Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2015 по делу n А23-457/2015. Изменить решение (ст.269 АПК)

24 августа 2015 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула                                                                                                    Дело   № А23-457/2015

Резолютивная часть  постановления объявлена 19.08.2015

Постановление изготовлено в полном объеме  24.08.2015

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего  Еремичевой Н.В., судей Заикиной Н.В. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.А., при участии                                    от заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Горизонт плюс» (г. Калуга, ОГРН 1074027007647, ИНН 4027083160) – Казанникова Ю.Е. (доверенность                               от 30.07.2015), от ответчиков – Городской Управы города Калуги (г. Калуга,                           ОГРН 1024001179113, ИНН 4027017947) – Белла Н.Ю. (доверенность от 10.11.2014                        № 01/186-14-д),  Харчевниковой Л.Г. (доверенность от 26.05.2014 № 01/109-14-д), Управления экономики и имущественных отношений г. Калуги (г. Калуга,                            ОГРН 1114027004332, ИНН 4027104445) – Белла Н.Ю. (доверенность от 06.05.2014              № 783/16-14), Харчевниковой Л.Г. (доверенность от 12.08.2014 № 2536/16-14), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления экономики и имущественных отношений города Калуги на решение Арбитражного суда Калужской области от 12.05.2015 по делу № А23-457/2015 (судья Ипатов А.Н.), установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Горизонт плюс» (далее по тексту– общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением                   к Управлению экономики и имущественных отношений городской Управы города Калуги (далее по тексту – управление), Городской Управе города Калуги (далее по тексту – управа) о признании незаконным и отмене отказа от 17.12.2014.

Решением Арбитражного суда Калужской области от 12.05.2015 заявленные требования удовлетворены частично. Признан незаконным отказ Управления экономики и имущественных отношений Городской Управы города Калуги в предоставлении преимущественного права ООО «Горизонт плюс» на приобретение арендуемого нежилого помещения площадью 7,7 кв. м в нежилом помещении общей площадью 180,40 кв. м, расположенном по адресу: г. Калуга, ул. Дарвина, д. 7, содержащийся в письменном ответе начальника Управления экономики и имущественных отношений Городской Управы города Калуги от 17.12.2014  № 34399/16-14. Суд обязал Управление экономики и имущественных отношений Городской Управы города Калуги устранить нарушения прав общества с ограниченной ответственностью «Горизонт плюс», заключив с обществом                                   с ограниченной ответственностью «Горизонт плюс» договор купли-продажи нежилого помещения площадью 7,7 кв. м в нежилом помещении общей площадью 180,40 кв. м, расположенном по адресу: г. Калуга, ул. Дарвина, д. 7. В удовлетворении заявленных требований к Городской Управе города Калуги отказано.

Судебный акт мотивирован тем, что принадлежность общества к субъектам малого и среднего предпринимательства, отсутствие задолженности по арендной плате, отсутствие арендуемого имущества в перечне имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства подтверждаются материалами дела и администрацией не оспариваются; спорное помещение является обособленным объектом, поставлено на кадастровый учет на момент обращения заинтересованного лица с заявлением о предоставлении преимущественного права выкупа спорного объекта, спорное нежилое помещение находилось в пользовании ООО «Горизонт плюс» более пяти лет.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований общества к Городской Управе города Калуги, суд первой инстанции исходил из того, что заявителем оспаривался ответ Управления экономики и имущественных отношений Городской Управы города Калуги,  которым оказывается услуга отчуждения недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства согласно административному регламенту, утвержденному постановлением Городской Управы г. Калуги от 29.06.2012 № 251-п.

В апелляционной жалобе Управление экономики и имущественных отношений Городской Управы города Калуги просит данное решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции указывает, что у управления не было оснований для реализации преимущественного права ООО «Горизонт плюс» на приобретение арендуемого имущества в соответствии                           с требованиями Закона № 159-ФЗ, поскольку на момент обращения заявителя за выкупом испрашиваемого имущества с учетом даты его формирования как самостоятельного объекта недвижимого имущества, площади объекта, заявитель владел им менее срока,  предусмотренного статьей 3 Закона № 159-ФЗ.

В отзыве на апелляционную жалобу ООО «Горизонт плюс», опровергая доводы жалобы, считает, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, и просит                         в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Городская Управа города Калуги отзыв на апелляционную жалобу не представила.

Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о наличии оснований для изменения решения суда первой инстанции ввиду следующего.

Как следует из материалов дела, ООО «Горизонт плюс» на основании договора аренды от 23.01.2008 (на основании распоряжения городского головы городского округа «Город Калуга» от 23.01.2008 № 586-р) являлось арендатором помещения, расположенного на первом этаже здания по адресу: г. Калуга, ул. Дарвина, д. 7, общей площадью 19,60 кв. м для использования под офис.

В дальнейшем, общество по договорам аренды от 30.05.2008 (на основании распоряжения городского головы городского округа «Город Калуга» от 30.05.2008                      № 6243-р), от 28.01.2009 (на основании распоряжения городского головы городского округа «Город Калуга» от 28.01.2009 № 529-р), от 17.12.2009 (на основании распоряжения городского головы городского округа «Город Калуга» от 17.12.2009 № 141412-р),                          от 28.12.2010 (на основании распоряжения городского головы городского округа «Город Калуга» от 28.12.2010 № 16728-р), от 19.12.2011 (на основании постановления городской Управы города Калуги от 19.12.2011 № 9545-пи), от 25.12.2012 (на основании постановления городской Управы города Калуги от 25.12.2012 № 15451-пи), от 01.04.2014 (на основании постановления городской Управы города Калуги от 01.04.2014 № 3633-пи), от 20.05.2015 (на основании постановления Городской Управы города Калуги                             от 08.05.2014 № 5426-пи) является арендатором нежилого помещения общей площадью 7,90 кв. м (на поэтажном плане комната № 4) в нежилом помещении общей площадью 180,40 кв. м, расположенном в строении по адресу: г. Калуга, ул. Дарвина, д. 7,                             для использования под офис.

Общество 18.11.2014 обратилось в Управление экономики и имущественных отношений города Калуги с заявлением о предоставлении преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, расположенного по адресу: г. Калуга, ул. Дарвина, д. 7, общей площадью 7,7 кв. м, приложив к заявлению необходимый пакет документов.

Письмом  от 17.12.2014 № 4399/16-14 Управление экономики и имущественных отношений города Калуги указало на невозможность предоставления ООО «Горизонт плюс» преимущественного права на приобретение спорного помещения в связи с тем, что регистрация права собственности на нежилое помещение, расположенное по адресу:                    г. Калуга, ул. Дарвина, д. 7, общей площадью 7,7 кв. м произведена обществом 17.10.2014 (запись о регистрации № 40-40-01/051/2014-467, свидетельство о государственной регистрации права серии 40 КЛ № 818587 от 17.10.2014), что свидетельствует о том, что формирование объекта площадью 7,7 кв. м, расположенного по адресу: г. Калуга,                                 ул. Дарвина, д. 7, как обособленного объекта недвижимого имущества, произведено только 17.10.2014.

Ранее по договорам аренды с ООО «Горизонт плюс» объект недвижимости площадью 7,7 кв. м не передавался.

Не согласившись с  вышеуказанным отказом Управления экономики и имущественных отношений города Калуги, ООО «Горизонт плюс» обратилось                             в арбитражный суд с настоящим заявлением. 

Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться                                в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исходя из смысла указанной нормы и разъяснений, данных                                         в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8, основанием для признания недействительными ненормативных актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является одновременное несоответствие этих ненормативных актов, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя.

Из статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ                           «О приватизации государственного и муниципального имущества» особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества могут быть установлены федеральным законом.

Отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства (далее – арендуемое имущество), в том числе особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества, регулируются Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ                                       «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту –Закон № 159-ФЗ).

В соответствии со статьей 3 Закона № 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что: 1) арендуемое имущество по состоянию на 01.07.2013 находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества,                                    за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9данного Федерального закона; 2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4  данного Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 или частью 2.1 статьи 9данного Федерального закона, –                                  на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления                                        о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;                  4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4                      статьи 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства                     в Российской Федерации» перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9данного Федерального закона.

Согласно части 2 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям, по своей инициативе вправе направить                 в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, не включенного в утвержденный                       в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2015 по делу n А62-4117/2014. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также