Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2015 по делу n А23-722/2015. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)24 августа 2015 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09 e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Тула Дело № А23-722/2015 Резолютивная часть постановления объявлена 20.08.2015 Постановление изготовлено в полном объеме 24.08.2015 Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тучковой О.Г., судей Волковой Ю.А., Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Корнеевой Е.В., при участии от истца – Зубенко А.А. (директор, решение от 01.01.2014 № 1, свидетельство о постановке на учет 20.04.2010), от ответчика – Журавлевой Е.Ю. (доверенность от 19.01.2015 № 01/1-15-д), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Городской Управы города Калуги на решение Арбитражного суда Калужской области от 22.05.2015 по делу № А23-722/2015 (судья Сафонова И.В.), установил следующее. Общество с ограниченной ответственностью «Дом Купцов Кудриных» (далее – истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области к Городской Управе города Калуги (далее – ответчик, управа) с исковым заявлением о признании незаконным в части применения повышающего коэффициента «5» расчета арендной платы за 2013-2014 годы № 0-224/14 по договору аренды находящегося в государственной собственности земельного участка для строительства магазина от 10.12.2007 № 512/07. В предварительном судебном заседании представитель истца заявил об уточнении требований, просил признать незаконным расчет арендной платы за период с 2013 года по 2014 год по договору от 10.12.2007 №512/07 за 2013 год в части применения повышающего коэффициента «5». На основании ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом приняты к рассмотрению уточненные исковые требования истца. Решением арбитражного суда исковые требования удовлетворены. В апелляционной жалобе Городская Управа города Калуги просит решение суда первой инстанции отменить, оставить без удовлетворения исковые требования. Отмечает, что применение в расчете арендной платы от 20.05.2014 за 2013-2014 годы по договору аренды от 10.12.2007 № 512/07 повышающего коэффициента «5» не противоречит основным принципам определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации. Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам. Как установлено судом, на основании распоряжения Городского Головы городского округа «Город Калуга» от 26.11.2007 № 11094-р, между ответчиком (арендодатель) и индивидуальным предпринимателем Беловой Людмилой Ивановной (арендатор) заключен договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка для строительства магазина от 10.12.2007 № 512/07 (л. д. 7-9). В соответствии с пунктом 1.1 указанного договора арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из состава земель населенных пунктов с кадастровым номером 40:26:000143:0019, общей площадью 720 кв. м, находящийся по адресу: г. Калуга, ул. Валентины Никитиной, д. 51, используемый для строительства магазина. Согласно пункту 2.1 договора срок аренды участка устанавливается на три года. В силу пункта 3.1 договора размер и порядок расчет арендной платы указан в приложении № 2 к договору (л. д. 13) и определяется по формуле АП=(Б*К*Пл*Д)/Г, где АП – арендная плата за земельный участок, Б – кадастровая стоимость земли, К – процент от удельной кадастровой стоимости, Пл – площадь земельного участка в кв.м., Д – количество дней периода, за который рассчитывается арендная плата, Г – количество дней в году. Согласно указанному приложению процент от удельной кадастровой стоимости (К) устанавливается ежегодно органом местного самоуправления. В соответствии с пунктом 3.2 договора расчет арендной платы составляется ежегодно с учетом устанавливаемых на календарный год базовых ставок арендной платы и коэффициентов к ним с указанием суммы, сроков и реквизитов оплаты, подписывается арендатором и уполномоченным лицом со стороны арендодателя. В случае уклонения арендатора от получения или отказа от подписания ежегодной арендной платы, либо уточненного уведомления по арендной плате, указанные расчет либо уведомление подписываются только арендодателем и считаются действующими с момента подписания арендодателем. Согласно пункту 3.5 договора размер арендной платы изменяется арендодателем в одностороннем порядке ежегодно при изменении размеров базовой ставки арендной платы и (или) коэффициентов к базовым ставкам с момента вступления в силу, указанных изменений. В случае изменения вида разрешенного использования земельного участка арендная плата исчисляется с момента такого изменения на основании дополнительного соглашения к договору. Пунктом 3.6 договора установлено, что в случае изменения условий, определяющих арендную плату и сроки ее внесения, составляется уточненное уведомление по арендной плате, подписываемое арендатором и уполномоченным лицом со стороны арендодателя. Пунктом 5.3 договора предусмотрено, что при превышении сроков строительства применяются повышающие коэффициенты к арендной плате в следующих размерах: от 3 лет до 5 лет – коэффициент «5», от 5 лет до введения объекта в эксплуатацию – коэффициент «10». Управлением Федеральной регистрационной службы по Калужской области произведена государственная регистрация данного договора, что подтверждается соответствующей отметкой на договоре от 14.05.2008. Впоследствии, 20.09.2011 между истцом и индивидуальным предпринимателем Беловой Людмилой Ивановной был заключен договор уступки прав и обязанностей по договору аренды находящегося в государственной собственности земельного участка для строительства магазина от 10.12.2007 № 512/07 (л. д. 16). Управлением Федеральной регистрационной службы по Калужской области произведена государственная регистрация данного договора, что подтверждается соответствующей отметкой на договоре от 05.10.2011. Ответчиком в адрес истца был направлен расчет арендной платы от 20.05.2014 года за 2013-2014 годы за № 0-224/14, из которого следует, что ответчиком при расчете арендной платы применен с 14.05.2013 до ввода объекта в эксплуатацию коэффициент «5» (л. д. 22). Полагая, что при расчете арендной платы за 2013-2014 годы незаконно включен поправочный коэффициент «5», общество с ограниченной ответственностью «Дом Купцов Кудриных», обратилось в арбитражный суд с иском. Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходил из того, что коэффициент «5», установленный постановлением Городской Управы города Калуги от 27.12.2012 № 448-п, представляет собой санкцию за затягивание сроков строительства объектов нежилого назначения. Между тем федеральное законодательство (статья 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), пункт 15 статьи 3 Федерального закона № 137-ФЗ (в редакции Федерального закона от 18.12.2006 № 232-ФЗ) допускает применение такой санкции только в отношении жилищного строительства, относящегося к социально-значимым видам деятельности. В связи с этим, устанавливая повышающий коэффициент К в размере «5» ко всем видам строительства на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, администрация нарушила требования вышеуказанного федерального законодательства, а значит, оснований для применения истцом повышающего коэффициента не имеется. С таким мнением суда апелляционная инстанция не согласна в силу следующего. Согласно положениям пункта 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. На основании пункта 3 этой же статьи за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка. В случае, если по истечении трех лет с даты предоставления в аренду земельного участка, находящегося в государственной собственности, для жилищного строительства, за исключением случаев предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, не введен в эксплуатацию построенный на таком земельном участке объект недвижимости, арендная плата за такой земельный участок устанавливается в размере не менее двукратной налоговой ставки земельного налога на соответствующий земельный участок, если иное не установлено земельным законодательством. В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом «О государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Подпунктом «д» пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 6.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право управлять и распоряжаться собственностью субъекта Российской Федерации. Введение данной нормы, не касающейся арендной платы для объектов незавершенного жилищного строительства, составляет предмет полномочий высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и не противоречит актам большей юридической силы. С учетом этого следует признать, что субъект Российской Федерации вправе установить повышенный размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в его собственности, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемые для строительства нежилых помещений, если объекты недвижимости на данном земельном участке не введены в эксплуатацию по истечении трех лет с даты заключения договора аренды земельного участка. Применение судом первой инстанции постановления № 582 нельзя признать правильным, поскольку данное постановление подлежит к применению в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, а также земель, федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности только в части утвержденных этим постановлением основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков. При этом утвержденные этим нормативным правовым актом привила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы подлежат применению только к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации. Данная позиция сформирована Верховным Судом Российской Федерации в определениях от 13.05.2015 № 306-ЭС14-6558 по делу № А12-1426/2014 и от 15.06.2015 № 310-ЭС15-1189 по делу № А14-12748/2013, а также в обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014, и применена Арбитражным судом Центрального округа в постановлении от 17.06.2015 по делу № А54-5196/2014. Начисление арендной платы за пользование земельными участками на территории Калужской области осуществляется на основании Закона Калужской области от 06.02.2008 № 402-ОЗ «О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков» (действовал на момент начисления арендной платы), а также постановлений городской управы города Калуги «О ставках арендной платы и коэффициентах к ним для исчисления арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории муниципального образования «Город Калуга», утверждаемых ежегодно. Городской управой города Калуги принято постановление от 27.12.2012 № 448-п «О порядке исчисления в 2013 году арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории муниципального образования «город Калуга». В силу пункта 3 названного постановления размер арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории муниципального образования «город Калуга», определяется по следующей формуле: А=С+К+П+И1х…хИп. Данное постановление является действующим, в установленном законом порядке не отменено. Подобная формула расчета арендной платы была установлена и в Законе Калужской области от 06.02.2008 № 402-ОЗ «О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков». Следовательно, ставки арендной платы и коэффициенты к ним при начислении обществу арендной платы применялись управой в соответствии с действующим законодательством. Согласно пункту 1 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, актов органов местного самоуправления. В силу части 2 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 № 15837/11 указано, что нормативные акты публичных образований, устанавливающие ставки арендной платы за земельные участки, Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2015 по делу n А54-1292/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|