до дня завершения ликвидации или реорганизации. Если организация, созданная после начала календарного года, ликвидирована или реорганизована до конца этого календарного года, расчетным периодом для нее является период со дня создания до дня завершения ликвидации или реорганизации.

Вместе с тем, предусмотренные пунктами 3–5 статьи 10 Федерального закона               № 212-ФЗ исключения не применяются в отношении организаций, из состава которых выделяются либо к которым присоединяются одна или несколько организаций (пункт 6 статьи 10 Федерального закона № 212-ФЗ).

В связи с чем, на ООО «Транснефтьстрой», как организацию–плательщика страховых взносов, реорганизованную в форме присоединения к ней                                         ООО

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2015 по делу n А54-7770/2012. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также