Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2015 по делу n А09-3903/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

13 августа 2015 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Тула

Дело № А09-3903/2014

Резолютивная часть постановления объявлена  13.08.2015

Постановление изготовлено в полном объеме 13.08.2015

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего  Тимашковой Е.Н., судей Волковой Ю.А. (в соответствии с распоряжением от 06.08.2015 на основании статьи 18  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации замена судьи Тучковой О.Г. ввиду нахождения в отпуске) и Рыжовой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Филимоновой Е.Е., при участии представителей истца – комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации (г. Брянск, ОГРН 1063250032504, ИНН 3250067042) – Кучер Е.А. (доверенность от 14.01.2015) и Ковалишина С.Н. (доверенность от 12.09.2014), ответчика – общества с ограниченной ответственностью «Айти Энергофинанс Брянск» – генерального директора Сваткова К.В. (приказ от 19.10.2012) и Лариной Н.С. (доверенность от 04.03.2014), в отсутствие представителей третьего лица – муниципального казенного учреждения  «Управление ЖКХ г. Брянска»  (г. Брянск),  уведомленных надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Айти Энергофинанс Брянск» на решение Арбитражного суда Брянской области от 13.03.2015 по делу № А09-3903/2014 (судья Земченкова Г.В.), установил следующее.    

Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации (далее – истец, комитет) обратился в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Айти Энергофинанс Брянск» (далее – ответчик, общество) о взыскании 3 699 938 рублей 03 копеек неосновательного обогащения, представляющего собой излишне уплаченные денежные средства за услуги энергосервиса в рамках муниципального контракта на энергосервис от 20.11.2012 № 0127300013112001105 за январь-февраль 2013 (с учетом уточнения).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МКУ «Управление ЖКХ                                  г. Брянска».

Решением Арбитражного суда Брянской области от 13.03.2015 исковые требования удовлетворены.

           Не согласившись с решением суда, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.

Дело рассмотрено после перерыва, объявленного 06.08.2013.

Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.

Как усматривается из материалов дела, на основании протокола рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе от 01.11.2012 № 0127300013112001105-2 между комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации (муниципальный заказчик) и ООО «Айти Энергофинанс Брянск» (исполнитель) заключен муниципальный контракт от 20.11.2012 № 0127300013112001105 на энергосервис, по условиям которого исполнитель осуществляет оказание услуги энергосервиса на объекте (система уличного освещения муниципального образования «город Брянск») заказчика, в том числе внедряет энергосберегающие мероприятия, а заказчик оплачивает услуги исполнителю за счет средств, полученных от экономии в результате реализации энергосберегающих мероприятий. Перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности сформирован на основании предложения в заявке участника размещения заказа, с которым заключается контракт. Перечень мероприятий по энергосервису представлен в приложении № 1 к настоящему контракту (пункт 2.1 контракта).

Согласно приложению № 1 к указанному муниципальному контракту (перечень мероприятий по энергосервису) стороны согласовали перечень мероприятий, перечень оборудования, количество и объем работ, а также сроки выполнения мероприятий.

Перечень объектов заказчика, на которых предполагается реализация настоящего контракта, с указанием адреса технических характеристик, представлен в приложении                № 3.

В пункте 2.4 муниципального контракта стороны установили, что показатель экономии электрической энергии в натуральном выражении, который должен обеспечиваться исполнителем в результате исполнения настоящего контракт должен составлять 43 941 483 кВт*ч. за расчетный период принимается месяц. Условия настоящего контракта по показателям экономии электроэнергии считаются выполненными, если показатели экономии электроэнергии равны или превышают значения показателей, установленные в приложении № 5 к настоящему контракту                        (пункт 2.5 контракта).

Согласно пункту 2.11 все работы в рамках настоящего контракта должны выполняться в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, нормативными требованиями Строительных норм и правил Российской Федерации (СНиП), Государственными стандартами Российской Федерации в области строительства и капитального ремонта (ГОСТ), руководящими документами системы (РДС), техническими условиями (ТУ).

Пунктом 6.1 контракта определено, что исполнитель обязан выполнить работы по реализации перечня мероприятий по энергосервису в соответствии с приложением № 1 к настоящему контракту.

Как установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Брянской области от 31.10.2014 по делу № А09-323/2014, во исполнение условий заключенного муниципального контракта на энергосервис от 20.11.2012                                               № 0127300013112001105 ответчиком оказаны истцу услуги энергосервиса на объекте (система уличного освещения муниципального образования «город Брянск») заказчика, в том числе внедрены энергосберегающие мероприятия согласно перечню мероприятий по энергосервису, указанному в приложении № 1 к указанному контракту,  произведена замена светильников ЖКУ и РКУ на энергоэффективные и установлены реле астрономического времени.

За январь – февраль 2013 года между истцом и ответчиком подписаны акты выполненных работ, акт  от 08.04.2013 № 00000001, акт от 21.06.2013 № 00000004, всего на сумму 3 135 540 рублей 70 копеек без учета НДС (3 699 938 рублей 03 копейки с учетом              НДС). Подпись представителя заказчика в указанных актах отсутствует.

Платежными поручениями от 30.08.2013 № 5906595, от 06.09.2013 № 5941065, от 01.10.2013 № 6090080, №5131900 от 18.04.2013, от 30.04.2013 № 5213386, от 12.07.2013                              № 5637138, от 17.07.2013 № 5659660 истец перечислил ответчику по актам от 08.04.2013 и от 21.06.2013 за услуги энергосервиса за январь – февраль 2013 года –                                                                   3 699 938 рублей 03 копейки с учетом НДС.

Полагая, что указанные денежные средства уплачены в отсутствие обязательств  за январь – февраль 2013, истец обратился к ответчику с требованиями произвести возврат денежных средств, уплаченных за спорный период в рамках муниципального контракта от 20.11.2012 № 0127300013112001105 на энергосервис.

Поскольку ответчик денежные средства не возвратил, истец обратился с настоящим иском в суд.

Рассматривая дело по существу и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что исходя из буквального толкования пунктов 2.4 и 2.5 контракта, положения пункта 2.4 предусматривают дополнительную экономию сверх 43 941 483 кВт*ч, определенных за период март 2013 года – февраль 2018 года, а оплаченная истцом ответчику сумма за январь – февраль 2013 года не является ни запланированной, ни дополнительной экономией, поскольку расчет экономии и ее оплата должны производиться после полной реализации энергосберегающих мероприятий, указанных в приложении № 1. Поскольку в спорный период (январь – февраль 2013 года) предусмотренные муниципальным контрактом мероприятия по энергосервису ответчиком в полном объеме не выполнены, обязанность по оплате экономии за указанный период у истца отсутствует.

Апелляционная инстанция не соглашается с данным выводом по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее –                       ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В связи с этим гражданские права и обязанности возникают, в частности, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

В рассматриваемом случае обязательства сторон возникли из муниципального контракта от 20.11.2012 № 0127300013112001105, который по своей правовой природе является договором о возмездном оказании услуг и регулируется нормами главы 39                              ГК РФ.

Правоотношения сторон, возникшие между истцом и ответчиком на основании государственного контракта, регулируются главой 4 ГК РФ и Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона № 94-ФЗ под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Государственный контракт и муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений данного Федерального закона.

Государственный контракт или муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений настоящего Федерального закона.

Согласно части 2 статьи 56.1 Закона № 94-ФЗ контракт на энергосервис заключается отдельно от контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, на оказание услуг водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, газоснабжения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), на поставки электрической энергии. Размещение заказа на энергосервис осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом положений, предусмотренных настоящей статьей.

Частью 12 статьи 56.1 Закона № 94-ФЗ установлено, что контракт на энергоресурс заключается по цене, которая определяется в виде фиксированного процента экономии соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов в денежном выражении, предложенного участником размещения заказа, с которым заключается такой контракт.

В соответствии с частями 15 и 17 статьи 56.1 указанного закона обязательством исполнителя по контракту на энергосервис является обеспечение предусмотренной контрактом экономии соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов в натуральном выражении без учета экономии в стоимостном выражении, при этом принимаются во внимание особенности исполнения контракта, определенные в соответствии с частью 17 настоящей статьи. Правительством Российской Федерации устанавливаются требования к условиям контракта на энергосервис, в том числе требования к условиям исполнения такого контракта, включая условия об оплате такого контракта (в том числе в части порядка определения фактически сложившихся цен (тарифов) на энергетические ресурсы в целях оплаты такого контракта), особенности определения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) на энергосервис                        (в том числе период, за который учитываются расходы заказчика на поставки энергетических ресурсов).

Условия энергосервисного контракта регулируются так же постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2010 № 636 «О требованиях к условиям энергосервисного контракта и об особенностях определения начальной (максимальной) цены энергосервисного контракта».

Согласно пункту 5 приложения № 1 к данному постановлению в энергосервисном контракте предусматривается наличие положения, устанавливающего, что обязательство исполнителя по обеспечению экономии расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов считается исполненным, если размер экономии (доля размера экономии), достигнутой в результате исполнения контракта, в натуральном выражении равен или больше размера экономии (доли размера экономии) энергетического ресурса, указанного к контракте.

В пункте 2.4 муниципального контракта стороны предусмотрели, что показатель экономии электрической энергии в натуральном выражении, который должен обеспечиваться исполнителем в результате исполнения настоящего контракта, должен составлять 43 941 483 кВт*ч. За расчетный период принимается месяц. Условия настоящего контракта по показателям экономии электроэнергии считаются выполненными, если показатели экономии электроэнергии равны или превышают значения показателей, установленные в приложении № 5 к настоящему контракту (пункт 2.5 контракта).

В соответствии с пунктом 2.7 контракта при достижении экономии потребления энергетических ресурсов за расчетный период, определенной в соответствии с пунктом 2.5 контракта, или превышения этого уровня, заказчик оплачивает услуги, являющиеся предметом настоящего энергосервисного контракта, в объеме, который определяется как произведение величины экономии энергетических ресурсов за период, установленный в пункте 2.5 настоящего контракта, на стоимость единицы энергетического ресурса на момент расчетного периода.

Согласно пункту 4.1 контракта цена по настоящему контракту определяется в виде процента экономии соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов в денежном выражении. Процент экономии и дополнительной экономии, подлежащий уплате исполнителю по настоящему контракту, составляет 99 %.

Пунктом 4.2 контракта стороны предусмотрели,

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2015 по делу n А68-12806/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также