Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2015 по делу n А68-13155/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

24 июля 2015 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула                                                                                                      Дело № А68-13155/2014

Резолютивная часть постановления объявлена   22.07.2015

Постановление изготовлено в полном объеме    24.07.2015

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего  Капустиной Л.А., судей Волковой Ю.А. и Рыжовой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Феоктистовой Д.О., при участии от  истца – общества  с  ограниченной  ответственностью  «РЕГИОНСТРОЙ»  (г. Тула, ИНН 7103018997, ОГРН 1027100522690) – Лопуховского О.А. (доверенность от 01.12.2014), от ответчиков:  муниципального  образования  город  Тула в лице   администрации г. Тулы (г. Тула, ИНН 7107030032, ОГРН 1037101133552) – Синдеева М.М. (доверенность от 13.0.2015), министерства  имущественных  и  земельных  отношений Тульской  области  (г. Тула, ИНН 7106503078, ОГРН 1087154003518) – Мамаева В.А. (доверенность от 03.10.2014), в отсутствие третьего лица – управления градостроительства и архитектуры                      г. Тулы,  рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «РЕГИОНСТРОЙ» на решение Арбитражного суда Тульской области от 05.06.2015 по делу № А68-13155/2014 (судья Рыжикова  Н.А.), установил следующее.

Общество  с  ограниченной  ответственностью  «РЕГИОНСТРОЙ»  (далее – общество) обратилось  в Арбитражный  суд  Тульской области с  иском  (с  учетом  уточнений)  к  муниципальному  образованию  город  Тула  в  лице  администрации  города  Тулы (далее – администрация), министерству  имущественных  и  земельных  отношений Тульской  области   (далее – министерство) о  признании незаконными действий  по отказу в   выдаче   разрешения  на  строительство  здания  торгово-административного  назначения  на  земельном  участке  площадью  1 130  кв.  метров  с кадастровым  номером  71:30:010218:185;  взыскании  убытков в размере 1 490 769 рублей 96 копеек.

Определением суда от 23.04.2015 (т. 2, л. д. 39), принятым в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьего лица,  не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора,  привлечено   управление градостроительства и архитектуры г. Тулы (далее – управление).

Решением суда от 05.06.2015 (т. 3, л. д. 84) в удовлетворении исковых требований отказано. Суд  первой инстанции установил, что на момент обращения общества за разрешением на строительство земельный участок, на котором оно должно было осуществляться, располагался в двух территориальных зонах (жилой зоне Ж-1 и  зоне городских  парков, скверов, бульваров Р-1). Поскольку нормами градостроительного законодательства  возможность формирования участка, расположенного в различных территориальных зонах не допускается, первая инстанция пришла к выводу о правомерности  действий  администрации по отказу в выдаче разрешения и, как следствие, отсутствию оснований для  удовлетворения требования о взыскании убытков. При этом суд отметил, что совершение обществом действий, связанных с подготовкой к строительной деятельности до даты заключения договора  аренды земельного участка, является его предпринимательским риском и возникшие в связи с этим расходы не могут быть взысканы по правилам статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации. 

В апелляционной жалобе общество  просит решение отменить, исковые требования удовлетворить. Оспаривая судебный акт, заявитель ссылается на то, что отказ в выдаче  разрешения на строительство мотивирован отсутствием схемы планировочной организации земельного участка, выполненной в соответствии с градостроительным планом.  Считает, что суд должен был дать оценку требованиям администрации о необходимости представления названной схемы. Утверждает, что  к заявлению о выдаче разрешения на строительство истец приложил все документы, предусмотренные   частью 7 статьи 51  Градостроительного кодекса Российской Федерации. Указывает, что  отнесение предоставленного под строительство земельного участка к двум территориальным зонам было осуществлено  позднее предоставления участка в аренду, а процедура градостроительного зонирования должна была осуществляться с учетом  имеющегося у участка градостроительного регламента. Считает не имеющим значения для возложения на администрацию ответственности в виде убытков факт обращения общества за разрешением на строительство  спустя три года после заключения договора аренды.

В отзыве администрация просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без   удовлетворения. Указывает, что договор аренды земельного участка был заключен после принятия  Правил землепользования и застройки муниципального образования г. Тула и ранее утвержденная документация по планировке территории должна применяться  в части, не противоречащей Правилам. Считает, что возможная выдача разрешения на строительство привела бы к нецелевому использованию земельного участка. В связи с этим заявляет о законности отказа  администрации в выдаче разрешения на строительство на основании  статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.   Выражает согласие с выводом суда о невозможности взыскания понесенных обществом расходов до даты заключения договора аренды земельного участка; арендная плата, уплаченная в период действия договора аренды, является платой за пользование участком и также не может быть квалифицирована в качестве убытков.

Министерство в возражениях выразило аналогичную администрации  позицию по жалобе.

В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве и возражениях на нее.

Третье лицо,   извещенное надлежащим образом о времени и месте  рассмотрения дела, в том числе путем размещения информации на сайте суда, в суд апелляционной инстанции  представителей не направило. С учетом мнений  представителей сторон судебное разбирательство проводилось в его отсутствие   в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей истца и ответчиков,  Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.

Как видно из материалов дела, постановлением  главы  администрации  города Тулы от 25.05.2007 № 1892 обществу предварительно согласовано место размещения  объекта строительства – здания  торгово-административного  назначения,  утвержден  акт  выбора земельного  участка  площадью  1 130  кв.  метров,  расположенного  на  землях  населенного пункта  (г.  Тула,   ул. Пузакова),  и  проект  его  границ;  утвержден  градостроительный план земельного участка (т. 1, л. д. 24).

Пунктом 3 указанного постановления обществу было предписано  в  установленном  порядке    выполнить инженерные  изыскания  для  подготовки  проектной  документации;  получить градостроительный  план  земельного  участка  в  управлении;  разработать  (посредством  лицензированной организации)  проектную  документацию  на  строительство  объекта,  согласовать  ее  с уполномоченными  государственными  и  муниципальными  органами,  осуществить государственную  экспертизу  проектной  документации;  осуществить  (посредством лицензированной  организации)  межевание  земельного  участка  и  его постановку    на государственный  кадастровый  учет;  обратиться  с  заявлением  в  администрацию  города Тулы  о  предоставлении  земельного  участка  для  строительства  с  приложением кадастрового плана.

Во исполнение постановления  общество    выполнило  инженерно-геологические  изыскания  для  дальнейшей подготовки  проектно-сметной  документации;  получило градостроительный план земельного участка; разработало  проектно-сметную  документацию  на  строительство  здания  торгово-административного назначения и   согласовало ее с уполномоченными органами.

На основании постановления  администрации  Тульской  области  от  18.10.2010                   № 975 между  департаментом  имущественных  и  земельных  отношений  Тульской области (правопреемник – министерство) (арендодатель) и обществом (арендатор)  заключен  договор  аренды земельного участка от 22.12.2010   №  1032485  (т. 1, л. д. 31), по условиям которого  арендатору для строительства предоставлен  земельный участок площадью  1 130  кв.  метров  с  кадастровым  номером  71:30:010218:185,    по адресу:  находящийся  примерно  в  5  м  по  направлению  на  восток  от  ориентира, расположенного  за  пределами  земельного  участка,  адрес  ориентира:  город  Тула, Зареченский район, улица Пузакова, дом 14, сроком на три года.

Государственная регистрация договора осуществлена  22.02.2011.

Пунктами  9.1.6, 9.1.7 договора предусмотрена обязанность арендатора получить в течение шести месяцев с момента заключения договора разрешение на строительство, до истечения срока договора направить в администрацию города Тулы заявление о выдаче разрешения на ввод завершенного строительством объекта в эксплуатацию.

27.09.2013  общество  обратилось  к   администрации с просьбой изменить целевое значение объекта строительства: вместо  строительства  торгово-административного  здания разрешить строительство здания для содержания и воспитания детей дошкольного возраста.

Администрация отказала обществу в  согласовании, сославшись в письме от 29.10.2013 (т. 1, л. д. 121) на то,  что  в  соответствии  с  Правилами  землепользования  и  застройки, утвержденными  решением  Тульской  городской  Думы  от  25.03.2009                         №  65/1406, земельный  участок  с  кадастровым  номером  71:30:010218:185  расположен  в  зоне городских  парков,  скверов,  бульваров  (Р-1),  в  которой  строительство  не допускается.

30.01.2014  общество обратилось в    администрацию  с   заявлением    о  выдаче  разрешения  на  строительство  здания административно-торгового назначения по адресу: г. Тула, ул. Пузакова, д. 14,  приложив   архитектурные  решения  (том  III),  проект организации строительства (том Х), пояснительную записку (том I), технические условия на  водоснабжение  и  водоотведение от  20.02.2007 №  820  ,  технические  условия  на  электроснабжение от 21.05.2007 № ТУ 626, технические условия на  теплоснабжение и горячее водоснабжение  от  01.04.2008 №  1200,  технические  условия  на  наружное  освещение от 21.10.2008 № 227, технические условия на телефонизацию и радиофикацию от 07.11.2008 № 32-02-07/78, технические условия на подключение теплоснабжения от 18.11.2008 № 4169/01,  согласование  рабочего  проекта  от 15.04.2009 №  31-05-24/1935,  градостроительный план № RU71330100000280, договор  аренды от 22.12.2010 № 1032485, генеральный план (том II), сводный план инженерных сетей (т. 3, л. д. 9).

Письмом  от  10.02.2014  №  973-к  администрация  отказала  в  выдаче  разрешения  на  строительство, сославшись на отсутствие  документов,  предусмотренных   пунктом  7  статьи  51  Градостроительного  кодекса  Российской Федерации,  одновременно указав,  что  подготовка  градостроительного  плана  земельного  участка  для выдачи разрешения на строительство невозможна, так  как  в  соответствии  с  Правилами  землепользования  и  застройки  г.  Тулы, утвержденными решением Тульской городской Думы от 25.03.2009 № 65/1406, земельный  участок  сформирован  в  двух  зонах:  зоне  Р-1  –  зона  городских  парков, скверов, бульваров, которая предназначена для организации парков, скверов, бульваров, используемых в целях кратковременного отдыха, проведения досуга населения и зоне Ж-1 – зона, предназначенная для высокоплотной застройки многоквартирными многоэтажными (5-25  этажей)  жилыми  домами  с  объектами  социального  и  культурно-бытового обслуживания населения, преимущественно местного значения, иными объектами  согласно градостроительным регламентам.

Уведомлением  от  19.08.2014  министерство  отказалось  от договора  аренды                         от  22.12.2010  №  1032485 (т. 3, л. д. 33) и по акту приема-передачи от 09.12.2014 приняло  земельный участок  от арендатора (т. 1, л. д. 34).

Ссылаясь на неправомерность отказа администрации в выдаче разрешения на строительство, возникновении у истца убытков, связанных с подготовкой к строительству, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Сумму убытков общество определило в размере реально понесенных расходов за  выполнение инженерных  изысканий  для  подготовки  проектной  документации  и  разработку проектной  документации  на  строительство  объекта  с  ее  согласованием  с уполномоченными  государственными  и  муниципальными  органами и организациями; уплату арендной платы за   земельный участок в период с 23.08.2011 по 25.11.2014.

Порядок выдачи разрешения на строительство предусмотрен статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В силу части 1 данной статьи разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (часть 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами (часть 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 – 6 настоящей статьи органы. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2015 по делу n А62-6499/2013. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также