Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2015 по делу n А54-6178/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

17 августа 2015 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула                                                                                                    Дело   № А54-6178/2014 Резолютивная часть  постановления объявлена 13.08.2015

Постановление изготовлено в полном объеме 17.08.2015

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего  Еремичевой Н.В., судей Заикиной Н.В. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.А., при участии                  от ответчика – Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1046213016409) – Маненковой М.В (доверенность                от 15.09.2014), в отсутствие представителей заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Артус» (г. Рязань, ОГРН 1056204002293), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании, проводимом путем использования систем видеоконференц-связи, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 21.05.2015 по делу № А54-6178/2014 (судья Мегедь И.Ю.), установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Артус» (далее по тексту – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России № 3 по Рязанской области (далее по тексту – налоговый орган, инспекция, ответчик) от 20.06.2014 № 14040                                  о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога в сумме 53 454 рублей 88 копеек, начисления пени по земельному налогу в сумме 1 722 рублей 69 копеек, привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в             сумме 21 385 рублей 60 копеек (с учетом уточнения заявленных требований в порядке                       статьи  49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Решением Арбитражного суда Рязанской области от 21.05.2015 заявленные  требования удовлетворены частично. Признано недействительным решение Межрайонной ИФНС России № 3 по Рязанской области  от 20.06.2014 № 14040 о привлечении                            к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления и предложения уплатить земельный налог в сумме 53 454 рублей 88 копеек, начисления пени в сумме  1 722 рублей 69  копеек, привлечения к ответственности по пункту 1                      статьи 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 20 385 рублей 60 копеек. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.

Судебный акт мотивирован тем, что расчет заявленных требований произведен исходя из кадастровой стоимости, установленной судебным актом с момента его вступления в законную силу, а до его вступления в законную силу, исчисление налога производится с учетом кадастровой стоимости, установленной по состоянию на 01.01.2013, что соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 06.11.2012 № 7701/12. Снижая размер штрафа, подлежащего взысканию с общества, суд первой инстанции исходил из наличия смягчающих ответственность ООО «Артус» обстоятельств.   

В апелляционной жалобе Межрайонная ИФНС России № 3 по Рязанской области просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь                          на нарушение судом норм материального права. В обоснование своей позиции указывает на то, что кадастровая стоимость земельных участков, установленная решением Арбитражного суда Рязанской области от  10.04.2013 по делу № А54-8501/2012, может применяться в целях определения налоговой базы по земельному налогу по состоянию на 1 января года, следующего за налоговым периодом, в котором внесены такие изменения, то есть в 2014 году.

В отзыве на апелляционную жалобу ООО «Артус», опровергая доводы жалобы, считает, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, и просит                                   в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.

Как усматривается из материалов дела, 23.01.2014 ООО «Артус» представило                            в налоговую инспекцию декларацию по земельному налогу за 2013 год, в соответствии                       с которой к уплате в бюджет заявлен земельный налог в сумме 70 311 рублей.

Выявленные налоговым органом в ходе проверки нарушения зафиксированы в акте камеральной налоговой проверки от 08.05.2014 № 16934, которым  установлено занижение суммы земельного налога, подлежащего уплате в бюджет за 2013 года, на сумму 106 928 рублей.

 По результатам рассмотрения материалов проверки и представленных обществом возражений Межрайонная ИФНС России № 3 по Рязанской области приняла решение от 20.06.2014 № 14040 о привлечении к ответственности по            пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по                     тексту – НК РФ) за неуплату (неполную уплату) земельного налога в виде штрафа                                                                   в сумме 21 385 рублей 60 копеек.

Кроме того, указанным решением обществу доначислен земельный налог                 в сумме 106 928 рублей и начислены пени за несвоевременную уплату земельного налога в сумме 3 707 рублей 20 копеек.

В обоснование принятого решения инспекция указала на неправомерное применение обществом при исчислении земельного налога за 2013 год в отношении земельного участка с кадастровым номером 62:29:0130002:385 кадастровой стоимости, установленной решением Арбитражного суда Рязанской области  от 10.04.2013 по делу              № А54-8501/2012, равной его рыночной стоимости.

На основании статей 101, 101.2 НК РФ налогоплательщик обратился                         в Управление Федеральной налоговой службы по Рязанской области                                    с апелляционной жалобой на решение инспекции.

Решением управления от 09.10.2014 № 2.15-12/11756 оспариваемое решение инспекции оставлено без изменения.

Частично не согласившись с решением Межрайонной ИФНС России № 3 по Рязанской области от 20.06.2014 № 14040 , ООО «Артус» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Рассматривая спор по существу и частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В соответствии со статьей 396 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы муниципальных образований ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения                о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии                            со статьей 389 Кодекса, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Пунктом 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований.

Согласно статье 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации.

Земельный налог на территории города Рязани, налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога устанавливаются Положением о земельном налоге, утвержденным решением Рязанского городского Совета от 24.11.2005 № 384-III. Земельный налог на территории города Рязани устанавливается и вводится в действие с 1 января 2006 года.

Статьей 390 НК РФ предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель проводится Государственным комитетом Российской Федерации по земельной политике, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями.         По представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают результаты государственной оценки земель (пункт 10 Правил).

В силу пункта 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ                            «О государственном кадастре недвижимости» орган кадастрового учета вносит сведения              в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган                                 в установленном законом порядке документов. В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая представляет собой одну из характеристик такого объекта недвижимости, в том числе земельного участка (пункт 2 статьи 11 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»).

Кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, согласно пункту 2 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

В отношении земельных участков, не перечисленных пунктах 1 – 3 статьи 2 Положения, налоговая ставка устанавливается в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости участка.

Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

В статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установлено право физических и юридических лиц оспорить результаты определения кадастровой стоимости земельного участка в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости земельного участка по состоянию на дату, на которую определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной                          в отчете об оценке.

В случае установления судом рыночной стоимости земельного участка такие сведения подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости с момента вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 № 913/11, согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.

Положениями главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации не урегулированы правоотношения, связанные с исчислением и уплатой земельного налога в случае, если облагаемая земельным налогом база изменяется в течение налогового периода, в том числе вследствие изменения кадастровой стоимости, и отсутствует запрет в исчислении налогоплательщиком налога с учетом кадастровой стоимости, рассчитанной за соответствующий период исходя из кадастровой стоимости земельного участка, установленной судебным актом, вступившим в законную силу.

С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно посчитал, что при исчислении земельного налога за 2013 год применительно к периоду после вступления в законную силу решения Арбитражного суда Рязанской области 10.04.2013 по делу                      № А54-8501/2012 необходимо исчислять налог за 2013 год, исходя из кадастровой стоимости, установленной указанным судебным актом, а до вступления его в законную силу исчисление налога производится с учетом кадастровой стоимости, установленной по состоянию на 01.01.2013.

Такой правовой подход соответствует судебной практике (постановления Арбитражного Суда Центрального округа от 19.12.2014 № А64-6186/2013, от 23.12.2014 № А64-7457/2013, от 24.12.2014 № А64-6911/2013, от 15.01.2015 № А64-6799/2013, постановление Арбитражного Суда Поволжского округа от 02.02.2015 № А65-30422/2013 и другие).

Судом установлено, что в представленной налогоплательщиком 23.01.2014                          в налоговую инспекцию декларации по земельному

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2015 по делу n А09-1974/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также