Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2015 по делу n А68-12419/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

10 августа 2015 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел. (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

    ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Тула

    Дело № А68-12419/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 04.08.2015

Постановление изготовлено в полном объеме 10.08.2015

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Волковой Ю.А., судей Капустиной Л.А. и Тимашковой Е.Н. при ведении протокола судебного заседания секретарем Понкратовой А.В., при участии от заявителя – территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области (ИНН 7106510491, ОГРН 1097154014154) – представителя Джалилова О.А. (доверенность от 30.07.2015), от ответчика – федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) – представителя Саркисовой О.М. (доверенность от 30.01.2015), в отсутствие представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Тульской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционну жалобу федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» на решение Арбитражного суда Тульской области от 04.06.2015 по делу № А68-12419/2014 (судья Рыжикова Н.А.), установил следующее.

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области (далее – заявитель, теруправление) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с требованием к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее – ответчик, кадастровая палата) о признании незаконным решения от 27.10.2014                             № 71/2014-90296 об отказе в постановке на кадастровый учет помещений с номерами на поэтажном плане 1, 13, 14, 15 в здании № 2-а по ул. Л. Толстого пос. Одоев Тульской области; обязании поставить на кадастровый учет указанные помещения.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечено следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Тульской области.

Решением Арбитражного суда Тульской области от 04.06.2015 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на незаконность и необоснованность принятого решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование своих требований ссылалось на то, что  исполнение обжалуемого судебного акта привет к формированию судебной практики по передаче помещений общего пользования в частную собственность.

            Заявитель отзыв на апелляционную жалобу не представил.

Третье лицо, извещенное о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд апелляционной инстанции своего представителя не направило.

В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся представителей третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения судебного акта в силу следующего.

Как следует из материалов дела, административное здание, назначение: объекты нежилого назначения, общей площадью 409,8 кв. м, расположенное по адресу: Тульская область, п. Одоев, ул. Л. Толстого, д.2-а, закреплено на праве оперативного управления за межрайонной ИФНС России № 4 по Тульской области, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 05.05.2012 (т. 1, л. д. 12), включено в реестр федерального имущества (выписка из реестра федерального имущества от 01.12.2014 № 266/8, т. 1, л. д. 9-11).

Распоряжением теруправления от 29.11.2013 № 323-р «О закреплении федерального недвижимого имущества на праве оперативного управления за СУ СК России по Тульской области» из оперативного управления межрайонной ИФНС России        № 5 по Тульской области изъят объект недвижимого имущества: нежилые помещения первого этажа с номерами на поэтажном плане №№ 1, 13-15, лит. А, общей площадью 67,2 кв. м, расположенные по адресу: Тульская область, п. Одоев, ул. Л. Толстого, д. 2-а, и закреплен на праве оперативного управления за Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Тульской области (т. 2, л. д. 5-6).     В связи необходимостью государственной регистрации права Следственного управления Территориальное управление Росимущества в Тульской области обратилось в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области с заявлением о постановке вышеуказанных помещений на государственный кадастровый учет, представив вместе с

заявлением, в том числе, технический план помещения от 25.09.2014, изготовленный кадастровым инженером Городского отделения Тульского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ».

Решением от 27.10.2014 № 71/2014-90296 кадастровая палата отказала в осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости на основании части 7 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (т. 1, л. д. 8).

В названном решении указано: на основании рассмотрения представленных документов выявлено, что помещение не изолировано или не обособлено от других помещений в здании или сооружении (часть 7 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»), а именно: из представленного с заявлением технического плана на объект недвижимости следует, что через помещение, о государственном кадастровом учете которого представлено заявление, осуществляется доступ к другому помещению, находящему в здании (с номером на поэтажном плане в техническом паспорте 2).

Считая данное решение противоречащим действующему законодательству теруправление обратилось в Арбитражный суд Тульской области с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что спорные помещения являются обособленными, при этом коридор как неотъемлемая часть спорного объекта имеет вспомогательное, обслуживающее значение, в связи с чем признал решение уполномоченного органа об отказе в осуществлении кадастрового учета указанных помещений противоречащим требованиям закона о кадастре, нарушающим права и законные интересы собственника.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В случае если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об удовлетворении заявленного требования (часть 2 статьи 201 АПК РФ).

Таким образом, в соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда  Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – закон о кадастре).

Согласно части 3 статьи 1 закона о кадастре государственным кадастровым учетом

недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально- определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

В соответствии с частью 5 статьи 4 закона о кадастре сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Пунктами 5, 6 части 1 и пунктом 5.1 части 2 статьи 7 указанного закона предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе: кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, номер этажа, на котором расположено это помещение (при наличии этажности), описание местоположения этого помещения в пределах данного этажа, либо в пределах здания или сооружения, либо соответствующей части здания или сооружения, если объектом недвижимости является помещение; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение; кадастровые номера помещений, расположенных в здании или сооружении, если объектом недвижимости является здание или сооружение.

Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта

недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2

статьи 7 настоящего федерального закона сведений об объекте недвижимости (часть 1 статьи 16 закона о кадастре).

Частью 2 статьи 16 закона о кадастре определено, что постановка на учет и снятие

с учета объекта недвижимости осуществляются, если иное не установлено настоящим федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

В соответствии с частью 2 статьи 20 закона о кадастре с заявлением о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица в порядке, предусмотренном статьей 21 данного закона.   Согласно части 1 статьи 22 закона о кадастре необходимыми для кадастрового учета документами являются, в том числе, заявление и технический план объекта недвижимости.

Из части 1 статьи 41 закона о кадастре следует, что технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки на учет такого объекта недвижимости, либо сведения о части или частях такого объекта недвижимости, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер.

Как следует из материалов дела, документы для постановки спорных помещений на государственный кадастровый учет были представлены в кадастровую палату в соответствии с требованиями части 1 статьи 22 закона о кадастре.

Решением от 27.10.2014 № 71/2014-90296 кадастровая палата отказала в осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости на основании части 7 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (т. 1, л. д. 8), посчитав его неизолированным.

В силу части 7 статьи 27 закона о кадастре орган кадастрового учета

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2015 по делу n А68-10319/10  . Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также